Класс:5 Дата:
Тема: «Практическая работа № 4. Простые и сложные вещества, смеси»
Цели и задачи урока:
Сформировать знания обучающихся о простых и сложных химических веществах, смесях умения классифицировать вещества по различным признакам.
Развивать умения и навыки применения знаний на практике, анализировать и делать выводы на основе полученных знаний.
Воспитывать любовь к предмету
Ключевые компетенции:
Информационная
Социально-коммуникативная
Самоорганизация и решение проблем
Предметная компетентность: знают простые и сложные вещества, разницу между ними и смесями. Знают о методах очистки поваренной соли.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация, проектор, учебник
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1 - Сегодня на уроке мы познакомимся с простыми веществами, узнаем, что является смесями веществ. Но для начала, давайте проверим как вы справились с домашним заданием.
Слайд 2 - Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
2.1. Проверить правильность заполнения таблицы «Характеристика химических элементов 1-2 групп ПСМ».
2.2. Заслушать подготовленные учащимися сообщения о химических элементах.
2.3. Опрос по вопросам:
Какие атомы называются химическими элементами?
Кто из ученых открыл химический элемент:
- водород,
- кислород,
- азот?
3. Какие элементы названы в честь небесных тел?
4. Какие элементы названы по месту их нахождения?
5. Какие элементы названы в честь ученых, их открывших?
3. Изучение нового материала.
Слайд 3 – Вы многое узнали о составе тел и веществ, химических элементах.
Слайд 4 – В каждом веществе содержится огромное количество частиц. Так, в 1 см 3 воздуха содержится 27 000 000 000 000 000 000 молекул.
Слайд 5 – Размеры частиц впервые рассчитал английский физик Джон Релей.
Слайд 6 – Сегодня мы познакомимся с новым для вас понятием «классификация», которая обозначает распределение по группам. Любая группа составляется по определенным признакам. Так, например, в вашем классе учатся ребята примерно одного возраста, вы все пошли в школу в один год. Т.е. вы имеете общие признаки, хотя, конечно же, вы все очень разные.
Слайд 7 – Так происходит и с веществами, которые объединяют в группы по различным признакам. Все вещества делят на простые и сложные. Выделяют и группу смесей веществ.
Слайд 8 - Простыми называются вещества, состоящие из атомов одного вида.
Слайд 9 – Например, к простым веществам относятся такие вещества, как кислород, водород, озон.
Слайд 10 - Сложными называются вещества, состоящие из двух или нескольких видов атомов.
Слайд 11 – Как вы думаете, какие из этих веществ – простые, а какие - сложные. Как вы это определили? /Ответы обучающихся/
Ответы: сложные вещества под цифрами – 1, 2, 5, 6, 7, простые – 3, 4, 8.
Слайд 12 – Еще одна группа веществ – смеси. Смеси содержат несколько веществ, которые не вступают в химические реакции между собой. Это комбинация нескольких веществ.
Слайд 13 – Все смеси подразделяются на однородные и неоднородные.
Слайд 14 – Находясь в смеси, вещества сохраняют свои индивидуальные свойства.
Слайд 15 - Следует учитывать, чтобы описать свойства веществ, они должны быть химически чистыми, то есть очищены от примесей и выделены из смеси. Известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, кристаллизация, выпаривание и другие.
Слайд 16 – Отстаивание. Метод основан на принципе естественной гравитации. Частицы грязи под действием силы тяжести опускаются на дно, где собираются в качестве осадка. Время, необходимое на отстаивание воды, зависит от количества и вида имеющихся в ней загрязнений.
Слайд 17 – Фильтрация. Способ очистки подразумевает пропускание воды сквозь пористый материал. В результате в нем задерживаются мельчайшие частицы грязи. Фильтры подбираются по наполнителю. Каждый фильтр рассчитан на конечный объем воды и периодически требует замены.
Слайд 18 – Выпаривание – метод, который используют для очистки смеси, состоящей из тугоплавкого твердого вещества и жидкости. Например, можно выделить этим способом соль из ее водного раствора.
Слайд 19 – Кристаллизация – выпадение кристаллов растворенного вещества из насыщенного раствора при охлаждении.
Слайд 20 – Дистилляция (лат. distillatio — стекание каплями) —перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.
Дистилляция используется для отделения жидкостей от нелетучих твердых веществ или для разделения двух или более жидкостей с различной температурой кипения.
Процесс дистилляции, вероятно, использовался еще древними экспериментаторами. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) упоминал, что чистую воду можно получить путем испарения морской.
Слайд 21 – Но для полной очистки вещества из смеси, не всегда достаточен один из методов очистки. Проведем эксперимент с раствором поваренной соли.
Слайд 22-25 – Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли». https://youtu.be/9wc3lo782GY
Цель: познакомиться со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ; продолжить формировать умение применять полученные знания на практике.
Возьмем загрязненную песком поваренную соль из чашки сухой ложкой.
Растворим соль в воде тщательно перемешивая.
Полученный раствор оставим на некоторое время. На дне появляется осадок из тяжелых частиц песка.
Подготовим фильтр и пропустим через него отстоявшийся раствор поваренной соли.
Фильтрат из стакана выливаем в выпарительную чашу до ½ её объема.
Ставим чашу в кольцо штатива. Зажигаем спиртовку, нагреваем фильтрат до начала образования кристаллов соли.
Слайд 26 – Таким образом мы получили чистую соль без примесей.
4. Закрепление нового материала.
Слайд 27 – Ответьте на вопросы:
Какие методы были использованы для очистки поваренной соли?
Из перечисленных веществ и смесей назовите только вещества: кислород, глина, серебро, морская вода, древесина, туман, дым, железо, сера, кирпич, кристалл. Являются эти вещества простыми или сложными?
Какие природные смеси человек использует в строительстве? Приведите примеры.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия – Слайд 28
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что было для вас интересным?
Что показалось трудным?
Слайд 29 - Домашнее задание: §15 прочитать, устно ответить на вопросы (стр.50).