СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 4. Простые и сложные вещества, смеси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4. Простые и сложные вещества, смеси»

Класс:5 Дата:

Тема: «Практическая работа № 4. Простые и сложные вещества, смеси»

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать знания обучающихся о простых и сложных химических веществах, смесях умения классифицировать вещества по различным признакам.

  2. Развивать умения и навыки применения знаний на практике, анализировать и делать выводы на основе полученных знаний.

  3. Воспитывать любовь к предмету

Ключевые компетенции:

  1. Информационная

  2. Социально-коммуникативная

  3. Самоорганизация и решение проблем

Предметная компетентность: знают простые и сложные вещества, разницу между ними и смесями. Знают о методах очистки поваренной соли.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация, проектор, учебник


Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1 - Сегодня на уроке мы познакомимся с простыми веществами, узнаем, что является смесями веществ. Но для начала, давайте проверим как вы справились с домашним заданием.

Слайд 2 - Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

2.1. Проверить правильность заполнения таблицы «Характеристика химических элементов 1-2 групп ПСМ».

2.2. Заслушать подготовленные учащимися сообщения о химических элементах.

2.3. Опрос по вопросам:

  1. Какие атомы называются химическими элементами?

  2. Кто из ученых открыл химический элемент:

- водород,

- кислород,

- азот?

3. Какие элементы названы в честь небесных тел?

4. Какие элементы названы по месту их нахождения?

5. Какие элементы названы в честь ученых, их открывших?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3 – Вы многое узнали о составе тел и веществ, химических элементах.

Слайд 4 – В каждом веществе содержится огромное количество частиц. Так, в 1 см 3 воздуха содержится 27 000 000 000 000 000 000 молекул.

Слайд 5 – Размеры частиц впервые рассчитал английский физик Джон Релей.

Слайд 6 – Сегодня мы познакомимся с новым для вас понятием «классификация», которая обозначает распределение по группам. Любая группа составляется по определенным признакам. Так, например, в вашем классе учатся ребята примерно одного возраста, вы все пошли в школу в один год. Т.е. вы имеете общие признаки, хотя, конечно же, вы все очень разные.

Слайд 7 – Так происходит и с веществами, которые объединяют в группы по различным признакам. Все вещества делят на простые и сложные. Выделяют и группу смесей веществ.

Слайд 8 - Простыми называются вещества, состоящие из атомов одного вида.

Слайд 9 – Например, к простым веществам относятся такие вещества, как кислород, водород, озон.

Слайд 10 - Сложными называются вещества, состоящие из двух или нескольких видов атомов.

Слайд 11 – Как вы думаете, какие из этих веществ – простые, а какие - сложные. Как вы это определили? /Ответы обучающихся/

Ответы: сложные вещества под цифрами – 1, 2, 5, 6, 7, простые – 3, 4, 8.

Слайд 12 – Еще одна группа веществ – смеси. Смеси содержат несколько веществ, которые не вступают в химические реакции между собой. Это комбинация нескольких веществ.

Слайд 13 – Все смеси подразделяются на однородные и неоднородные.

Слайд 14 – Находясь в смеси, вещества сохраняют свои индивидуальные свойства.

Слайд 15 - Следует учитывать, чтобы описать свойства веществ, они должны быть химически чистыми, то есть очищены от примесей и выделены из смеси. Известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, кристаллизация, выпаривание и другие.

Слайд 16Отстаивание. Метод основан на принципе естественной гравитации. Частицы грязи под действием силы тяжести опускаются на дно, где собираются в качестве осадка. Время, необходимое на отстаивание воды, зависит от количества и вида имеющихся в ней загрязнений.

Слайд 17Фильтрация. Способ очистки подразумевает пропускание воды сквозь пористый материал. В результате в нем задерживаются мельчайшие частицы грязи. Фильтры подбираются по наполнителю. Каждый фильтр рассчитан на конечный объем воды и периодически требует замены.

Слайд 18Выпаривание – метод, который используют для очистки смеси, состоящей из тугоплавкого твердого вещества и жидкости. Например, можно выделить этим способом соль из ее водного раствора.

Слайд 19Кристаллизация – выпадение кристаллов растворенного вещества из насыщенного раствора при охлаждении.

Слайд 20Дистилляция (лат. distillatio — стекание каплями) —перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.

Дистилляция используется для отделения жидкостей от нелетучих твердых веществ или для разделения двух или более жидкостей с различной температурой кипения.

Процесс дистилляции, вероятно, использовался еще древними экспериментаторами. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) упоминал, что чистую воду можно получить путем испарения морской.

Слайд 21 – Но для полной очистки вещества из смеси, не всегда достаточен один из методов очистки. Проведем эксперимент с раствором поваренной соли.

Слайд 22-25 – Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли». https://youtu.be/9wc3lo782GY

Цель: познакомиться со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ; продолжить формировать умение применять полученные знания на практике.

  1. Возьмем загрязненную песком поваренную соль из чашки сухой ложкой.

  2. Растворим соль в воде тщательно перемешивая.

  3. Полученный раствор оставим на некоторое время. На дне появляется осадок из тяжелых частиц песка.

  4. Подготовим фильтр и пропустим через него отстоявшийся раствор поваренной соли.

  5. Фильтрат из стакана выливаем в выпарительную чашу до ½ её объема.

  6. Ставим чашу в кольцо штатива. Зажигаем спиртовку, нагреваем фильтрат до начала образования кристаллов соли.

Слайд 26 – Таким образом мы получили чистую соль без примесей.

4. Закрепление нового материала.

Слайд 27 – Ответьте на вопросы:

  • Какие методы были использованы для очистки поваренной соли?

  • Из перечисленных веществ и смесей назовите только вещества: кислород, глина, серебро, морская вода, древесина, туман, дым, железо, сера, кирпич, кристалл. Являются эти вещества простыми или сложными?

  • Какие природные смеси человек использует в строительстве? Приведите примеры.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия – Слайд 28

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что было для вас интересным?

  • Что показалось трудным?

Слайд 29 - Домашнее задание: §15 прочитать, устно ответить на вопросы (стр.50).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!