СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В. Расчет пути и времени движения - Взаимодействие тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Расчет пути и времени движения - Взаимодействие тел

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В. Расчет пути и времени движения - Взаимодействие тел»

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Расчет пути и времени движения - Взаимодействие тел

Цели урока: получить соотношения для определения пути и времени движения; развитие навыков решения задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Повторение изученного материала.

Можно вызвать учеников к доске с решением задач. Другие ученики отвечают с места на основные вопросы:

— Что такое скорость?

— Какие единицы измерения скорости вы знаете?

— Что такое векторная величина?

— Дайте определение средней скорости.



II. Работа у доски

Опираясь на ранее полученное соотношение   необходимо получить два других соотношения для S и t. Один ученик работает у доски. Получаем:

Анализируя (3) и (4) следует отметить, что при решении задач все величины следует приводить к основным размерностям.



III. Решение задач

Задача 1. Определить скорость самолета, который за время 0,5 ч. пролетел расстояние 250 км.

Совершенно необязательно, чтобы ответы получались в виде целых значений.



Задача 2. Найти время движения, если тело, двигаясь со скоростью 144 км/ч, прошло путь 80 км.



Задача 3. Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 40 км/ч, а вторую со скоростью 60 км/ч. Найти среднюю скорость движения на всем пути.

Решение этой задачи для учеников осложняется тем, что они никогда не решали задач с недостающими параметрами. И поэтому их первой, хотя и неверной попыткой, является определение vср как среднего арифметического скоростей:

Правильное решение предполагает следующее:

Пусть пройденный путь равен S.

Тогда 

В этом выражении t — время движения на всем пути. Выразим его:

Подставим (6) в (5) и получим:

Это и есть правильный Ответ. Причем средняя скорость при данном условии задачи не зависит от величины пройденного пути.

Расчетные задачи.

1. Мотоцикл движется со скоростью 54 км/ч, а человек — со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоцикла больше скорости человека?

2. Один велосипедист проехал некоторый путь за 3 с, двигаясь со скоростью 6 м/с, другой тот же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста?

3. Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10 м/с, он проходит 1 км пути. Определите среднюю скорость лыжника.

4. Подъемный кран поднял груз на высоту 18 м за 0,5 мин. На какую высоту поднимает этот же кран груз за 20 с?

5. Велосипедист и мотоциклист одновременно выезжают на шоссе. Скорость первого 12 м/с, второго — 54 км/ч. Обгонит ли велосипедист мотоциклиста?

6. Автомобиль первую часть пути (30 км) прошел со средней скоростью 15 м/с. Остальную часть пути (40 км) он прошел за 1 час. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всем пути?

Покажите ученикам, как выглядят графики зависимости s от t, v от t, если тело покоится; движется равномерно; движется равноускоренно (см. рисунок).





Предлагая различные графики, попросите ребят определить скорость или пройденный путь в заданный момент времени, например, (см. рисунок):





На следующем этапе ученики должны научиться сами строить графики зависимостей s от t и v от t. Предложите ученикам, например, построить соответствующие графики для шуточных задач, которые они решали на предыдущем уроке.

Когда ребята научатся с легкостью читать и строить графики, можно (конечно, без строго доказательства) сообщить им, что пройденный телом путь можно найти, вычислив площадь фигуры под графиком зависимости скорости от времени. Тогда они смогут самостоятельно определить значение пройденного пути не только при равномерном, но и при равноускоренном движении.



Домашнее задание

§ 16; задачи №№ 117-119, 132, 133.

Желающим можно предложить решить дома более сложную задачу, например:

Группа туристов, двигаясь цепочкой по обочине дороги со скоростью 3,6 км/ч, растянулась на 200 м. Замыкающий посылает велосипедиста к вожатому, идущему впереди группы. Велосипедист едет со скоростью 7 м/с; выполнив поручение, он тут же возвращается к замыкающему группы с той же скоростью. Через сколько времени после получения задания велосипедист вернулся обратно?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!