СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план для учителя русского языка и литературы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план "Существительные общего рода"»

Русский язык. 6 класс


Тема урока: «Существительные общего рода».

Цели урока: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи;

систематизировать знания учащихся по теме: «Существительное».

Задачи:

Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка списочного состава учащихся.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?

Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.

  1. Представление темы и постановка целей урока.

Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».

1.Сравнение.

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

2.Работа со словарем.

Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):

Информация

Невежда - м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.

Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос

Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Информация

«Ведати» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).

3.Определение рода имени существительного.

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда - это неграмотный человек (м.р.)

А если невеждаженщина? (ж.р.)

Вывод: «Невежда» - это существительное общего рода.

4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.

Тема: Существительные общего рода.

  1. Изучение нового материала.

  1. Составление определения понятия «существительного общего рода».

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя - непоседа Таня).

  1. Лексическая работа.

Приведите примеры существительных общего рода.

- Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).

Информация

Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.

Вопрос

  • Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?

Ответ

- С отрицательной.

Информация

Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.

Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

а) - Нравятся ли вам такие люди? ... И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (от слов корить, ругать).

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Особенно в старину не любили жадных людей.

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвёртую копейку

Расшибётся об скамейку.

А эту корилки закончите сами:

Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка.

Это Лена ... (рёвушка).


  • Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка).

б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.

- Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

«Он два раза в неделю страдал от обжорства». «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

  • Это о Троекурове - герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».

  • А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

  • Он обжора и невежа.

  • Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.

Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

  • «Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).

Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня

Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка

Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка

Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака

Хвастливый человек - хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза

Человек, который наушничает - ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка

Сонливый, любящий много спать - соня

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы - белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа

В)Грамматическая работа.

Рассказ - инсценирование.

Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне

историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Вожатая: - Вот видишь, ты какая большая неряха.

Мальчик: - Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

Вожатая: - Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

Мальчик: - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.

Вопрос

-Почему сопротивлялся её собеседник?

Ответ

-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».

-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Вывод

- Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.

при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Пример: Маленький Костя - такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

  1. Работа с учебником.

Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?

Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).

Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

V. Тренировочные задания.

а) Работа с учебником.

Упражнение 229 стр.91.

Ученики:

- читают и комментируют 6 предложений

Серёжа - круглый сирота. Маша - круглая сирота.

Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.

«Какой ты зазнайка, Петя!» - удивилась мама.

«Какая ты зазнайка, Люба!» - удивилась мама.

- записывают первое и последнее предложения в тетрадь

  • объясняют знаки препинания в предложениях

В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

б) Запись учащимися предложений под диктовку.

Ученики:

- определяют по заданию о девочке или мальчике едёт речь

- указывают род подлежащих

1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.

/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.

-отвечают на вопрос

Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).

в) Выполнение теста.


    1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

      1. среднего рода;

Б) общего рода;

      1. частного рода.

    1. Укажите существительное общего рода:

      1. староста;

Б) юноша;

      1. папа.

    1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

      1. растяпа, обжора, мастер, игра;

Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;

      1. мямля, злюка, сластёна, работяга.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Мой папа - настоящая работяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

      1. Света - полная невежда.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

      1. Наш белоручка сидела сложа руки.


VI. Подведение итога урока.

Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся.

VII.Домашнее задание.

      1. параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы - стр. 35)

      2. сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!