СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение знаний по теме Основные классы неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение знаний по теме Основные классы неорганических соединений

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение знаний по теме Основные классы неорганических соединений»

Повторение и обобщение знаний

по теме

«Основные классы неорганических соединений»

Цель – обобщение систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Планируемые результаты

Предметные: уметь раскрывать смысл важнейших изученных понятий, классифицировать неорганические вещества, составлять формулы, называть вещества, продолжать формулировать;

Метапредметные: познавательные универсальные учебные действия: устанавливать аналоги, систематизировать, обобщать, делать выводы;

Личностные: понимать значение естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине.

Методы обучения: метод активного обучения

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, практические задания.

Средства обучения: задания на карточках с ответами, на рефлексных карточках, лабораторные работы с лабораторным оборудованием (ржавый гвоздь, соляная кислота, гидроксид натрия, основной карбонад меди, спиртовка, спички, оксид меди, известковая вода, индикаторы, пробки с газоотводными трубками, пробирки).

Ход урока

  1. Мотивация, погружение в проблему:

Обращение к классу учителя: Ребята, посмотрите, у меня на демонстративном столе и у вас в лоточках много разных «склянок». Что там находится?

Ученики: Химические вещества

Учитель: По правилам техники безопасности каждая «склянка» должна быть подписана. Веществ много, можно ли их рассортировать?

Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, вещества можно разделить.

Учитель: сколько классов вы получили?

Ученики: 4 – оксиды, основания, кислоты, соли.

Учитель: определите тему сегодняшнего урока.

Ученики: основные классы неорганических веществ.

Учитель: Мы будем обобщать знания по всем четырем классам неорганических веществ. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленных целей.

Ученики: Что такое оксиды, основания, кислоты, соли. Какие они бывают.

Как правильно давать названия веществам разных классов. Как составлять химические формулы веществ. Как можно распознать вещества разных классов.

  1. Обобщение и систематизация изученного по теме.

Перед работой учитель знакомит с критериями ее оценивания:

- 16-19 баллов – «5»

- 12-15 баллов – «4»

- 9-11 баллов – «3»

- 0-8 баллов – «2»

2.1 Повторение основных вопросов темы

Фронтальный опрос

- Что такое класс неорганических соединений?

- Какие классы неорганических соединений вы знаете?

(При ответах названия классов вписываем в прямоугольник на доске, заранее закрашенные – заполняем кластер)

- Каковы их характерные особенности?

2.2 Работа с карточками (в парах)

Карточка №1

1) реакция горения – это реакция, протекающая…

- с выделением теплоты

- с выделением теплоты и света

- с поглощением теплоты

- с образованием осадка

2) сумма коэффициентов в управлении химических реакций

SO2+O2=SO3

- 2

- 4

- 5

- 6

3) химическая реакция, уравнение которой CuSO4+Fe=FeSO4+Cu

- разложения

- замещения

-соединение

- обмен

4) при горении 16 г метана в соответствии с уравнением реакции

CH4+2O2=CO2+H2O расходуется кислород массой

-16 г

- 1 г

- 32 г

- 64 г

Взаимопроверка (за правильное решение выставляется по одному баллу, за всю карточку максимально 4 балла).

Карточка №2

1) Необходимым условием для протекания химических реакций является

- нагревание смеси

- измельчение твердых веществ

- соприкосновение веществ

- растворение (для растворимых веществ)

2) Сумма коэффициентов в уравнении реакции

NaOH+CuSO4=Cu(OH)2+Na2SO4 равна

- 2

- 4

- 3

- 5

3) Химическая реакция, уравнение которой FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3, относится к реакции

- разложения

- замещения

- соединения

- обмена

4) Масса метана, при сгорании которого в соответствии с уравнением реакции CH4+2O2=CO2+H2O образуется 36 г воды, равна

- 16 г

- 1 г

- 32 г

- 44 г

Взаимопроверка (за правильное решение выставляется по одному баллу, за всю карточку максимально 4 балла).

2.3 Практическая работа – применение знаний, полученных при изучении

свойств оксидов, оснований, кислот, соли в ходе экспериментального решения задач.

Работа в парах (по одному заданию)

  1. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, учитывая, что в состав ржавчины входит гидроксид железа (III). Проведите эксперимент, составьте уравнение химической реакции. Назовите вещества.

  2. Получите оксид углерода (IV) разложением малахита и докажите опытным путем, что это кислотный оксид. Запишите уравнение химической реакции.

  3. Докажите опытным путем, что оксид меди (II) основной оксид. Составьте уравнение химической реакции. Назовите вещества.

  4. Докажите двумя способами, что известковая вода проявляет основные свойства.

По каждому заданию заслушивается отчет учащихся, выставляются баллы. Максимальное количество 8 баллов:

- за эксперимент – 5 баллов;

- за пояснение эксперимента – 1 балл;

- за правильное название веществ – 2 балла.

2.4 Творческое задание

Цель – отработка понимания химической терминологии. Ответьте на вопрос, указывая уравнение реакций, которое демонстрирует указанное явление.

На центральной доске записаны уравнения реакций.

  1. SO2+H2O=H2SO3

  2. CuSO4+Fe=FeSO4+Cu

  3. CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4

  4. Ba(OH)2+2HCl=BaCl2+2H2O

  5. Na2O+H2O=2NaOH

  6. Cu(OH)2=CuO+H2O

Вопросы:

  1. В результате какой реакции образуется вещество черного цвета?

  2. Какая реакция обратима?

  3. В какой реакции образуется щелочь?

  4. Какая реакция относится к реакции замещения?

  5. В уравнении какой реакции записаны формулы неорганических веществ всех четырех классов?

  6. Какое уравнение реакции соответствует схеме: сульфат меди (II)+гидроксид натрия = гидроксид меди (II) + сульфат натрия?

Самопроверка. Учащиеся сверяют свои ответы с правильными (на обратной стороне доски).

Учитель собирает листочки с выставленными баллами за карточки, практическую работу, творческие задания. В тетрадях остаются задания с результатами.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Оцениваем работу класса, каждой пары, отдельных учащихся

  1. Какие задания вам были интересны?

  2. Какие задания вызвали затруднения?

  3. Как вы можете помочь себе?

4. Домашнее задание. К следующему уроку составьте коллекцию неорганических веществ в быту:

- на кухне,

- в ванной,

- в средствах косметики,

- в пищевых продуктах (по выбору).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!