СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение морфологии в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока в форме дидактической игры по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик"

Просмотр содержимого документа
«Повторение морфологии 2ч.»

3


Повторение «Морфологии»

  1. Мотивация. Появление девочки Жени. В руках у неё сетка, а в сетке – части речи. Здравствуйте, ребята, меня к вам прислали части речи. В стране Морфологии случилась беда: все слова поссорились между собой. Они не могут решить, какая часть речи важнее. 1 слайд

Учитель: Ребята, давайте поможем частям речи, ведь дома мы повторяли грамматические признаки всех частей речи. Послушаем их.

Актуализация знаний. Ребята читают занимательные рассказы о частях речи, написанные на лепестках (домашняя заготовка). Один ученик читает, а остальные угадывают части речи. Собирают цветок.

Воронин – существительное

Масличенко – прилагательное

Намоконов – числительное

Козолей – служебные ч.р.

Киргизов – местоимение

Киселёв – глагол

Мирионкова – наречие, Токарев стих

Вот такой цветок у нас получился. А какая часть речи важней?

Девочка Женя читает стихотворение:

Существительное — школа,

Просыпаемся — глагол.

С прилагательным — веселый —

Этот день пришел!

Встали мы — местоимение,

Бьет числительное семь.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять!

И, конечно, не лениться

И союзы, и предлоги изучать!

II. Целеполагание. Учитель: Части речи все нужны, части речи все важны!. Итак, сегодня мы с вами повторяем …Какой раздел языка? … «Морфологию». Откройте тетради, запишите число и тему урока. 3 слайд

А цветок, который мы с вами собрали, волшебный, он из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». МЕЛОДИЯ.

4 слайд История цветка: Что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления мира от гнева Божьего. Каждый школьник знает, как запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать, где сидит филин. Сказочный цветик-семицветик символизирует Божью благодать, даруемую человеку.

Помните эту историю? Девочка Женя заблудилась и получила от старушки цветик-семицветик, который исполнял желания. И Женя стала загадывать одно желание за другим!..

Части речи приготовили нам испытания. Каждый лепесток, новое задание и исполнение ваших желаний – отличных отметок! Что нам надо, чтобы преодолеть трудности и успешно выполнить задание: ЗНАНИЯ частей речи и их грамматических признаков, уметь правильно писать части речи и употреблять их в речи. А ещё: СМЕКАЛКА, ФАНТАЗИЯ, ПОМОЩЬ друг другу, ТЕРПЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНА. (Макет разборного цветка из кабинета биологии использовали на уроке)

Отрываем первый лепесток - и в путь, вслед за героиней сказки девочкой Женей:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

  1. Содержание

Первое задание даёт учитель

1.Игра «Собери пазл» Каждой группе распределить слова в таблице. 1 ряд – красные карточки, 2 ряд – синие, 3 ряд – зелёные. Посовещайтесь, капитан и помощник прикрепляет вариант команды. Слайд 4-5

6-7 слайд

УЧИТЕЛЬ Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зева..т, вывески чита…т, ворон счита…т. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

2. Найти глаголы с пропущенными буквами в окончании, записать их в инфинитиве, определить спряжение. Образец: Взяла – что сделала? Что сделать? – взять 1 спр. Взаимопроверка.

8 слайд

3. Во дворе мальчики не захотели играть с Женей в Северный полюс, и она сама отправляется туда и встречает медведей. Чтение текста учеником. Лети, лети, лепесток … Определите, какие числительные встречаются в данных предложениях?

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

9 слайд

4. Женя не отчаивается – не получилось с медведями, так пусть игрушек много будет! Чтение текста учеником. Лети, лети, лепесток… Вели.. Запишите словосочетания глаг+сущ. Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж существительных.

Прыгалки ползли по земл…, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Движение в город… остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонар… и не знали, что им делать. - Довольно, довольно! - в ужас… закричала Женя, хватаясь за голову.

Задание выполняется учеником у доски, с последующей проверкой класса.

10 слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Проводят дети под музыку «Цветика-семицветика»

11 слайд

5. И вот у Жени остался один лепесток чудесного цветика-семицветика. Выразительное чтение текста по ролям.

Женя вдруг увидела превосходного3 мальчика, который сидел на лавочке3 у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь3, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Беседа по эпизоду. В чём радость жизни? Как Женя распорядилась последним лепестком? Почему? Что приятней получать подарки или дарить? Чему рады дети?

Девочка не тратит его бездумно, она размышляет: чего же ей действительно хочется? Может купить вкусности или хорошую вещь, или сходить в цирк? Все ей кажется каким-то банальным, дающим радость на одну минуту. Мальчик ей понравился. Женечка с огромной радостью, уже не раздумывая, тут же оторвала последний лепесток – фиолетовый, и у мальчика выздоровела ножка. Они стали играть в догонялки, радоваться общению друг с другом!

Они оба приобрели самое дорогое – радость общения!  Если люди научаться общаться, исчезнут ссоры, войны.

Когда творишь добро, оно всегда возвращается.

Любовь не ищет никаких благ для себя – любить можно не получая, а отдавая. 

Но наши лепестки с заданиями ещё не кончились. Морфологический разбор частей речи:

1 ряд - существительное,2 ряд - прилагательное, 3 ряд глагол. Три ученика работают у доски.

6. Выписать 3 словосочетания глагол + наречие

7. Записать предложения: сначала, где союз И соединяет сложное предложение; а затем – соединяет однородные члены предложения.

12 слайд

IV.Рефлексия

Итак, сорван последний лепесток и, описав круг, добро вернулось. Как старушка подарила Жене цветил-семицветик, так и Женя подарила здоровье незнакомому мальчику. Мы тоже с вами сегодня на уроке многому научились. Дополните Облако «тегов».

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

А теперь поделитесь добром - подарите свой цветочек друг другу. Прикрепите его на доску. Если вы уходите с хорошим настроением, у вас все получилось – возьмите красный цветок, а если грустное настроение, что-то пошло не так – синий цветок. Я хочу, чтобы с последним лепестком к вам тоже вернулось добро.

13 слайд

  1. Домашнее задание. По выбору. Упражнение в учебнике, задание в рабочей тетради к учебнику, сочинить грамматическую сказку «Жили-были части речи», инд.задание по затруднению.






Просмотр содержимого документа
«раздатка»

Цветик-семицветик

1лепесток «Собери пазл»

2 лепесток Найти глаголы с пропущенными буквами в окончании, записать их в инфинитиве, определить спряжение. Образец: Взяла – что сделала? Что сделать? – взять 1 спр. Взаимопроверка.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зева..т, вывески чита…т, ворон счита…т. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

3 лепесток Запишите словосочетания глаг+сущ. Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж существительных.

Прыгалки ползли по земл…, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Движение в город… остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонар… и не знали, что им делать. - Довольно, довольно! - в ужас… закричала Женя, хватаясь за голову.

4 лепесток Определите какие числительные встречаются в данных предложениях? А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

РАБОТА ПО ТЕКСТУ.

Женя вдруг увидела превосходного3 мальчика, который сидел на лавочке3 у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь3, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

5 лепесток

Морфологический разбор частей речи:1 ряд - существительное,2 ряд - прилагательное, 3 ряд глагол.

6 лепесток Выписать 3 словосочетания глагол + наречие

7 лепесток Записать предложения: сначала, где союз И соединяет сложное предложение; а затем – соединяет однородные члены предложения.

Дополните Облако «тегов».

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Просмотр содержимого презентации
«Повторение Морфологии»

Части речи

Части речи

  • поссорились
Повторение «Морфологии»

Повторение «Морфологии»

Цветик-семицветик Что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления мира от гнева Божьего. Каждый школьник знает, как запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать, где сидит филин. . Сказочный цветик-семицветик символизирует Божью благодать, даруемую человеку.

Цветик-семицветик

Что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления мира от гнева Божьего. Каждый школьник знает, как запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать, где сидит филин. . Сказочный цветик-семицветик символизирует Божью благодать, даруемую человеку.

Игра «Собери пазл»

Игра «Собери пазл»

частица союз предлог Игра «Собери пазл»   Части речи Самостоятельные  Служебные  Изменяемые  Неизменяемые Спрягаемые Склоняемые Существительное Наречие  Глагол Прилагательное Местоимение Числительное

частица

союз

предлог

Игра «Собери пазл»

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Изменяемые

Неизменяемые

Спрягаемые

Склоняемые

Существительное

Наречие

Глагол

Прилагательное

Местоимение

Числительное

Собака съела баранки   Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зева..т, вывески чита…т, ворон счита…т, ничего не вид…т. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

Собака съела баранки

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зева..т, вывески чита…т, ворон счита…т, ничего не вид…т. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.

Собака съела баранки   ЗеваЕт - зевать – I спр. ЧитаЕт – читать – I спр. СчитаЕт – считать – I спр. ВидИт – видеть – IIспр., иск.

Собака съела баранки

ЗеваЕт - зевать – I спр.

ЧитаЕт – читать – I спр.

СчитаЕт – считать – I спр.

ВидИт – видеть – IIспр., иск.

На северном полюсе А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

На северном полюсе

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

Нашествие игрушек

Нашествие игрушек

  • Прыгалки ползли по земл…, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
  • Движение в город… остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонар… и не знали, что им делать.
  • - Довольно, довольно! - в ужас… закричала Женя, хватаясь за голову.
ФИЗМИНУТКА!!!!

ФИЗМИНУТКА!!!!

В чём радость жизни? 5.Морфологический разбор частей речи:1 ряд - существительное,2 ряд - прилагательное, 3 ряд - глагол. 6. Выписать 3 словосочетания глагол + наречие. 7. Записать предложения: сначала, где союз И соединяет сложное предложение; а затем – соединяет однородные члены предложения.

В чём радость жизни?

5.Морфологический разбор частей речи:1 ряд - существительное,2 ряд - прилагательное, 3 ряд - глагол.

6. Выписать 3 словосочетания глагол + наречие.

7. Записать предложения: сначала, где союз И соединяет сложное предложение; а затем – соединяет однородные члены предложения.

Итак

Итак

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Повторить орфограмму «О-ё после шипящих» и составить словарный диктант из 10 слов.
  • Сочинить сказку о частях речи (по выбору).
  • Сочинить синквейн о частях речи, о цветике-семицветике.
  • Индивидуально – задания в рабочей. тетради к учебнику и задания в Яклассе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!