СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование на тему: "Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование на тему: "Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уцмиюртовская СОШ».






«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

8 класс (ФГОС)


















Учитель:Магомедов Мурад Абдурахманович.




2023год.








«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием qи обратно", 8 класс (ФГОС)



Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Слайд 1.

Эпиграфом нашего урока стали слова немецкого педагога АдольфаДистервега:

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".Слайд 2.

Как вы понимаете эти слова?

Слайд 3.


– Сегодня у нас урок рефлексии. Давайте вспомним, по какому плану проходят такие уроки.

План урока рефлексии

1. Зачем мы здесь?

2. Повторяем

3. Самостоятельная работа №1

4. Ставим цель

5. Работаем над ошибками

6. Самостоятельная работа №2

7. Применяем

8. Итог


– Цель сегодняшнего урока, научиться применять известные алгоритмы при решении задач и выяснить, остались ли у нас затруднения, если остались, то исправить ошибки, применяя эталоны для самопроверки и выхода из затруднений.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (слайды 4-8)

– Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.Начнем с повторения известных эталонов и сделаем это при проверке домашнего задания.

–Проверьте домашнее задание по образцу.


Домашнее задание

Переведите целое десятичное число 8910 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и сделайте проверку.


Учащиеся проводят самопроверку домашнего задания по образцу. В случае необходимости проводится коррекция выполнения заданий, которые вызвали затруднения.

Образец.

8910= 10110012

8910= 1318

8910= 5916


  • Чем пользовались при выполнении данного задания? (Правилом перевода числа из 10-ой СС в любую другую и обратно)

  • Ребята, вы повторили все необходимые эталоны. Какой следующий шаг плана вы будете выполнять? (Напишем самостоятельную работу № 1.)


  • С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Она нам поможет учиться применять все эталоны, которые мы повторили, и поможет определить есть ли у нас по этой теме затруднения.)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 1, указывая номера эталонов, которые использовались.

Самостоятельная работа №1.


1. Переведите десятичное число 127 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (100101002 + С16) : 1208.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.


После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу:

Образец самостоятельной работы №1.

1.11111112,1778, 7F16.

2. 210



Учащиеся фиксируют результаты в таблице. Зафиксировать на доске

Таблица результатов:

№ задания

Результаты выполнения

С№ 1

(верно - «+» неверно - «?»)

№ эталона

Исправлено при выполнении работы с заданиями по выбору

Результаты выполнения

С№ 2

№ 1





№ 2





№ 3





Дополнительное задание


Верно - «+» неверно - «?»)



  • У кого возникли затруднения при выполнении с.р. № 1?

  • У кого возникли затруднения при определении эталонов?

  • Что дальше будете делать? (Сопоставим свои работы с эталоном для самопроверки.)

  • С какой целью вы будете это делать? (Это поможет нам понять есть ли затруднения, в каком месте, и по какой причине.)

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1:

Эталон самостоятельной работы №1.



1. 127 2

126 63 2

1 62 31 2

1 30 15 2

1 14 7 2

1 6 3 2

1 2 1

11111112 1


127 8 127 16

120 15 8 112 7

78 1 15

7 (F)

1778 7F16


2.

Переведем числа в десятичную СС.

100101002=1*27 +0*26 +0*25 +1*24 +0*23 +1*22 +0*21 +0*20= 128 + 16 + 4 =14810

С16= 12*160=1210

1208= 1*82 +2*81 +0*80= 64 + 16 = 8010


Вычислим выражение.

(148 + 12) : 80 = 2

Ответ: 210



Э2


















Э1




  • У кого вызвало затруднение решение первого задания?

  • В каком месте?

  • Почему возникло затруднение?

Аналогичные вопросы задаются по остальным заданиям.

  • Поднимите руки, у кого все задания выполнены правильно?

  • Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

  • Если у вас вся работа выполнена правильно, что вы будете делать? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)

Дополнительное задание.

Один профессор-чудак написал в своей биографии: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда мне минуло 12 лет. Но не смотря на это обстоятельство я учился на 12 и 11. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 122 года (лет) я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 21 год (лет), после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 220 лет (года). Сейчас мне 10011 год (лет), но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…».

В какой системе счисления записаны числа в тексте? Переведите их в 10-ую систему счисления.


Учащиеся продолжают работать в тетрадях.

  • Какую цель ставят для себя те ребята, которые выяснили, что затруднения есть? (Исправить ошибки, научиться применять эталоны, которые вызвали затруднение.)

  • Что вы будете использовать при работе над ошибками? (эталоны для самопроверки.)

  • Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. (на экране)

Для тренинга учащимся предлагаются задания по выбору:

Задания по выбору.



1. Переведите десятичное число 125 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (10111012 + 3916) :178.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.


На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя эталоны для самопроверки, находят и исправляют свои ошибки.

Ребята выполняют задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Работы проверяют по образцу. По результатам работы с заданиями для выбора заполняется таблица результатов.

Образец для заданий по выбору.

1. 11111012,1758, 7D16.

2. 1010




5. Обобщение затруднений во внешней речи.

  • Назовите алгоритмы, в которых были допущены ошибки.

  • В чем была ваша ошибка?

  • Сформулируйте алгоритмы, в которых вы допустили ошибки.

6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.

  • Вы исправляли ошибки, что дальше вы должны сделать? (Напишем самостоятельную работу № 2.)

  • С какой целью вы будете выполнять вторую самостоятельную работу? (Проверить допускаем ли мы еще ошибки на те эталоны, которые использовали при выполнении с.р. № 1, заданий по выбору.)

  • Как вы будете работать?

Самостоятельная работа №2.


1. Переведите десятичное число 93 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (1111012 + Е516) -1448.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.


Учащиеся выполняют только те задания, в которых у них возникли затруднения.

Самостоятельная работа проверяется учащимися по эталону для самопроверки:


Эталон для самопроверки СР №2.


1. 93 2

92 46 2

1 46 23 2

0 22 11 2

1 10 5 2

1 4 2 2

1 2 1

0

10111012

93 8 93 16

88 11 8 80 5

5 8 1 13

3 (D)

1358 5D16


2. Переведем числа в десятичную СС.

1111012=1*25 +1*24 +1*23 +1*22 +0*21 +1*20 = 32 + 16 + 8 + 4 +1= 6110

Е516= 14*161 +5*160=224 + 5=22910

1448= 1*82 +4*81 +4*80= 64 + 32 +4=10010


Вычислим выражение.

(61 + 229) - 100 = 190

Ответ: 19010



Э2
















Э1



В результате проверки заполняется последний столбик в таблице результатов. Заполненную таблицу учащиеся в конце урока сдают учителю.

Учащиеся, выполнявшие дополнительное задание, сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки:

Эталон для дополнительного задания

Ответ: В тексте использовалась 3-ая система счисления, а сам текст выглядит так: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда мне минуло 5 лет.Но не смотря на это обстоятельство я учился на 5 и 4. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 17 лет я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 7 лет, после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 24 года. Сейчас мне 85 лет, но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…».


  • Кому удалось справиться с затруднениями?

  • У кого остались затруднения?

  • Кто работал с дополнительными заданиями, что вам удалось сделать?

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • Ребята, а где вы еще используете понятие Системы счисления? (на уроках математики)

  • Где используется двоичная СС? (для представления информации в компьютере)

– А еще полученные знания нам помогут выполнить задания из ГИА.

ОГЭ 9. Задание.

13


Переведите дво­ич­ное число 1110011 в де­ся­тич­ную систему счисления.



ЕГЭ 11. Задание.

1


Дано: а = CF16, b = 3218. Какое из чисел х, запи­санных в дво­ич­ной системе,

от­ве­ча­ет неравенству a 

 

1) 110011102

2) 110100002

3) 110100102

4) 111000002




8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Какую работу вы сегодня проводили?

  • Какие знания вам были необходимы?

  • Проведите самооценку своих знаний и умений.

  • В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Определите уровень достижения цели.

  • Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.

Учащиеся заполняют индивидуальную таблицу. Домашнее задание задается индивидуальное в зависимости от результатов работы на уроке.

Домашнее задание на карточках.

Домашнее задание


Задание 1. Решите неравенства.

Поставьте вместо знака ? знак или =.

а) 28510  ?  11D16          

б) 1111112   ?   11118    

в) 6С16   ?  1010012     

г) 5516   ?  1258            


Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304

б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103




Задание 1. Решите неравенства.

Поставьте вместо знака ? знак или =.

а) 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

б) 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  10 )

в) 6С16   ?  1010012     (Ответ:    10810   4110 )

г) 5516   ?  1258            (Ответ:   8510 =  8510 )


Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304 (Ответ1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16)

б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103 (Ответ2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!