Урок 17
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
Цель: подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме, познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обязанности.
Ход урока
I. Самостоятельная работа по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
Вариант I | Вариант II |
1. Каковы причины острой сердечной недостаточности? | 1. Каковы симптомы острой сердечной недостаточности? |
2. Чем опасен инсульт и как он обычно возникает? | 2. Каковы причины инсульта и как обычно он возникает? |
3. Что называется раной? Какие бывают раны? | 3. Какие общие признаки имеют ранения и чем они различаются? |
4. Какие способы временной остановки кровотечения вы знаете? | 4. Как классифицируются кровотечения и чем характеризуется каждый вид? |
5. Назовите причины и признаки ушибов. | 5. К какому виду повреждений относится ушиб? |
6. Дайте определение понятий «разрыв связок» и «разрыв мышц». | 6. Назовите причины и признаки разрывов связок и мышц. |
7. Что называется переломом и какие бывают переломы? | 7. Чего нельзя делать, оказывая первую помощь при переломах? |
8. Укажите порядок иммобилизации бедра пострадавшего при переломе. | 8. Назовите основные принципы транспортной иммобилизации при переломе конечности. |
9. Опишите признаки наступления клинической смерти. | 9. Опишите причины и укажите длительность клинической смерти. |
10. Опишите алгоритм действий оказания первой медицинской помощи для двоих спасателей при клинической смерти. |
II. Изучение новой темы.
1. Беседа на тему «Военная служба - особый вид деятельности человека».
Учитель. Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществляется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Усвоение данного раздела будет способствовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (флотской) среды. Кроме того, в мою задачу входит обеспечение вас достаточными правовыми знаниями в области воинской службы, о своих правах и обязанностях как воина Вооруженных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.
В процессе изучения раздела вы познакомитесь с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уясните роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данного раздела позволит вам проникнуться чувством уважения к Вооруженным Силам РФ.
Обращаю ваше внимание на тот факт, что изучение раздела определено законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 10).
В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Какие основные виды деятельности человека вы знаете? (Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра.)
На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою страну.
Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о назначении и составе Вооруженных Сил РФ на всех уровнях на современном этапе?
Действительно, несмотря на смягчение международной обстановки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.
Подкрепите этот тезис конкретными фактами, событиями в мире.
Для чего созданы Вооруженные Силы Российской Федерации? (Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосновенности ее границ.)
Какие основные задачи стоят перед Вооруженными Силами в различных условиях внутренней и международной обстановки? (Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.)
Военная служба, как и любая деятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дислокации части, особенностями воинского коллектива. К сожалению, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления?
Армия - часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы, в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране; она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо, прежде всего, морально, психически и физически.
Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба - это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте еще и школа воспитания, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане,
закаляется духовно и физически. Еще А. В. Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.
(Уместно прочитать письма солдат срочной службы, бывших выпускников школы, которых, возможно, помнят учащиеся, с положительными отзывами о службе в рядах Вооруженных Сил.)
Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого вооруженного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни.
Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания.
Как проявляются нравственные отношения в условиях военной службы? {Нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, даже к самому себе.)
Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Еще Н. В. Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества».
В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует хорошей эмоциональной подготовки, специальных знаний. Зачастую за время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.
Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Причем уволенные в запас военнослужащие пользуются преимущественным правом при поступлении в высшие учебные заведения, а рекомендация командира дает право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на экзаменах.
Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют всю его последующую жизнь.
Известный писатель Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы Великой Отечественной войны. Будучи уже зрелым
человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот дал ему профессию, а главное — воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.
2. Составление конспекта основных положений темы.
Учитель предлагает ученикам записать основные составляющие воинской обязанности:
• воинский учёт;
• обязательная подготовка к военной службе;
• призыв на военную службу;
• прохождение военной службы;
• пребывание в запасе;
• призыв на военные сборы и их прохождение.
Основополагающим документом для военнообязанных является Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года.
Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие
I особенности военной службы, — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.
III. Итог урока.
Учитель. Что включает в себя понятие «структуры и содержания воинской деятельности»? (Воинская деятельность - это процесс выполнения людьми задач воинской службы, изучения боевой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведения боевых действий.)
Какой личный вывод вы сделали, нужно ли изучение содержания материала раздела «Военная служба» каждому гражданину?
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: что включает в себя воинская обязанность?