СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-игровая программа "Птичий базар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-игровая программа "Птичий базар"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края


Познавательно – игровая программа «Птичий базар».

Автор: учитель-дефектолог

МБОУ СОШ №: г. Амурска

Леонова Елена Андреевна



Г. Амурск

2023 г.


Пояснительная записка. Материал программы можно использовать на различных занятиях, связанных с темой птиц. Данный материал носит познавательный и развивающий характер.

Цель: развитие познавательного интереса к миру птиц в игровой форме.

Задачи:

  • уточнить знания обучающихся о многообразии птиц;

  • развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику обучающихся;

  • развивать умение детей действовать в команде, воспитывать культуру честного соперничества в ходе игры.

Оборудование: мяч, карточки с силуэтами птиц, карточки с названиями птиц, схемы оригами, бумага для оригами, жетоны.

Ход мероприятия

Подготовительный этап. Ребята, наше мероприятие посвящено чудесным созданиям, которые летают и поют, землю свято берегут. Кто это? (Птицы)

Скажите, можно жить без птиц на свете? Что случиться, если птицы пропадут? (ответы детей)

Для дальнейшей игры я предлагаю разделиться вам на две команды, а делать это мы будем при помощи жетонов. Кто выберет жетон пустой, в команде «Орлов», кто выберет жетон с птицей, тот в команде «Ястребов». (Дети вытягивают жетоны). После деления на команды все жетоны возвращаются детьми в коробочку.

Итак, в ходе игры мы сможем выявить не только сильнейшую команду, но и знатока птиц по сумме полученных жетонов. Каждый из команды получит жетон. Человек, получивший самое большое количество жетонов, становится знатоком птиц. А в конце игры мы сложим жетоны всех игроков команды и узнаем команду-победительницу.

Первый этап «Разминка», задача которого вспомнить названия птиц и выявить трех знатоков птиц, которые получат по жетону. Дети передают мяч по кругу, называя птицу. Тот, кто не смог назвать, выбывает из круга. Последние трое участников получают по жетону.

Второй этап «Загадки». Задача этапа – соотнести информацию о птице с ее названием. Каждый, кто отгадывает загадку, получает жетон. Список загадок в Приложении 1.

Третий этап «Чья тень?». Задача этапа – назвать птицу по ее силуэту. Каждой команде предлагается силуэт птицы. Если команда называет верно, то получает жетон. Если команда не может назвать птицу по силуэту, право угадать эту птицу переходит к другой команде. Силуэты птиц смотри в Приложении 2.

Четвертый этап «Покажи или объясни, что это за птица». Задача этапа – быстро показать в движениях или рассказать о птице, не называя ее, так, чтобы участник команды догадался о какой птице идет речь. Из участников команды выбирается один человек, который будет догадываться о птицах в течение 5 минут. Остальные участники по очереди читают на карточке название птицы и объясняют ее. В случае, если участник не может объяснить или показать птицу, он говорит «Пас» и ему предлагается другое название птицы (смотри Приложение 3). Команда получает жетон за каждую угаданную птицу. Побеждает та команда, которая смогла за это время угадать как можно больше птиц.

Пятый этап «Птицу руками смастери». Задача этого этапа – сделать птицу в технике оригами и «посадить» птицу на импровизированную ветку (коллективная работа всех ребят). Ребятам предлагается несколько схем (смотри Приложение 4) сборки птиц разного уровня (простой, средний, сложный), которые ребята выбирают самостоятельно. Оценивается качество бумажной фигурки (аккуратное/неаккуратное сложение) и степень самостоятельности (сам по схеме/схема и показ педагога/помощь педагога в изготовлении поделки). После того, как бумажные птицы готовы, мы вместе с ребятами оформляем ветку с птицами. За каждую птицу ребенок получает от 1 до 3 жетонов.

Итог программы – после всех этапов подсчитывается количество жетонов в каждой команде и определяется команда-победитель и участник – знаток птиц, набравший наибольшее количество жетонов.

Приложение 1

Загадки.

1. Длинная шея и длинные ноги.

Он может, как лошадь, Бежать по дороге. (Страус)
2. В чаще, где сосна и ель, свист, серебряная трель.

Начинает спозаранку рыжегрудая …(Зарянка)
3. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый, длинношеей, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

4. Днем те птицы отдыхают, ночью пищу добывают.

Они хищные, но все же крики их на плач похожи.

Кто же плачет там, в ночи? Ну, конечно же… (Сычи)
5. Проживает в странах жарких, а в нежарких – в зоопарках.

И спесив он и хвастлив, потому что хвост красив.

Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

6. Живет в лесу. Ухает, как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится.

Днем сидит он, как слепой, а лишь вечер – за разбой. (Филин)

7. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

8. Воздух режут без усилья, как серпы кривые крылья.

Промелькнет – не разглядишь, так летает только … (Стриж)
9. По лужку он важно бродит, изводы сухим выходит.

Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)

10. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона – зовут ее …. (Ворона)

11. Ну, а то птица мира, только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги, смело ходит по дороге

И боится только кошек, ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год, воркованием поет. (Голубь)

12. Гнездо свое он в поле вьёт, где тянутся растения.

Его и песни и полет вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит, хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот и в полях поет, поет. (Жаворонок)

13. Эти птички с хохолком и красивые притом,

На рябину прилетели. Птички эти — … (Свиристели)

14. Едва возвратится этот певец в свой на шесте деревянный дворец,

Как все понимают – весна наступает, и долгой зиме скоро будет конец. (Скворец)

15. В клетке целый день сидит и под нос себе твердит,

Но, услышав двери крип, он кричит: «Филипп! Филипп!

Кеше пить быстрее дай!» Кто же это …. (Попугай)

16. Хоть гнездо ее на суше, но простор морской ей нужен.

Среди волн ныряет ладно! По земле ползет нескладно.

И парить, увы, нет дара. Куцекрылая …. (Гагара)

17. У него хороший слух, но когда токует, глух.

Можно даже, говорят, взять руками … (Глухаря)

18. Встали братья на ходули, ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти. (Журавли)

19. В чужие гнезда эта птица подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка пёстроголовая …. (Кукушка)

20. Чёрен я пером от роду, в поле погулять люблю

И на радость свёкловодам долгоносиков долблю.

Эта птица, словно врач, и зовут ее все …. (Грач)

21. Снег, летят грачи, всем глаза слепят лучи.

Что звенит, как будто склянка? Песенку поёт … (Овсянка)

22. Тащит в дупла лип упорно жёлуди, орехи, зёрна,

Как заправский кладовщик, бойкий серенький ямщик. (Поползень)

23. Глуховатый, неустанный слышен чей-то голос странный.

Средь полей, лесов и вод шлёт в пространство зов … (Удод)

24. Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка и не козодой.

Но эта вот птичка, Хоть и невеличка,

Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клест)

25. Эта птичка—невеличка не у нас в лесах живёт.

А в Америке с цветочка каждый день нектарчик пьёт. (Колибри)

26. Птица медленно плывёт, словно белый теплоход.

Горделива и красива, терпелива и пуглива. (Лебедь)

27. Гнездо под крышей ловко строит, птенцов своих весной выводит,

Перед дождём очень низко летает. Эту птичку каждый ребёнок знает.

За ней мы любим, наблюдать. …. (Ласточкой) эту птичку звать.

28. Много птичек на Земле нуждаются в заботе,

А эта птичка в США аж на гербе, в почёте. (Орлан)

29. Эта птица любит холод, но терпеть не может голод.

За рыбой в океан ныряет, поев, на льдину выплывает. (Пингвин)

30. Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков. (Пеликан)

31. Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

32. Ярко – розовый наряд, глазки солнышком горят.

Так стройна, нежна, прелестна длинноногая принцесса. (Фламинго)
33. Эти птицы на ночлег в голубой нырнули снег.

И до самого рассвета в этом сказочном снегу

Птицам снилось лето с голубикой на лугу. (Куропатки)
34. В певчем деле эта птица, прямо скажем, мастерица,

Родственник он воробья и напарник соловья. (Дрозд)


Источник: 1. Загадки про птиц для детей https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html

Приложение 2

































Приложение 3

КУРИЦА

ЖУРАВЛЬ

ОРЁЛ

СТРАУС

СОВА

ПЕЛИКАН

ДЯТЕЛ

СОРОКА

АИСТ

КОЛИБРИ

СИНИЦА

ВОРОБЕЙ

ПАВЛИН

ПОПУГАЙ

ПЕТУХ

ГОЛУБЬ

СНЕГИРЬ

КУКУШКА

ТУКАН

ПИНГВИН

ЛЕБЕДЬ

ФЛАМИНГО

ФИЛИН

ГЛУХАРЬ

ГУСЬ

ВОРОНА

ЦАПЛЯ

КАНАРЕЙКА

ПОПОЛЗЕНЬ

СОЛОВЕЙ

ИНДЮК

ЛАСТОЧКА

ТЕТЕРЕВ

КЛЁСТ

СВИРИСТЕЛЬ

СОКОЛ

СОЙКА

ИВОЛГА















Приложение 4

Схема №1 – простой уровень





Схема №2 – средний уровень



Схема №3 – сложный уровень








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!