СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 6. Агрегатные состояния воды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 6. Агрегатные состояния воды»

Класс:5 Дата:

Тема: «Практическая работа № 6. Агрегатные состояния воды.»

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать знания о физических свойствах воды в различных агрегатных состояниях, познакомить с особенностями строения воды в различных агрегатных состояниях и объяснить их. Познакомить с практическим применением состояний в жизни. Сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания. Рассмотреть особенности фазового перехода «жидкость – твердое тело».

  2. Сформировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, сформировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении. В целях развития интеллектуальных способностей предложить ситуацию, требующую переноса полученных знаний и умений в новую ситуацию. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся  при выявлении сути процессов.

  3. воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока обращение к следующим вопросам: гуманизм, этические нормы поведения;

Ключевые компетенции:

  1. Информационная

  2. Социально-коммуникативная

  3. Самоорганизация и решение проблем

Предметная компетентность: называет агрегатные состояния воды, понимает, что переход между состояниями воды происходит при изменении температуры и/или давления. Объясняет движение частиц и взаимодействие, диффузию. Объясняет растворы в жизни человека; образование осадков.

Описывает образование осадков, виды осадков, что влияет на количество осадков. Описывает роль воды в жизни человека и использование ее в повседневной жизни; роль осадков. Оперирует знаниями об агрегатном состоянии вещества для объяснения явлений природы.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, проектор, видеоматериалы.


Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация. Целеполагание

2. Проверка д/з. Устный опрос

3. Актуализация знаний.

– Из чего состоит вещество?

– В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

В результате беседы делается обобщение: ( Слайд 3, 4).


Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

4. Изучение нового материала.

Изложение нового материала начинается с простейшей демонстрации:

Из термоса достаю лед, помещаю в стеклянный сосуд с ледяной  водой.

- Что происходит в сосуде, где мы можем наблюдать похожую ситуацию?
?Проблемный  вопрос

Значит возможна ситуация, в которой, при некоторых температурах вещество может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии?

– Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

(Заслушиваются мнения учащихся)

Давайте рассмотрим агрегатные состояния воды.

Сначала начертите таблицу в тетрадь. Которую вы заполните в ходе занятия.

Таблица 1

Название

Структура

Свойства

Пример

1

Твердое




2

Жидкое




3

Газообразное





Рассмотрим каждое состояние по очереди. Начнем с твердого.

Видео про кристаллы (Видео, Слайд 5, Приложение 2)(5мин)

Вопросы после видео:

- Что является самым распространенным кристаллом? (Лёд)

- Какую форму имеют кристаллы? (многогранник)

- Что является представителем кристаллов в природе? (Горный хрусталь, поваренная соль, алмаз, гранат)

- Почему кристаллы правильной формы встречаются очень редко? (колебания температуры, воздействия воды, воздействия ветра, трения об твёрдые тела)

-Какие существуют способы определения настоящих кристаллов?

Теперь давайте заполним таблицу: (Приложение 1)

Перейдем к следующему состоянию вещества: Жидкое состояние. (Слайд 6, Приложение 2 )

Жидкое состояние обычно считают промежуточным между твёрдым телами и газом: газ не сохраняет ни объём, ни форму.

Форма жидких тел может полностью или отчасти определяться тем, что их поверхность ведёт себя как упругая мембрана. Так, вода может собираться в капли. Но жидкость способна течь даже под своей неподвижной поверхностью, и это тоже означает не сохранение формы (внутренних частей жидкого тела). Жидкости обладают текучестью, мало сжимаемы. При постоянном объеме могут менять форму.

Молекулы жидкости не имеют определённого положения, но в то же время им недоступна полная свобода перемещений. Между ними существует притяжение, достаточно сильное, чтобы удержать их на близком расстоянии. Молекулы жидкости не имеют их сил они легко перемещаются.

Заполним таблицу дальше.

Перейдем к следующему состоянию: Газообразное (Слайд 7, Приложение 2)

Газ характеризуется очень слабыми связями между его частицами (молекулами, атомами), а также их большой подвижностью. Частицы газа почти свободно и хаотически движутся в промежутках между столкновениями, во время которых происходит резкое изменение характера их движения.

Газообразное состояние вещества в условиях, когда возможно существование устойчивой жидкой или твёрдой фазы этого же вещества, обычно называется паром.

Подобно жидкостям, газы обладают текучестью и сопротивляются деформации. В отличие от жидкостей, газы не имеют фиксированного объёма и не образуют свободной поверхности, а стремятся заполнить весь доступный объём (например, сосуда).

Газообразное состояние — самое распространённое состояние вещества Вселенной (межзвёздное вещество, туманности, звёзды, атмосферы и т. д.).

Заполняем таблицу до конца.

Делаются выводы: (Слайд 9.)

В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкостей и газов при одинаковых температурах различна.

Процесс перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии.

А в переходе «газ – жидкость – твердое тело» процесс перехода связан с выделением тепла.

Фазовые переходы(Слайд 10)

Фазовый переход- это переход из одного агрегатного состояния в другое

Сейчас рассмотрим процессы перехода жидкости в разные состояния

(Поэтапно заполняется схема определения фазовых переходов).

  1. Когда вещество из жидкого состояния переходит в твердое, то это называется кристаллизацией.

  2. Переход твердого состояния в газ, минуя жидкое, называется – сублимацией.

  3. При переходе вещества из газа в жидкость, этот процесс называется конденсацией.

  4. Процесс перехода жидкости в газ называется парообразованием.

  5. Если газ переходит в твердое состояние, то процесс называется десублимация.

  6. Переход твердого тела в жидкое называется плавлением

Эти примеры переходов мы постоянно наблюдаем в повседневной жизни. (Слайд 11)

Когда лед плавится, он превращается в воду, а вода в свою очередь испаряется, и образовывается пара. Если рассматривать в обратную сторону то, пар, конденсируясь, начинает переходить снова в воду, а вода в свою очередь, замерзая, становится льдом. Запах любого твёрдого тела – это сублимация. Часть молекул вырывается из тела, при этом образовывается газ, который и даёт запах. Пример обратного процесса – это в зимнее время узоры на стекле, когда пар в воздухе при замерзании оседает на стекле.

4. Здоровье сберегающие технологии

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 5 раз.

  2. Быстро моргать в течение 5 секунд. Открыть глаза, отдыхать 5 секунд. Повторять 3 раза.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 5 раз.

  4. В среднем темпе проделать 5 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-5. Повторить 1-2 раза.

5. Закрепление новых знаний

На этом этапе решается следующая учебно-воспитательная задача: закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала.

Учащиеся разбиваются на две команды. Каждая команда получает кроссворд с вопросами. Команда, которая первая решит кроссворд и не допустит ошибок получит 9 баллов, максимальное время выполнение 5 минут. За каждый не правильный ответ снимается один балл.










9




4

5



7


И


2


К

Э

6


К


С

1

С


О

Н

В

С

И

8

П

П

Н

3

Н

Е

О

О

П

Д

А

Л

Е

К

Д

Р

Д

С

Е

Ж

Р

А

Г

Р

Е

Г

А

Т

Н

О

Е

В


И

Н

И


О

И

У

Н

Л


С

С

Я


Я

Е

Л

И

Е


Т

А



Н


Ь

Е

Н


А

Ц



И




И


Л

И



Е




Е


Л

Я









И










З










А










Ц










И










Я




























  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  2. Вода в кристаллическом состоянии.

  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

  4. Переход вещества из газообразного в жидкое состояние.

5 .Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

6. Вещество, наиболее часто встречающееся в трех агрегатных состояниях.

7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

8. Единица измерения количества теплоты.

9. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости



Викторина:

1. Что за невидимка: в дом не просится, а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух, газ, пар)

2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

4. На всех садится, никого не боится. (Снег)

5. Что в гору не вкатишь? (Вода)

6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)

7. В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать 
На землю падает опять. (Вода)

8. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, 
А на окнах вырос лес.  (Мороз)

6. Домашнее задание

Учебно-воспитательная задача этого этапа состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Подведение итогов урока, как работал класс, кто работал особенно активно, оценивание самих активных. Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: конспект занятия, ответить на вопросы

  1. Тающий лед принесли в помещение, температура в котором 0 °С. Будет ли он в этом помещении таять?

Ответ: Лед не будет таять, т.к. температура льда и воздуха одинакова, явление теплопередачи отсутствует, лёд плавиться не будет

  1. Почему не меняется температура кристаллических тел при плавлении или отвердевании?

Ответ: Во время плавления все тепло, полученное телом, идем на разрыв связей между атомами, и тело не нагревается. Во время отвердевания энергия отдается не за счет уменьшения скоростей атомов, а за счет образования кристаллов.

  1. Будет ли плавиться олово, если его бросить в расплавленный свинец?

Ответ: Будет, температура расплавленного свинца 327, а температура плавления олова 232

  1. Чем объяснить, что во время ледохода весной вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от нее?

Ответ: Лед забирает тепло у воздуха для своего плавления

  1. Можно ли указать температуру плавления для аморфных тел, таких, например, как пластилин?

Ответ: Нет, нельзя. Аморфные тела потому так и называются что не имеют резкого перехода из твердого в жидкое состояние.

  1. Рефлексия.

Прежде чем подвести итоги занятия предлагаю вам продолжить следующие фразы по очереди и оценить урок и свою деятельность в тетради при помощи «смайликов».

В ыбор фразы

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

  1. Подведение итогов

У вещества существует три агрегатных состояния.

На занятии вы познакомились с агрегатными состояниями воды

Сегодня получают: Отметку «5»……..

Отметку «4»…..

Отметку «3»……

Всем спасибо за урок. До свидания!




Приложение 1


Название

Структура

Свойства

Пример

1

Твердое

Сохраняет форму

И объем


Лёд



2

Жидкое

Сохраняет объем

Легко меняет форму

Обладает текучестью


Вода




3

Газообразное

Не имеют постоянного объема, Не имеют конкретной формы

Занимают полностью все пространство

Пар





4

Аморфное

Нет строгого расположения частиц, нет кристаллической решетки.

Нет строго определенных Тпл и Ткип

Желе

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!