3
Повторение «Морфологии»
Мотивация. Появление девочки Жени. В руках у неё сетка, а в сетке – части речи. Здравствуйте, ребята, меня к вам прислали части речи. В стране Морфологии случилась беда: все слова поссорились между собой. Они не могут решить, какая часть речи важнее. 1 слайд
Учитель: Ребята, давайте поможем частям речи, ведь дома мы повторяли грамматические признаки всех частей речи. Послушаем их.
Актуализация знаний. Ребята читают занимательные рассказы о частях речи, написанные на лепестках (домашняя заготовка). Один ученик читает, а остальные угадывают части речи. Собирают цветок.
Воронин – существительное
Масличенко – прилагательное
Намоконов – числительное
Козолей – служебные ч.р.
Киргизов – местоимение
Киселёв – глагол
Мирионкова – наречие, Токарев стих
Вот такой цветок у нас получился. А какая часть речи важней?
Девочка Женя читает стихотворение:
Существительное — школа,
Просыпаемся — глагол.
С прилагательным — веселый —
Этот день пришел!
Встали мы — местоимение,
Бьет числительное семь.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять!
И, конечно, не лениться
И союзы, и предлоги изучать!
II. Целеполагание. Учитель: Части речи все нужны, части речи все важны!. Итак, сегодня мы с вами повторяем …Какой раздел языка? … «Морфологию». Откройте тетради, запишите число и тему урока. 3 слайд
А цветок, который мы с вами собрали, волшебный, он из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». МЕЛОДИЯ.
4 слайд История цветка: Что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления мира от гнева Божьего. Каждый школьник знает, как запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать, где сидит филин. Сказочный цветик-семицветик символизирует Божью благодать, даруемую человеку.
Помните эту историю? Девочка Женя заблудилась и получила от старушки цветик-семицветик, который исполнял желания. И Женя стала загадывать одно желание за другим!..
Части речи приготовили нам испытания. Каждый лепесток, новое задание и исполнение ваших желаний – отличных отметок! Что нам надо, чтобы преодолеть трудности и успешно выполнить задание: ЗНАНИЯ частей речи и их грамматических признаков, уметь правильно писать части речи и употреблять их в речи. А ещё: СМЕКАЛКА, ФАНТАЗИЯ, ПОМОЩЬ друг другу, ТЕРПЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНА. (Макет разборного цветка из кабинета биологии использовали на уроке)
Отрываем первый лепесток - и в путь, вслед за героиней сказки девочкой Женей:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Содержание
Первое задание даёт учитель
1.Игра «Собери пазл» Каждой группе распределить слова в таблице. 1 ряд – красные карточки, 2 ряд – синие, 3 ряд – зелёные. Посовещайтесь, капитан и помощник прикрепляет вариант команды. Слайд 4-5
6-7 слайд
УЧИТЕЛЬ Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зева..т, вывески чита…т, ворон счита…т. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела.
2. Найти глаголы с пропущенными буквами в окончании, записать их в инфинитиве, определить спряжение. Образец: Взяла – что сделала? Что сделать? – взять 1 спр. Взаимопроверка.
8 слайд
3. Во дворе мальчики не захотели играть с Женей в Северный полюс, и она сама отправляется туда и встречает медведей. Чтение текста учеником. Лети, лети, лепесток … Определите, какие числительные встречаются в данных предложениях?
А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.
9 слайд
4. Женя не отчаивается – не получилось с медведями, так пусть игрушек много будет! Чтение текста учеником. Лети, лети, лепесток… Вели.. Запишите словосочетания глаг+сущ. Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж существительных.
Прыгалки ползли по земл…, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в город… остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонар… и не знали, что им делать. - Довольно, довольно! - в ужас… закричала Женя, хватаясь за голову.
Задание выполняется учеником у доски, с последующей проверкой класса.
10 слайд
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Проводят дети под музыку «Цветика-семицветика»
11 слайд
5. И вот у Жени остался один лепесток чудесного цветика-семицветика. Выразительное чтение текста по ролям.
Женя вдруг увидела превосходного3 мальчика, который сидел на лавочке3 у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь3, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Беседа по эпизоду. В чём радость жизни? Как Женя распорядилась последним лепестком? Почему? Что приятней получать подарки или дарить? Чему рады дети?
Девочка не тратит его бездумно, она размышляет: чего же ей действительно хочется? Может купить вкусности или хорошую вещь, или сходить в цирк? Все ей кажется каким-то банальным, дающим радость на одну минуту. Мальчик ей понравился. Женечка с огромной радостью, уже не раздумывая, тут же оторвала последний лепесток – фиолетовый, и у мальчика выздоровела ножка. Они стали играть в догонялки, радоваться общению друг с другом!
Они оба приобрели самое дорогое – радость общения! Если люди научаться общаться, исчезнут ссоры, войны.
Когда творишь добро, оно всегда возвращается.
Любовь не ищет никаких благ для себя – любить можно не получая, а отдавая.
Но наши лепестки с заданиями ещё не кончились. Морфологический разбор частей речи:
1 ряд - существительное,2 ряд - прилагательное, 3 ряд глагол. Три ученика работают у доски.
6. Выписать 3 словосочетания глагол + наречие
7. Записать предложения: сначала, где союз И соединяет сложное предложение; а затем – соединяет однородные члены предложения.
12 слайд
IV.Рефлексия
Итак, сорван последний лепесток и, описав круг, добро вернулось. Как старушка подарила Жене цветил-семицветик, так и Женя подарила здоровье незнакомому мальчику. Мы тоже с вами сегодня на уроке многому научились. Дополните Облако «тегов».
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
А теперь поделитесь добром - подарите свой цветочек друг другу. Прикрепите его на доску. Если вы уходите с хорошим настроением, у вас все получилось – возьмите красный цветок, а если грустное настроение, что-то пошло не так – синий цветок. Я хочу, чтобы с последним лепестком к вам тоже вернулось добро.
13 слайд
Домашнее задание. По выбору. Упражнение в учебнике, задание в рабочей тетради к учебнику, сочинить грамматическую сказку «Жили-были части речи», инд.задание по затруднению.