СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постникова Е.А. Методы и приёмы подготовки к ОГЭ по русскому языку. Выступление на РМО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Постникова Е.А. Методы и приёмы подготовки к ОГЭ по русскому языку. Выступление на РМО»

Методы и приёмы подготовки к ОГЭ по русскому языку 2020-2021 учебный год Е.А. Постникова, учитель русского языка и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлограда

Методы и приёмы подготовки

к ОГЭ

по русскому языку

2020-2021 учебный год

Е.А. Постникова,

учитель русского языка и литературы

МБОУЛ № 3 г. Светлограда

Задание 1.  Сжатое изложение: теория и практика

Задание 1.

Сжатое изложение:

теория и практика

Сжатое изложение      Содержательная обработка прослушанного текста Умение извлекать главную информацию из текста  Языковая обработка прослушанного текста Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи  Способы сокращения текста Содержательные -Разделение информации на главную и второстепенную  Языковые -Свёртывание информации за счёт обобщения -Исключение  -Обобщение -Замена

Сжатое изложение

 

 

Содержательная обработка прослушанного текста

Умение извлекать главную информацию из текста

Языковая обработка прослушанного текста

Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи

Способы сокращения текста

Содержательные

-Разделение информации на главную и второстепенную

Языковые

-Свёртывание информации за счёт обобщения

-Исключение

-Обобщение

-Замена

  Работа с памятками

Как делать записи во время чтения текста изложения

  • При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
  • При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
  • Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
  • Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
  • При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
  • Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
  • Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).

Технологическая карта № 1

  • Записываем ключевое слово и на его основе составляем план (1 и 2 положение памятки):

Книга – друг

Книга – советчик

Книга – учитель

  • Дополняем тезисы глаголами и прилагательными
  • Оговариваем, что исключим из текста: какие приёмы сжатия будем использовать
Тренировочные упражнения   Задание. Передайте содержание предложений, используя приемы сжатия. А. Прием исключения 1. На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.    2.  Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию.  3. Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились.  4. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.  5. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. 6. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Тренировочные упражнения

  Задание. Передайте содержание предложений, используя приемы сжатия.

А. Прием исключения

1. На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.  

2.  Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. 

3. Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. 4. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. 5. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

6. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Б. Прием обобщения

1.Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого.

2.Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись.

3.Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.

4.Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. 

5. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. 

6. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. 

Практическая работа 1 вариант: предлагаем исходный текст переработать в сжатое изложение, предварительно изучая теорию 2 вариант: предлагаем исходный текст и сжатый, обучающиеся должны указать приемы сжатия текста и обосновать свой ответ 3 вариант: на основе тематического диктанта написать сжатое изложение (предварительно нужно поработать с текстом). Цель: одновременно отрабатываем пунктуацию (работа над ошибками), перерабатывая текст

Практическая работа

1 вариант: предлагаем исходный текст переработать в сжатое изложение, предварительно изучая теорию

2 вариант: предлагаем исходный текст и сжатый, обучающиеся должны указать приемы сжатия текста и обосновать свой ответ

3 вариант: на основе тематического диктанта написать сжатое изложение (предварительно нужно поработать с текстом). Цель: одновременно отрабатываем пунктуацию (работа над ошибками), перерабатывая текст

Технологическая карта № 2 (заполняем поля)

Исходный текст

Приемы сжатия

Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.

Исключение

  Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

Обобщение

-вводных слов

-парцеллированных предложений

Замена

Люди стремились обобщить свои наблюдения и знания. И в книгах накопился опыт десятков поколений. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». Это означает: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

-однородных членов предложения

-повторов

-однородных членов обобщающим словом

-ряда предложений, связанных одной мыслью

-сложного предложения – простым

-частей предложений

-однотипных примеров

-риторических вопросов и восклицаний

-части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением

-конкретных, единичных фактов, событий, явлений

-цитат

-прямой речи – косвенной

-части текста одним предложением

-деталей, которые не влияют на ход авторской мысли

-пояснений

-части предложения местоимением

-рассуждений

-описаний

-слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания

Итог работы: написать сжатое изложение

Текст изложения

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И   все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.

- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.

Е. Пермяк (198 слов)

Пример сжатого изложения текста

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что ) Она легко открывалась и плотно закрывалась, ( не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть.( Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Зато в избе ( очень)  много разговаривали о рамах, ( И как о них можно было не говорить, когда ) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.

Рамам уделялось много внимания.)  И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.

(- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли). Нянчились с ней, сколько могли. Ее  петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так ( Скрипела с таким остервенением ), что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили ( другую ) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться ( вовсе не какие-то особенные достоинства, а ) ее дверные обязанности.

Выброшенная же ( в дровяник ) Дверь ( вскоре)  поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы .)

Такова печальная история ( одной) зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве

 Притча о цветке Задание: ответить на вопросы, составить текст на основе этих ответов Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее». Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. 

Притча о цветке

Задание: ответить на вопросы, составить текст на основе этих ответов

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. 

Вопросы к тексту (в виде теста ): 1. Какова основная мысль текста? А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира; Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты; В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому; Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье. 2. Каковы тип и стиль речи текста? А) Художественный, описание; Б) Публицистический, рассуждение; В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения; Г) Художественный, повествование. 3. Что собой представляет последнее предложение текста? А) Тезис; Б) Вывод; В) Мораль. 4. В каком предложении заключена основная мысль текста? А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного; Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее; В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы. 5. Какие средства выразительности использованы в тексте? А) Эпитеты и гиперболы; Б) Метафоры и эпитеты; В) Эпитеты, олицетворение, перифраза; Г) Инверсия, эпитеты.

Вопросы к тексту (в виде теста ):

1. Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис;

Б) Вывод;

В) Мораль.

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.

Самостоятельная работа   Оценить изложение (цель: знакомство с критериями, отработка навыков сжатия текста) – предлагаем исходный текст и сжатое изложение К1 – содержание текста, микротемы К2 – приёмы сжатия исходного текста К3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность   Ответь на вопросы:   Можно ли текст назвать связным?   Правильно ли выделены абзацы?  Какие приемы сжатия текста были использованы?   Нет ли грамматических ошибок?   Нет ли речевых ошибок?   Можно ли текст назвать связным?   Правильно ли выделены абзацы?  Какие приемы сжатия текста были использованы?   Нет ли грамматических ошибок?   Нет ли речевых ошибок?   Можно ли текст назвать связным?   Правильно ли выделены абзацы?  Какие приемы сжатия текста были использованы?   Нет ли грамматических ошибок?   Нет ли речевых ошибок?

Самостоятельная работа

Оценить изложение (цель: знакомство с критериями, отработка навыков сжатия текста) – предлагаем исходный текст и сжатое изложение

К1 – содержание текста, микротемы

К2 – приёмы сжатия исходного текста

К3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность

  Ответь на вопросы:

  •   Можно ли текст назвать связным?   Правильно ли выделены абзацы? Какие приемы сжатия текста были использованы?   Нет ли грамматических ошибок?   Нет ли речевых ошибок?
  •   Можно ли текст назвать связным?   Правильно ли выделены абзацы? Какие приемы сжатия текста были использованы?   Нет ли грамматических ошибок?   Нет ли речевых ошибок?
  •   Можно ли текст назвать связным?
  •   Правильно ли выделены абзацы?
  • Какие приемы сжатия текста были использованы?
  •   Нет ли грамматических ошибок?
  •   Нет ли речевых ошибок?
Домашняя работа  Выберите текст из ОБЗ ФИПИ, напишите сжатое изложение с указание приёмов сжатия текста.  Можно сразу оговорить тему изложения, это тоже своего рода задание. Технологическая карта № 3 (заполняем поля)   Исходный текст Переписывают текст  Приемы сжатия Подчеркивают (выписывают) в тексте ключевые слова Нумеруют предложения Исключение  Обобщение Объясняют постановку знаков препинания (получается графический диктант) Указывают номера предложения Указывают номера предложения Замена Указывают номера предложения

Домашняя работа

Выберите текст из ОБЗ ФИПИ, напишите сжатое изложение с указание приёмов сжатия текста.

Можно сразу оговорить тему изложения, это тоже своего рода задание.

Технологическая карта № 3 (заполняем поля)

Исходный текст

Переписывают текст

Приемы сжатия

Подчеркивают (выписывают) в тексте ключевые слова

Нумеруют предложения

Исключение

Обобщение

Объясняют постановку знаков препинания (получается графический диктант)

Указывают номера предложения

Указывают номера предложения

Замена

Указывают номера предложения

Задание 2 – 8.  Тестовая часть: теория и практика

Задание 2 – 8.

Тестовая часть:

теория и практика

Практическая работа

  • Составление алгоритма выполнения задания
  • Подбор теоретического материала для выполнения задания
  • В качестве разминки на уроке: «ЛИШНЕЕ СЛОВО» - сформулировать задание теста
  • Задание 3: подбирают примеры из произведений (д/р) Задание 4: приволжский, прекрасный, премилый, преграда; безнравственный, беспринципный, без О бидный, беспечный Задание 5: глиня н ый, деревя нн ый, обеспеченный , обществе нн ый Задание 7, 8: выписать из предложения все возможные словосочетания, грамматические основы – Тума нн ое осе нн ее утро, наполне нн ое свежестью ра нн его дождя, легко воз вращает нас в радость летней зари. Задание 10: Счастье казалось несбыточным – Счастье, казалось , не пройдет стороной (сами составляют пары) Задание 11,12,13: подбирают примеры из произведений (д/р)
  • Задание 3: подбирают примеры из произведений (д/р)
  • Задание 4: приволжский, прекрасный, премилый, преграда; безнравственный, беспринципный, без О бидный, беспечный
  • Задание 5: глиня н ый, деревя нн ый, обеспеченный , обществе нн ый
  • Задание 7, 8: выписать из предложения все возможные словосочетания, грамматические основы – Тума нн ое осе нн ее утро, наполне нн ое свежестью ра нн его дождя, легко воз вращает нас в радость летней зари.
  • Задание 10: Счастье казалось несбыточным – Счастье, казалось , не пройдет стороной (сами составляют пары)
  • Задание 11,12,13: подбирают примеры из произведений (д/р)
  • Составление теста
 Благоговейная тишина и запах книг оказывали на меня магическое действие, поэтому на моё имя было записано столько книг, которые я просто проглатывал, сидя в тиши библиотеки, наполненной разумом столетий, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали, казалось, в моём воображении. Благоговейная тишина – эпитет, разум столетий, проглатывая книги Оказывали , поглатывал, разумом – не подходит Записано, наполненной Оказывали действие – влияли, оживали – появлялись, проглатывал - прочитывал Книжные герои – герои книг Грамматические основы Наполненной разумом столетий – обособленное определение Казалось 4 Зато = но Поэтому, которые – последовательное подчинение Предложение с разными видами связи

Благоговейная тишина и запах книг оказывали на меня магическое действие, поэтому на моё имя было записано столько книг, которые я просто проглатывал, сидя в тиши библиотеки, наполненной разумом столетий, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали, казалось, в моём воображении.

  • Благоговейная тишина – эпитет, разум столетий, проглатывая книги
  • Оказывали , поглатывал, разумом – не подходит
  • Записано, наполненной
  • Оказывали действие – влияли, оживали – появлялись, проглатывал - прочитывал
  • Книжные герои – герои книг
  • Грамматические основы
  • Наполненной разумом столетий – обособленное определение
  • Казалось
  • 4
  • Зато = но
  • Поэтому, которые – последовательное подчинение
  • Предложение с разными видами связи
 Стеклянным воздухом осенних дождей преисполнено пространство утомлённого солнцем сада, и бесконечность завтрашнего дня кажется сейчас такой фантазией, кажется, что всё набирается сил и готовится осуществить задуманное: наполнить мир красками. Стеклянный воздух, утомлённое пространство Преисполнено, набирается Стеклянный, преисполнено Кажется фантазией – вымыслом Осенних дождей – дождей осени Грамматические основы Утомлённого солнцем – необособленное определение Кажется – является вводным словом и не является 5 Союз «И» – ССП, однородные сказуемые Придаточное изъяснительное Предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной

Стеклянным воздухом осенних дождей преисполнено пространство утомлённого солнцем сада, и бесконечность завтрашнего дня кажется сейчас такой фантазией, кажется, что всё набирается сил и готовится осуществить задуманное: наполнить мир красками.

  • Стеклянный воздух, утомлённое пространство
  • Преисполнено, набирается
  • Стеклянный, преисполнено
  • Кажется фантазией – вымыслом
  • Осенних дождей – дождей осени
  • Грамматические основы
  • Утомлённого солнцем – необособленное определение
  • Кажется – является вводным словом и не является
  • 5
  • Союз «И» – ССП, однородные сказуемые
  • Придаточное изъяснительное
  • Предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной
Задание 9.  Сочинение - рассуждение: теория и практика 9.1 9.2 9.3

Задание 9.

Сочинение - рассуждение:

теория и практика

9.1

9.2

9.3

1 этап: Подготовительный Знакомство с композицией сочинения - рассуждения (шаблон). Сравнение композиций (15.1, 15.2, 15.3) Знакомство с критериями оценивания – 15.1, 15.2, 15.3 Составление списка литературы для аргументации (15.1, 15.2) - банк аргументов (уроки литературы) Составление справочного материала – теории (15.1), словаря (15.3)  9.3 (из ОГЭ-2020. Русский язык _ Типовые задания_ Бессовестность Целеустремлённость Сострадание Великодушие Любознательность Доброта Бесстрашие Мужество Увлечённость Жизнерадостность Настойчивость Дружелюбие Бестактность Егораева_2018)

1 этап: Подготовительный

  • Знакомство с композицией сочинения - рассуждения (шаблон). Сравнение композиций (15.1, 15.2, 15.3)
  • Знакомство с критериями оценивания – 15.1, 15.2, 15.3
  • Составление списка литературы для аргументации (15.1, 15.2) - банк аргументов (уроки литературы)
  • Составление справочного материала – теории (15.1), словаря (15.3)

9.3

(из ОГЭ-2020. Русский язык _ Типовые задания_

  • Бессовестность
  • Целеустремлённость
  • Сострадание
  • Великодушие
  • Любознательность
  • Доброта
  • Бесстрашие
  • Мужество
  • Увлечённость
  • Жизнерадостность
  • Настойчивость
  • Дружелюбие
  • Бестактность

Егораева_2018)

9.1

  • Тематика и манера речи характеризует героев
  • Части речи – оркестр, создающий музыку великого, богатого и певучего русского языка
  • Достоинство речи проявляется в отборе и использовании для выражения мыслей и чувств языковых единиц
  • Язык – это то, благодаря чему, и с помощью чего мы выражаем себя и вещи
  • Все абзацы и вся пунктуация для воздействия текста на читателя
  • Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения
  • Все зависимые слова связаны с существительным и уподобляются ему по форме, согласуются с ним
  • Изложение от первого лица дает автору возможность влиять на сознание и чувства читателя
  • В языке есть слова и грамматика – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения
  • Чтобы услышали твою оценку ситуации, включи в речь слова с оценочным элементом
  • Пунктуационные знаки имеют своё определенное назначение и свой неповторимый характер
  • Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, так и предложения в тексте соединяются по определённым правилам
  • Все средства языка выразительны, нужно лишь умело пользоваться ими
 Работа с ключевыми словами   На уроках литературы: занимает немного времени, но очень эффективно, таким образом можно повторить материал 5-8 классов   Например,    «Произведение» «Слово» В. Короленко «В дурном обществе» - сострадание, доброта, великодушие А. Платонов «Юшка» - бессовестность Бесстрашие – А. Пушкин «Капитанская дочка» Бестактность – А.Грибоедов «Горе от ума», Д. Фонвизин «Недоросль»

Работа с ключевыми словами

На уроках литературы: занимает немного времени, но очень эффективно, таким образом можно повторить материал 5-8 классов

Например,

«Произведение»

«Слово»

  • В. Короленко «В дурном обществе» - сострадание, доброта, великодушие
  • А. Платонов «Юшка» - бессовестность
  • Бесстрашие – А. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Бестактность – А.Грибоедов «Горе от ума», Д. Фонвизин «Недоросль»
2 этап: Работа с шаблонами сочинений Технологическая карта ТЕЗИС + потому что  Автор утверждает…. ПРИМЕР №1 + микровывод ПРИМЕР №2 + микровывод Подтверждение мы находим.. Что такое ….  Доказательством может служить… ВЫВОД КТО-ГДЕ-О ЧЁМ-НА ЧЬЁМ ПРИМЕРЕ-КАК  Теперь мы можем сделать вывод… КТО-ГДЕ-О ЧЁМ-НА ЧЬЁМ ПРИМЕРЕ-КАК

2 этап: Работа с шаблонами сочинений

Технологическая карта

ТЕЗИС + потому что

Автор утверждает….

ПРИМЕР №1 + микровывод

ПРИМЕР №2 + микровывод

Подтверждение мы находим..

Что такое ….

Доказательством может служить…

ВЫВОД

КТО-ГДЕ-О ЧЁМ-НА ЧЬЁМ ПРИМЕРЕ-КАК

Теперь мы можем сделать вывод…

КТО-ГДЕ-О ЧЁМ-НА ЧЬЁМ ПРИМЕРЕ-КАК

3 этап: Написание сочинения     4 этап: Рецензирование сочинения – помогает ученикам понять, что от них требуют

3 этап: Написание сочинения

4 этап: Рецензирование сочинения –

помогает ученикам понять, что от них требуют


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!