СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план открытого урока "Анализ произведения крупной формы на уроке специального фортепиано в условиях дистанционного обучения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план открытого урока "Анализ произведения крупной формы на уроке специального фортепиано в условиях дистанционного обучения"»

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson


Күні /Дата Date: 5.05.2020

Тобы Группа Group: Муз-31

Пән Предмет Subject: Специальный инструмент

Сабақтың тақырыбыТема занятия Theme: Анализ произведения крупной формы на уроке специального фортепиано в условиях дистанционного обучения

Мақсаты Цели занятияObjectives:

Білімділік образовательная educational: развитие и совершенствование знаний и исполнительских умений и навыков работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор

Дамытушылық развивающаяdeveloping: обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт обучающегося, развивать технические навыки игры на фортепиано.

Тәрбиелік воспитательная bringing-up: расширить музыкальный кругозор, побудить обучающегося к самостоятельной работе, привить любовь к инструменту.

Сабақтың үлгісі Тип занятияThe lesson's type: комбинированный

Сабақтың түрі∕ Вид занятия∕ Kind of the lesson: практическое

Көрнекі құралдар∕ Оборудование∕ Resourees: нотный материал, музыкальный инструмент, ноутбук с презентацией

Сабақтың барысы/План/ Plan/

  1. Приветствие. Создание положительного настроя на уроке

  2. Повторение гамм, арпеджио, аккордов

  3. Знакомство с творчеством композитора Муцио Клементи

  4. Гимнастика для глаз и пальцев

  5. Повторение строения и особенностей сонатной формы

  6. Анализ сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор

  7. Домашнее задание

  8. Рефлексия.

Тема нашего урока: Анализ произведения крупной формы на уроке специального фортепиано в условиях дистанционного обучения.

Цель урока: Развитие и совершенствование знаний и исполнительских умений и навыков работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор.

Предлагаю, ознакомиться с планом урока. Сегодня на уроке нам нужно:


1.Повторить гаммы, арпеджио, аккорды

2.Познакомиться с творчеством композитора Муцио Клементи

3. Вспомнить строение и особенности сонатной формы

4. Провести анализ сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор

Педагог: Прежде чем приступить к игре гаммы, давай вспомним, что положительного даёт нам изучение гамм?

  1. Изучение комплекса гамм, аккордов и арпеджио позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники

  2. Гаммы «облегчают», освобождают и делают руку более ловкой

  3. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость,

ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Хочу напомнить последовательность, в которой нужно будет проиграть гамму:

  1. В прямом и расходящемся движении в 4 октавы

  2. В терцию, сексту, дециму в прямом движении

  3. Аккорды трезвучий с обращениями

  4. Арпеджио трезвучий, септаккордов и их обращений: короткие, ломаные, длинные

  5. Хроматическая гамма в прямом и в расходящемся движении

  6. 11 видов арпеджио от звука

Педагог: А сейчас поставь видео урок на паузу и проиграй заданную на дом мажорную гамму в данной последовательности (обучающийся должен сыграть гамму, аккорды и арпеджио в заданной последовательности)

Молодец, я думаю, что ты отлично справился с заданием!

Педагог: Переходим к следующему этапу урока. И прежде, чем приступить к анализу произведения, мы должны обязательно познакомиться с композитором сонатины. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого Муцио Клементи.

Муцио Клементи - итальянский и английский пианист, композитор, педагог.Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, Клементи был блестящим виртуозом, одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фортепиано, широко использовал связную игру (легато) и пе­да­ли­за­цию. Современники называли М. Клементи «отцом фортепианной музыки»). С юных лет поражал беглостью, свободой и изяществом игры, чёткостью пальцевой техники, захватывающим темпераментом.

Муцио Клементи был основателем и совладельцем музыкальных  издательств и фабрик музыкальных  инструментов, усовершенствовал фортепианную механику.

Клементи-композитор, опираясь на достижения итальянской школы способствовал утверждению классической сонаты. Фортепианное творчество Клементи оказало огромное влияние на современников Й. Гайд­на, Л. ван Бет­хо­ве­на.

Творческое наследие Клементи весьма значительно. Он автор шести симфоний, более шестидесяти сонат, 12 сонатин, фортепианных этюдов, «Школы игры на фортепиано» и сборника, включающего сто пьес различного жанра и характера, представляющих все виды фортепианной техники. Так же он сочинил около 15 симфоний, из которых сохранилось только 4, увертюры, а также оратория. Его сочинения положили начало созданию произведений педагогического назначения, занявших большое место в учебном репертуаре учащихся.

В истории пианизма Клементи занял, одно из первых мест, среди выдающихся представителей этого искусства, как композитор и воспитатель блестящей плеяды пианистов первой половины 19 века.

Педагог: Сейчас, я предлагаю выполнить гимнастику для глаз и пальцев. Гимнастика для глаз очень полезна! Она повышает работоспособность зрения, поможет глазам отдохнуть, а так же улучшит кровообращение. Приступим к выполнению упражнений.

1 упражнение. Смотрим до упора вправо, на вдохе возвращаем глаза к центру и на выдохе смотрим до упора влево. Посмотрим по 10 раз в каждую сторону.

2 упражнение. Смотрим до упора вверх, на вдохе возвращаем глаза к центру и на выдохе смотрим до упора вниз. Посмотрим по 10 раз в каждую сторону.

3 упражнение. Смотрим до упора в правый верхний угол по диагонали, на вдохе возвращаем глаза к центру и на выдохе смотрим до упора в нижний левый угол. Посмотрим по 10 раз в каждую сторону.

4 упражнение. Смотрим до упора в левый верхний угол по диагонали, на вдохе возвращаем глаза к центру и на выдохе смотрим до упора в нижний правый угол. Посмотрим по 10 раз в каждую сторону.

5 упражнение. Медленно очерчиваем глазами окружность, под максимально возможным углом. Так чтобы мы все время смотрели в крайнее положение. Повторяем по 5 раз в каждую сторону.

6 упражнение. Медленно очерчиваем глазами окружность, под максимально возможным углом. Так чтобы мы все время смотрели в крайнее положение. Повторяем по 5 раз в каждую сторону.

Переходим к упражнениям для пальцев. Упражнения для пальцев помогают развивать скорость, силу и выносливость и как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Необходимое оборудование: пальцы.В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Приступим к 1 упражнению.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять упражнение можно любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения. Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места.

Упражнение 2 — на скорость. Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т. е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 3 — на координацию. «Терции». Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол. Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сначал показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Отрабатываем последовательности: 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.; 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 и т. д.; 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 и т. д.; 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.

Упражнение 4 — на постановку руки. Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться. Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Педагог: Я думаю, что ты достаточно отдохнул и привел свои мышцы в тонус, и мы переходим к следующему этапу урока.

Предлагаю вспомнить, в каком веке впервые зародился жанр сонаты? (пауза)

Да, верно, жанр сонаты зародился в XVII веке, а к середине XVIII столетия происходит окончательное формирование сонаты в творчестве венских композиторов-классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Сонатная форма состоит из 3-х основных разделов: первый – экспозиция, то есть показ основных тем; второй – разработка, то есть развитие тем; третий – реприза, повторение материала экспозиции с изменениями. В первом разделе – экспозиции излагаются 4 основные музыкальные темы: Главная партия (Г.П.),Связующая партия (С.П.),Побочная партия (П.П.),Заключительная партия (З.П.).

 Основой сонатной драматургии становится конфликтное сопоставление двух образов, как правило, энергичного, мужественного и лирического, мягкого, представленных в темах  главной и побочной партии. Для того, чтобы подчеркнунуть этот конфликт партии пишутся в разных тональностях.

Предлагаю вспомнить, что же такое соната.

Соната (от итальянского sonare – звучать) - одна из форм камерной инструментальной музыки ,имеющая несколько частей.

Cонатина – в итальянском языке «sonatina» является уменьшительным от «sonata», поэтому фактически сонатина – это «маленькая» нетрудная соната, имеющая преимущественно учебно–педагогическое назначение. Сонатина отличается малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсутствием её.

В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп  становятся особенно заметными и нетерпимыми.  Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Все выше перечисленные качества присущи сонатинам Муцио Клементи.

Педагог: Предлагаю послушать 1 часть сонатины Клементи и приступить к анализу 1 части. Положи перед собой ноты сонатины и внимательно следи по нотам. Так же рекомедую взять карандаш и ставить в нотах пометки тех мест, которые у тебя вызывают затруднение.(слушание музыки)

Педагог: Давай разберем, из чего состоит сонатина. 1 часть, как я уже говорила, называется экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия,  побочная партия  и  заключительная партия. Чаще всего  г.п.  носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая  п.п. Но в этой сонатине нет резко контрастирующих между собой тем, они дополняют друг друга.

Педагог: Посмотри, в какой тональности написана сонатина? (пауза)

Правильно! сонатина написана в тональности Соль мажор.

Педагог: А какой темп указан в сонатине? (пауза)

Верно! Allegretto, что в переводе означает оживлённо. Как правило 1 часть сонаты и сонатины пишется в быстром темпе.

Педагог: предлагаю прослушать звучание ГП. ГП   выражает основную мысль всей Сонатины и имеет песенно-танцевальный характер. Написана она в основной тональности и состоит из двух предложений.

Для неё характерны двухзвучные интонации легато, построенные по ступеням тонического трезвучия и с вершинками на сфорцандо в двух  кульминационных зонах в каждом предложении.

Первая вершина подчёркивает первую ступень соль мажора во второй октаве, а вторая вершина ещё более расширяет диапазон и подчёркивает третью ступень тональности во второй октаве, таким образом, главная партия охватывает в своём звучании октаву.

Аккомпанемент - разложенные аккорды восьмых. В этой теме надо добиться ровного аккуратного сопровождения и правильной интонации в мелодии на пиано, с аккуратными сфорцандо на вершинках фраз. Разложенные трезвучия аккомпанемента можно собрать в аккорды и поиграть, вслушиваясь в гармоническую окраску.  Двойные ноты на стаккато, сменяющие фигурации во втором предложении  следует брать щипком.

Интонационная структура Г.П. такова, что композитор часто использует повторяющиеся звуки, имеющие разную степень активности, что требует использования соответствующей аппликатуры – смены пальцев. Смена штриховых и интонационных задач вызывает надобность внимания, слухового контроля и чуткости кончиков пальцев.

Две интонации первого мотива имеют однотипный ритмический и штриховой рисунок. Первая – нисходящая терция под лигой, вторая – восходящая секста под лигой, их нужно проинтонировать с опорой на начало и лёгкое снятие окончания. Первая лига берётся движением руки вниз – на выдохе, вторая – движением руки вверх – на вдохе. Сфорцандо соль представляет собой лёгкий акцент, поскольку берётся на динамическом уровня начального «p».

Вторая фраза первого предложения даёт выход из кульминационной зоны через шестнадцатые, которые должны быть сыграны мягко, без нажима, подводя к стаккато на сильной доле с обязательной сменой пальцев для ясности их произнесения. Затем вновь звучит легато, где необходимо чётко произнести шестнадцатые, подведя к смысловому «си», после чего мягко снять конец лиги. Во втором предложении исполнительские задачи идентичны первому.

Главная партия заканчивается модуляцией, то есть переходом в другую тональность – Ре мажор, в которой начнётся тема побочной партии, таким образом, она выполняет функцию связки к новой теме.

Педагог: поставь видео на паузу и исполни, пожалуйста, Г.П с учетом вышеперечисленных пожеланий . Сначала сыграй несколько раз отдельными руками, затем, когда все будет получаться без ошибок соедини двумя руками. У тебя все получится! (обучающийся должен на фортепиано исполнить ГП сонатины)

Педагог:Переходим, к побочной партии. Предлагаю прослушать П.П.

Подумай, отличается ли она по характеру от Г.П? (пауза)

Правильно! За счет 16 нот она звучит более подвижно, чем главная, как будто ручеёк журчит. В этой теме гибкость и легкость достигается гаммобразными и арпеджированными мотивами шестнадцатых (то нисходящими, то восходящими). Вся эта изящная мелодия сопровождается октавными ходами и гаммообразными пассажами аккомпанемента.

Педагог: Прежде чем начать играть послушай мои рекомендации. Главной задачей в исполнении этой темы,  - это добиваться четкой выговоренности, и в тоже время, аккуратного и непрерывного движения в мелодии. Следует не делать грубых ошибок в исполнении октавного аккомпанемента: нельзя толкать 1 и 5 пальцем октавы, наоборот постарайся сгладиитьпальцы аккуратно касаются каждой восьмой. Обрати внимание на появление нового знака додиез.

Сначала сыграй несколько раз отдельными руками, затем, когда все будет получаться без ошибок соедини двумя руками. У тебя все получится!

Педагог: поставь видео на паузу и исполни, пожалуйста, П.П.(обучающийся играет П.П на фортепиано)

Педагог: Завершает экспозицию небольшая заключительная партия, закрепляющая тональность побочной партии – Ре мажор.

Предлагаю прослушать З.П.(слушание музыки)

Педагог: Какой характер несёт в себе З.П.? (пауза)

Правильно Мужественный, сильный!

Педагог: поставь видео на паузу и исполни, пожалуйста, З.П. Обязательно считай вслух и следи за аппликатурой во время игры.Сначала играй несколько раз отдельными руками, затем, когда все будет получаться без ошибок, соедини двумя руками.

Педагог: А сейчас мы представим, что нашу Сонатину исполняет симфонический оркестр! Вспомни, какие инструменты входят в состав оркестра? (пауза)

Верно! Скрипки, виолончели, флейты, барабаны,трубы  и другие инструменты.

Педагог: В верхнем регистре обычно звучат флейты и скрипки, а в нижнем – контрабас и виолончели. Мы это представляем для того, чтобы более ярко воспринимать и воспроизводить основные интонации, образы и настроение наших партий.

Поставь видео на паузу и сыграй экспозицию целиком. Послушай мои рекомендации к игре:

В Г.П. -  В правой руке важно следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца, представь, что правая рука – это инструмент скрипка, в левой руке ломаные аккорды должна быть собранная кисть и хорошая опора. Левая рука – это инструмент виолончель. При игре на staccato, в унисон с правой рукой, следует соблюдать баланс между темой и аккомпанементом. При их исполнении важно следить за 1-м пальцем.Задача аккомпанемента создавать фон для звучания главной темы.

П.П.- диалог правой руки с левой (наших воображаемых инструментов виолончели и скрипки), пассажи требуют плавного и ровного звучания, нужно играть глубоким и мягким звуком на legato. Ты должна слышать легато, как бы «вокально». Старайся создай длинную мелодическую линию на легато. Далее в пассажах работа с остановками на сильную долю в медленном темпе, на staccato, пунктирным ритмом, верх и вниз и т.д.

З.П.- акценты на сильную долю такта, нисходящее движение по звукам D трезвучия (играет весь оркестр). На первых этапах обучения основной проблемой при исполнении аккордов является ровное и одновременное взятие звуков. Аккорды должны звучать устойчиво и упруго, без напряжения кисти, также важна выработка привычки освобождения руки после взятия аккорда. Хочу обратить твоё внимание на то, какое яркое выразительное значение имеют штрихи!

Педагог: Теперь мы рассмотрим следующий раздел, который называется разработка. Разработка - драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

Педагог: предлагаю послушать разработку сонатины (звучит разработка)

Педагог: В этом разделе возникает некоторое напряжение и ощущение тревоги за счет неустойчивости (Ум.7), смены тональности (ля минор). Разработка, состоит из 2-х эпизодов,1-й построен на мотивах Г.П. и элементах П.П., а 2-й – новый, звучит на доминанте основной тональности, он называется доминантовым предыктом. Разработка является кульминационным местом всей Сонатины, это выражено общим динамическим нарастанием, нисходящей  секвенцией.

Педагог: Вспомни, что такое секвенция? (пауза)

Верно!  Повторение мотива или фразы на другой высоте, выше или ниже.

Педагог: Общая непрерывность движения, тяготение к кульминационному развитию, низкий регистр, остановка и повторение D  гармонии вносит напряжённость и динамизм, требующих разрешения.

Послушай мои рекомендации к игре:

Особенностью разработки является полифонизация фактуры: перемещение мелодических интонаций в партию левой руки – переклички мотивов, представляющие собой определённую трудность для исполнения. Необходимо тщательно проработать фрагмент каждой рукой отдельно, следить за сменой штрихов и ясностью произнесения шестнадцатых. Для равноправного звучания и самостоятельности голосов необходима собранная кисть и хорошая опора,  смена позиций осуществляется объединяющим движением кисти. Можно проучить с ритмическими изменениями. Хороший способ – взятие одного голоса legato, другого staccato или верхний голос громче, нижний – тише, и наоборот.

Поставь видео на паузу и сыграй разработку с учетом всех моих рекомендаций.

Педагог: Далее мы переходим к завершающей части всего произведения. Реприза от французского переводится как возобновление – итог действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности. Реприза бывает: точная, динамическая и варьированная.

Педагог: предлагаю послушать репризу сонатины (слушание музыки)

Педагог: В репризе ГП звучит в основной тональности Соль мажор, но теперь она полностью звучит в основной тональности и не модулирует в Ре мажор.

Далее идёт проведение П.П., с изменением тональности. И завершает на торжественной ноте Сонатину З.П. Роль ЗП – это завершение целой части сонатины.

Педагог: Послушай мои рекомендации к игре, а затем поставь видео урок на паузу. Исполни репризу, сначала отдельными руками, затем соедини 2 руками.

Затем исполни всю 1 часть сонатины полностью. А перед тем, как полностью исполнять Сонатину, вспомни, о чём мы говорили, и постарайся исправить все неточности при игре. Слушай и думай о том, как ты играешь.

Обязательно считай вслух, соблюдай точную аппликатуру – она поможет тебе ровно и ритмично играть пассажи. Не забывай точно соблюдать ритмический рисунок сонатины, а также обращай внимание на штрихи.(обучающийся исполняет на фортепиано 1 часть сонаты,с учетом всех рекомендаций педагога)

Педагог: Сегодня мы хорошо и плодотворно поработали. Запиши, пожалуйста, домашнее задание:

  1. Уверенный разбор двумя руками 1 части сонатины;

  2. играть технически сложные места, используя новые приёмы работы, полученные на уроке.

  3. Послушать сонатину в записи, проанализировать и сравнить со своим исполнением.

Создать презентацию на тему «Муцио Клементи – великий пианист, композитор, педагог» (5-7 слайдов)

Педагог: Я предлагаю оценить свою работу на уроке (пауза).

Посмотри на слайд и выбери свое эмоциональное состояние на сегодняшнем уроке. Подумай, какие новые знания и навыки ты сегодня приобрел?(слайд рефлексия)

Педагог: Спасибо за урок. До свидания! На следующем уроке нас ждёт интересная работа!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!