№ урока, дата | Раздел, тема урока | Количество часов | Учебно-методические материалы, КИМы |
Литература конца XIX — начала ХХ века(14 часов) |
1 | Введение в курс русской литературы ХХ века. Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. | 1 | |
2 | Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Художественное мастерство писателя. | 1 | |
3 | Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и модернизма. | 1 | |
4 | Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое мироощущение автора. | 1 | |
5 | Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя. | 1 | |
6 | Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия произведения | 1 | |
7 | Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне» | 1 | |
8 | «Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение | 1 | |
9 | Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне" | 1 | |
10 | Резервный урок. Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне» | 1 | |
11 | Развитие речи. Сочинение по пьесе М.Горького «На дне» | 1 | |
12 | «Серебряный век» русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений. | 1 | |
13 | Художественный мир поэта Н. С. Гумилёва. Основные темы и мотивы лирики поэта. | 1 | |
14 | Развитие речи. Анализ лирического произведения Н. С. Гумилёва | 1 | |
Литература ХХ века(79 часов) |
15 | Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказов писателя. Образ Родины. | 1 | |
16 | Тема любви в произведениях И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Солнечный удар». | 1 | |
17 | Социально-философская проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | |
18 | Основные этапы жизни и творчества А.А.Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в стихотворении «Незнакомка». | 1 | |
19 | Образ «страшного мира» в лирике А.А.Блока. Тема Родины в стихах «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить…». | 1 | |
20 | Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы | 1 | |
21 | Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала. Художественное своеобразие языка поэмы. | 1 | |
22 | Подготовка к презентации проекта по литературе начала ХХ века | 1 | |
23 | Презентация проекта по литературе начала ХХ века | 1 | |
24 | Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики. Лирический герой ранних стихов «Нате!», «А вы могли бы?» | 1 | |
25 | Поэт и революция. Сатира в стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся». | 1 | |
26 | Своеобразие любовной лирики Маяковского «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 | |
27 | Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах» | 1 | |
28 | Жизнь и творчество С.А. Есенина. Особенности лирики и многообразие тематики стихов. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 1 | |
29 | Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в стихах поэта. «Письмо матери», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская». | 1 | |
30 | Своебразие любовной лирики С.А.Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». | 1 | |
31 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике В.В.Маяковского и С.А.Есенина | 1 | |
32 | Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Мотивы лирики поэта, философичность его поэзии. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». | 1 | |
33 | Художественное своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмико-интонационное многообразие лирики поэта. «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…». | 1 | |
34 | Жизнь и творчество М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики в лирике поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…». | 1 | |
35 | Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | 1 | |
36 | Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие таматики лирики. Тема любви. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…». | 1 | |
37 | Гражданский пафос лирики Ахматовой. Тема Родины и судьбы. «Мужество», «Мне голос был…». | 1 | |
38 | История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия | 1 | |
39 | Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие произведения. | 1 | |
40 | Итоговый контроль. Подготовка к контрольному сочинению по литературе первой половины ХХ века | 1 | |
41 | Итоговый контроль. Контрольное сочинению по литературе первой половины ХХ века | 1 | |
42 | Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь» | 1 | |
43 | Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа | 1 | |
44 | Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра. | 1 | |
45 | Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности казачества | 1 | |
46 | Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного человека. Образ Григория Мелехова. | 1 | |
47 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении. | 1 | |
48 | Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | |
49 | Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания произведения «Мастер и Маргарита». | 1 | |
50 | Своеобразие жанра и композиции. «Мастер и Маргарита». Система образов | 1 | |
51 | Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | |
52 | Любовь Мастера и Маргариты. Смысл финала романа. | 1 | |
53 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. | 1 | |
54 | Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений писателя. Особый тип платоновского героя | 1 | |
55 | Высокий пафос и острая сатира произведения Платонова «Котлован». Самобытность языка и стиля писателя. | 1 | |
56 | Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика произведений автора. | 1 | |
57 | Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной войны. «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». | 1 | |
58 | Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации Твардовского. «Дробится рваный цоколь монумента...». | 1 | |
59 | Тема Великой Отечественной войны в прозе. Человек на войне. В. В. Быков «Обелиск». | 1 | |
60 | Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы. В. Л. Кондратьев «Сашка». | 1 | |
61 | Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в русской литературе. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие». | 1 | |
62 | Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая гвардия». Жизненная правда в произведении. | 1 | |
63 | Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев. | 1 | |
64 | В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников Родины | 1 | |
65 | Проблема исторической памяти в лирических произведениях о Великой Отечественной войне. Ю. В. Друниной и В. Исаковского. | 1 | |
66 | Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное своеобразие. Стихотворения К. М. Симонова и Д. С. Самойлова. | 1 | |
67 | Развитие речи. Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне (по выбору) | 1 | |
68 | Тема Великой Отечественной войны в драматургии. В. С. Розов «Вечно живые». | 1 | |
69 | Внеклассное чтение. «Страницы, опаленные войной» (по произведениям о Великой Отечественной войне). | 1 | |
70 | Итоговый контроль. Подготовка к контрольному сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне | 1 | |
71 | Итоговый контроль. Контрольное сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне | 1 | |
72 | Основные этапы и жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика лирики поэта | 1 | |
73 | Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л.Пастернака. «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Любить иных — тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…». | 1 | |
74 | Тема человека и природы. Философская глубина лирики Пастернака. «Снег идёт», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь». | 1 | |
75 | Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Соженицына «Один день Ивана Денисовича». | 1 | |
76 | Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | |
77 | Презентация проекта по литературе второй половины ХХ века | 1 | |
78 | Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя. «Срезал», «Обида», «Микроскоп». | 1 | |
79 | Нравственные искания героев рассказов В.М.Шукшина. Своеобразие «чудаковатых» персонажей | 1 | |
80 | Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение патриархальной русской деревни. Тема памяти. «Живи и помни» | 1 | |
81 | Взаимосвязь нравственных и экологических проблем в произведениях В. Г.Распутина. «Прощание с Матёрой». | 1 | |
82 | Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта. «Звезда полей», «Тихая моя родина!..» | 1 | |
83 | Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк». | 1 | |
84 | Жизнь и творчество И.А.Бродского. Основные темы лирических произведений. «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы». | 1 | |
85 | Тема памяти. Философские мотивы в лирике Бродского. «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…». | 1 | |
86 | Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой». | 1 | |
87 | Развитие речи. Анализ лирического прозведения второй половины ХХ века | 1 | |
88 | «Деревенская» проза. Ф. А. Абрамов, повесть «Пелагея». | 1 | |
89 | Нравственные искания героев произведений писателей второй половины ХХ - начала ХХI века. В.Т.Шаламов «Колымские рассказы». | 1 | |
90 | Разнообразие повествовательных форм в изображении автором жизни современного общества. Ю.В.Трифонов «Дом на набережной». | 1 | |
91 | Страницы жизни и творчества поэта. Б. А. Ахмадулина. Тематика и проблематика лирики поэта | 1 | |
92 | Художественные приемы и особенности поэтического языка С. Высоцкого и Е. А. Евтушенко. | 1 | |
93 | Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI веков. Основные темы и проблемы в произведении А. В. Вампилова «Старший сын»; | 1 | |
Литература народов России(2 часа) |
94 | Литература народов России. Рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания». | 1 | |
95 | Литература народов России. Стихи Р. Гамзатова и М. Джалиля. Лирический герой в современном мире | 1 | |
Зарубежная литература(7 часов) |
96 | Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Э. Хемингуэй «Старик и море». Творческая история произведения. | 1 | |
97 | Проблематика и сюжет произведения. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». | 1 | |
98 | Резервный урок. Художественное своеобразие произведений зарубежной прозы ХХ века. Историко-культурная значимость | 1 | |
99 | Европейская поэзия XX века. Проблемы самопознания, нравственного выбора в стихотворениях Г. Аполлинера. | 1 | |
100 | Зарубежная драматургия ХХ века. Своеобразие конфликта в пьесе Т. Уильямса «Трамвай „Желание“». | 1 | |
101 | Внеклассное чтение по зарубежной литературе ХХ века | 1 | |
102 | Презентация проекта по литературе второй половины ХХ - начала ХXI веков | 1 | |