Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы в школе
Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным относятся действия :
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Познавательные универсальные действия делятся на :
- общеучебные,
- логические,
- постановка и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов;
- информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические универсальные действия:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей;
- сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.
На уроках литературы можно использовать задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
Предлагаем задания на выработку познавательных УУД :
1. Задание «Установить последовательность».
Форма выполнения задания: работа в группах, парах.
Установить последовательность создания произведений древнерусской литературы:
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
«Повесть временных лет»
«Слово о полку Игореве»
«Домострой»
Описать способы выстраивания последовательности.
Сделать вывод о наиболее эффективном способе.
2. Задание «Работа с текстом».
Форма выполнения задания: работа в группах, парах, индивидуальная.
Внимательно прочитать текст.
Определить идею текста (основную мысль).
Озаглавить, наиболее точно передав основную мысль текста.
Аргументируйте своё предложение.
Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД. Как уже оговаривалось, термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.