Математика. 4 класс. Урок 9. Дата проведения 15. 09. 2023г.
Тема: Повторение. Алгоритм письменного деления
Задачи урока: формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя; развивать математическую речь; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению.
Предметные: учащиеся научатся: выполнять деление трехзначного числа на однозначное; будут уметь: вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; получат возможность научиться: адекватно оценивать собственные знания и результаты.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник; таблица умножения.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Устный счет Игра «Кто быстрее»
(Учащиеся получают карточки с примерами . Побеждает ученик, быстрее других решивший все примеры и допустивший наименьшее количество ошибок.)
673 + 58 + 27 54-3-60 4+56- 15
600 - 240 - 60 (367 - 67) • 3 468 : 2
75:15-4 236 + 34 + 300 (200-55)-2
Работа по чистописанию
17 17 17 17 17… 21 21 21 21 21…
2) Постановка цели и задач урока.
— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.
174 : 3 = (150 + 24): 3 = 150 : 3 + 24 : 3 = 58 156:4 670:5
Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?
Какой более легкий способ вы знаете? (Деление столбиком.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику
Посмотрите на первый пример на с. 14.
Объясните, как выполнено деление, пользуясь планом. №68 (с. 14).
(Устная работа по плану.) №69 (с. 14).
(Первые два примера — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 70 (с. 14).
Прочитайте задачу.
Что необычного вы заметили? (Два вопроса на одно условие.)
Можно ли сразу узнать, сколько литров поместится в 3 канистры? (Нет.)
Что сказано о канистрах? (Они одинаковые.)
Что обозначают числа 4 и 80? (4 — количество канистр, 80 — их объем.)
Сделаем краткую запись в виде таблицы.
Объем одной канистры | Количество канистр | Общий объем бензина |
? (одинаковый) | 4 | 80 л |
3 | ? |
? | 100 л |
Что нужно узнать сначала? (Объем одной канистры.)
Решите задачу: вариант 1 — первый вопрос, вариант 2 — второй вопрос.
4) Первичная проверка понимания.
Решение примеров
Решите примеры столбиком.
235:5 261:3 544:8 455:7
(Самопроверка по образцу.)
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 14). Самопроверка по образцу.) Ответы: 96, 49.
5) Первичное закрепление.
Устный счет
- Выполните вычисления, назовите ответы.
360:6 350 : 5 77 : 7
400:4 16-5 18-4
120 : 2 45 : 3 65 : 13
57:19 68:4 48:12
№74 (с. 15). (Первые два примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
№75, 76 (с. 15).
Домашнее задание: № 71, 72, 73 (по желанию) (с. 14).ИЛИ № 77, 79, 80 (по желанию) (с. 15).
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие были затруднения?
-Над чем вам нужно поработать?
-Оцените свою работу. Закончите предложения:
-сегодня я узнал…
-было трудно…
-я понял, что…
-я научился…