Тема урока: «Повторение и обобщение изученного материала».
Цель урока: повторить и обобщить основные понятия: слово, предложение, текст, слог, гласный звук, ударение.
научить детей писать слоги и слова с изученными буквами каллиграфически.
Развивающие задачи: развивать умение списывать с печатного текста, развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать мелкую моторику кисти рук; навык самоконтроля.
Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
производить слого-звуковой анализ слов;
писать слова с изученными буквами и с комментированием;
устанавливать связь слов в предложении.
Метапредметные результаты:
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
выполнять задания в соответствии с требованиями учителя;
выполнять гигиенические правила письма;
Личностные результаты:
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока:
Организационный момент.
Начнём мы урок русского языка сегодня с девиза, который нам поможет настроиться для работы и достичь положительных результатов.
Мы пришли сюда УЧИТЬСЯ.
Не лениться, а ТРУДИТЬСЯ.
Работать как? СТАРАТЕЛЬНО.
А слушать как? ВНИМАТЕЛЬНО.
2. Актуализация знаний. Постановка целей.
Сегодня мы с вами на уроке отправимся в путешествие вот на таком замечательном поезде с вагончиками. Но прежде чем занять места, нам надо определиться с темой нашего путешествия.
- Посмотрите, наш поезд привез карточки с числами от 1 до 10. Вы будете выходить к доске по одному, по порядку переворачивать карточки с числами и отвечать на 1 вопрос, зашифрованный в этой карточке.
— Сколько букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы.)
(Открывается буква П.)
— На какие две группы делятся буквы? (Буквы делятся на гласные и согласные.)
(Открывается буква О.)
— Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении гласных воздух свободно проходит, а при произнесении согласных встречает препятствие (язык, губы, зубы), гласные можно пропеть, а согласные – нельзя.)
(Открывается буква В.)
— В чём различие между буквой и звуком? (Буквы пишем, а звуки произносим.)
(Открывается буква Т.)
— Какие две буквы в алфавите не обозначают звука? (В русском алфавите ь знак и ъ знак не обозначают звуков.)
(Открывается буква О.)
— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
(Открывается буква Р.)
— Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
(Открывается буква Е.)
— Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
(Открывается буква Н.)
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (В конце предложений ставятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак.)
(Открывается буква И.)
— Какие слова надо писать с заглавной буквы? (С заглавной буквы нужно писать имена, фамилии и отчества людей, клички животных...)
(Открывается буква Е.)
— Мы открыли все буквы. Прочитайте, какое слово получилось. (Повторение.)
— Ответьте на вопрос, как будет называться тема сегодняшнего урока. (Ответы детей. Повторение изученного материала.)
На доске открывается план к уроку:
Тема «Повторение изученного»
Цель: Повторить изученные правила
Задачи:
Выводы:
- Молодцы, ребята. Как и все путешественники, мы будем вести записи – заметки. Открываем тетради, садимся красиво, спинки ровные, ноги прямые. Записываем в тетрадях число, это дата нашего путешествия «6 мая» и «Классная работа».
Обобщение. Работа по теме урока.
Мы начинаем своё путешествие со станции «Чистописание».
- Теперь ребята, я вам буду читать слова, а вы будете записывать только первую букву каждого из этих слов. Будьте внимательны, в некоторых случаях вам нужно будет писать заглавную букву, а в некоторых случаях – строчную букву.
Слова: Марина, книга, луна, Егор, облако, воробей, Бобик, Кузнецов, собака, Волга, цветок.
М к л Е о в Б К с В ц
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по доске, всё ли у вас правильно. Если найдёте ошибки, исправляйте аккуратно простым карандашом.
- Мы двигаемся дальше и прибыли с вами на станцию «Слово».
Здесь для нас приготовлено задание. Вам нужно распределить данные слова в 3 группы. Даны слова: дети, детишки, детство; милая, миленький, премилый; читает, дочитал, перечитывать.
Один ученик у доски выполняет. ( 1) Слова, обозначающие предмет; 2) Слова, обозначающие признак предмета; 3) Слова, обозначающие действие предмета.)
- Напомните пожалуйста, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет?
- А слова, обозначающие признак предмета на какие вопросы могут отвечать?
- Осталось назвать вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие действия предметов.
- Что ещё вы заметили? Есть ли у слов каждой группы одинаковая часть? Как мы называли такие слова? (Это однокоренные слова или родственные.)
- Молодцы, ребята.
- Мы с вами добрались до станции «Физкультминутка».
Сейчас я буду называть слова парами. Если это пара родственных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если эти слова не являются родственными, то вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов у нас получится. Солнце – солнышко, тетрадь – ручка, сад – садовник, дом – домашний, река – ручеёк, гриб – грибной, дерево – деревянный, пол – потолок, добрый – доброта, сосна - дерево. (6 пар родственных слов).
- Мы двигаемся дальше и прибыли с вами на станцию «Предложение».
Ребята, напомните пожалуйста, как мы с вами отличаем предложения, по каким признакам можно узнать, что это именно предложение, а не просто набор слов. ( 1) Предложение состоит из слов. 2) Предложение выражает законченную мысль. 3) Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. 3) В конце предложения ставится . ? ! … )
- Дальше мы с вами запишем предложение (ставить в словах ударение, делить слова на слоги, составлять схему предложения).
Мы с Пашей часто любим играть с машинками.
Один ученик пишет у доски, остальные в тетрадях.
- Какое это предложение? (Это предложение повествовательное.)
- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 8 слов.)
Выходит второй ученик и проставляет во всех словах ударения (остальные выполняют в тетрадях).
Выходит третий ученик и делит все слова на слоги (остальные выполняют в тетрадях).
Выходит четвёртый ученик и подчёркивает все знакомые орфограммы (остальные выполняют в тетрадях).
Выходит пятый ученик и составляет схему этого предложения (остальные выполняют в тетрадях).
- Мы двигаемся дальше и прибыли с вами на станцию «Текст».
- Что же такое текст? Давайте вспомним, по каким признакам можно узнать текст. ( 1) Текст состоит из предложений. 2) Предложения в тексте связаны по смыслу. 3) К тексту можно подобрать заголовок.)
Работа в паре. На столе у детей лежат конвертики с заданием. Нужно вытащить из конвертика листочки, разложить и пронумеровать их (карандашом) в правильном порядке, чтобы получился текст. Дать название получившемуся тексту. Пара, которая первой выполняет задание, подаёт знак.
На столе стояла чашка с тёплым молоком. Котёнку очень хотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.
- Давайте прочитаем, что у нас получается.
- Покажите плюс, если согласны, минус - если не согласны. Читают те, кто показал минус.
Молодцы!
Рефлексия. Итог урока. Закрашиваем яблоко на «Дереве успеха».
- У кого на уроке всё получалось, кто справлялся со всеми заданиями, закрашиваем яблоко зелёным цветом. Те, кому было трудно, закрашивают яблоко жёлтым цветом. А кому ничего не было понятно, те закрашивают яблоко красным цветом.
- Какие правила мы сегодня повторяли?
- Какую орфограмму вы лучше всего запомнили?
- Какое правило у вас вызывает затруднение?
Спасибо всем за урок.
«Дерево успеха»
Фамилия, имя ___________________________________