СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Коренной прелом. События Второй мировой войны 1943-1945 г.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Коренной прелом. События Второй мировой войны 1943-1945 г.»»

Занятие № 3

Тема: «Коренной прелом. События Второй мировой войны 1943-1945 г.».

Цели:

1. Сравнение военно-экономический потенциал Германии и СССР в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2. Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.

3.Формирование умения формулировать собственную оценку итогам и последствиям коренного перелома в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

4. Выявление итогов, цены и исторического значения в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

5. Формирование умения систематизировать учебный материал, представлять его в виде сводной таблицы.

6.Формирование умения формулировать собственную оценку итогам и последствиям завершающего этапа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


Тип занятия: урок формирования и проверки знаний

Вид: комбинированный

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Оборудование:

1. План-конспект занятия.

2. Рабочие тетради обучающихся.

3. Учебник История


Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний

2. Формирование новых знаний

3. Закрепление изученного материала

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.


1. Актуализация опорных знаний.


- Давайте вспомним в каких годах проходила Первая мировая война?

- Чем она закончилась для разных стран?

- Какой была Европа, СССР и Америка накануне ВМВ.


2. Формирование новых знаний


Ход работы:

1. Заполните таблицу «Великая Отечественная война» (II период войны: коренной, тыл в годы войны, международные конференции, итог коренного периода войны), используя учебник и интернет ресурсы


Великая Отечественная война (1939-1945 г.)

Причины войны


Соотношения сил

СССР

Германия

Союзники



Военные планы



I период войны: начальный

II период войны:

коренной

III период войны:

завершающий

1941 г. – ноябрь 1942 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

1945 г.






Итог:

Итог:

Итог:











Города-герои

Дети-герои

Полководцы

Партизаны

Символы Победы

Тыл

Международные конференции

Военные операции

Словарь терминов

Итоги, историческое значение войны


2. Рассмотрите таблицу «Соотношение потенциалов СССР и Германии, включая союзников и ресурсы оккупированных Германией территорий». Ответьте на вопросы к документу.


Наименование продукции

СССР

Германия

Июль 1941 г. – июль 1945 г.

В среднем за год

1941 – 1945 гг.

В среднем за год

Чугун (млн т)

31,5

7,9

98,1

24,5

Сталь (млн т)

45,4

11,3

133,7

33,4

Электроэнергия (млрд кВт ч)

147,3

36,8

334,0

83,5

Танки и САУ (тыс штук)

95,1

23,8

53,8

13,5

Боевые самолеты (тыс. штук)

108,0

27,0

78,9

19,7

Орудия без минометов (тыс. штук)

188,1

47,9

102,1

25,5


Вопросы к документу:

1. Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны.

2. Почему, имея меньший экономический потенциал, чем Германия и подчиненные ей страны Европы, СССР смог производить большее количество продукции?


3. Какие методы борьбы с противником применяли партизаны и подпольщики? Какой вклад они внесли в общее дело разгрома врага? Перечислите известных вам героев-партизан и подпольщиков.

Из воспоминаний комиссара партизанского

отряда в Белоруссии Э.Б. Нордмана.

По образному выражению Льва Толстого, дубина народной войны поднялась и со всей грозной и величественной силой ударила по врагу… Мировая история войне не знает такого всенародного вооруженного сопротивления. «Лесная армия» громила гарнизоны, выводила из строя линии связи, разрушала коммуникации, срывала политические, экономические и военные мероприятия врага, проявляя при этом небывалый героизм и мужество. Партизанами и подпольщиками в боях и в результате диверсий уничтожено или пленено свыше 1,5 млн. солдат и 67 генералов гитлеровской армии.

Партизаны и подпольщики отвлекали значительные силы противника. Так, на 1 октября 1943 года, по данным генерального штаба вермахта, немцы и их союзники сосредоточили для борьбы против советских партизан около 30 дивизий. Триумфом партизанского движения была «рельсовая война». Одновременно в одну ночь в конце июня 1943 года на огромной оккупированной территории по приказу Ставки Верховного Главнокомандования партизаны атаковали железные дороги, вывели из строя железнодорожные магистрали в тот момент, когда немцам особенно важно подтянуть войска, технику, боеприпасы к решающим битвам. В разгар Курской битвы новая «рельсовая война» под кодовым названием «Концерт» также спутала планы гитлеровского командования.


4. Текст с ошибками. Найдите ошибки в тексте и запишите правильные ответы


22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики напали на СССР. Начались ожесточённые пограничные бои. 22 июня 1941 года в 12 часов дня по радио перед народом выступил Сталин И.В., который свою речь закончил словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Началась мобилизация сил на борьбу с врагом. 30 июня был образован ГКО во главе с В.М. Молотовым, а 3 июля – Ставка Верховного Главнокомандования во главе со Сталиным. Летом-осенью 1941 года разгорелись сильные оборонительные бои: под Смоленском, Курском, Киевом, Одессой, Севастополем. В ходе них был нанесён удар по плану «молниеносной войны». Этот немецкий план был погребён в битве под Сталинградом, которая проходила летом 1943 года.

К январю 1943 г. вся территория СССР была освобождена. Начинается освободительный поход Советской Армии в Европу. При помощи Красной Армии были освобождены: Польша, Венгрия, Румыния, Финляндия. Часть Китая. После капитуляции берлинского гарнизона 9 мая 1943 г. закончилась Великая Отечественная война.


5. Почему в первый период войны Красная армия терпела неудачи?


6. Соотнеси между собой кодовые названия планов советского и германского командования их содержание

1

«Барбаросса»

А. Операция партизанских отрядов, имевшая целью подрыв коммуникаций противника, в первую очередь железных дорог

2

«Тайфун»

Б. Захват гитлеровскими войсками Москвы

3

«Уран»

В. Молниеносный разгром Красной Армии и оккупация Европейской части Советского Союза

4

«Багратион»

Г. Система управления на оккупированных фашистами территориях

5

« Ост »

Д. Контрнаступление советских войск под Сталинградом

6

«Цитадель»

Е. Немецко-фашистское наступление на Курской дуге

7

«Концерт»

Ж. Операция Красной Армии по прорыву блокады Ленинграда

8

«Эдельвейс»

3. Наступление советских войск в Белоруссии

9

«Кольцо»

И. Захват гитлеровцами Северного Кавказа

10

«Искра»

К. Операция Донского фронта по уничтожению немецко-фашистской группировки, окруженной под Сталинградом


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












7. Продолжите предложения с помощью учебника и Интернета.

А. 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на скопление фашистского

железнодорожного транспорта и погиб экипаж под командованием_______________ .

Б. Одним из первых в ночном бою 7 ноября 1941 г. воздушный таран применил летчик _____.

В. В боях у разъезда Дубосеково на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 г. группа героев-панфиловцев уничтожила 18 танков противника. Бросился со связкой гранат под фашистский танк и взорвал его тяжелораненый политрук____________________ .

Г. Партизанку, схваченную фашистами в деревне Петрищево Московской области и, несмотря на жестокие пытки, не выдавшую местонахождение партизанского отряда, звали _____________.

Д. 23 февраля 1943 г. в бою за деревню Чернушки Псковской области закрыл

своим телом амбразуру фашистского дзота .

Е. Вернулся в строй после ампутации голеней обеих ног и сбил несколько

вражеских самолетов летчик .

Ж. Членами штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия»

были


8. Изучите документ и ответьте на вопросы.


Из воспоминаний Г.К. Жукова. «Теперь, пожалуй, пора сказать о существенной ошибке того времени, из которой, естественно, вытекали многие другие, — о просчете в определении сроков вероятности нападения фашистской Германии на Советский Союз. В оперативном плане 1940 года... предусматривалось в случае угрозы войны: привести все вооруженные силы в полную боевую готовность... Введение в действие мероприятий... могло быть осуществлено только по особому решению правительства. Это особое решение последовало лишь в ночь на 22 июня 1941 года, да и то не полностью. Однако вопрос о командных кадрах вооруженных сил в 1941 году продолжал оставаться острым. Массовое выдвижение на высшие должности молодых командиров снижало на какоето время 2 боеспособность армии. Накануне войны при проведении важных и больших организационных мероприятий ощущался недостаток квалифицированного командного состава, специалистов: танкистов, артиллеристов и летнотехнического состава — сказывалось значительное увеличение численности наших вооруженных сил. Предполагалось, что все это можно будет в основном устранить к концу 1941 года».

Вопросы к документу 1. Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы? 2. Сформулируйте эти причины. 3. Какие ещё вы можете добавить?


9. Используя данные, содержащиеся в документе, определите сущность военной доктрины Вооруженных Сил СССР.

1) В советском руководстве господствовало убеждение о том, что война со стороны СССР будет наступательной, будет вестись на чужой территории и закончится победой, достигнутой «малой кровью». Советская военная доктрина была выражена в проекте Полевого устава 1939 года: «Если враг навяжет нам войну, РабочеКрестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когдалибо нападавших армий. Войну мы будем вести наступательно, перенеся ее на территорию противника. Боевые действия Красная Армия будет вести на уничтожение, с целью полного разгрома противника». Предполагалось, что Вооруженные Силы СССР, отразив нападение, нанесут сокрушительный ответный удар и перенесут боевые действия на территорию агрессора. Как следствие — мероприятия по оборонительной подготовке войск не проводились, оборонительные сооружения на старой границе СССР были демонтированы, а новых построить не успели. 2) Разворачивая войска на западной границе, советское командование исходило из того предположения, что вермахт нанесет главный удар по Украине для захвата плодородной земли и промышленных ресурсов. Поэтому на югозападном направлении были сосредоточены основные пехотные и танковые дивизии Красной Армии. 3) Пропаганда убеждала советских людей, что нападение на СССР спровоцирует пролетарские революции в Европе, что рабочие и крестьяне европейских стран откажутся воевать против первой социалистической страны — СССР.

Вопросы к документу: 1. Определите сущность военной доктрины Вооруженных Сил СССР. 2. Какие ещё причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны вы можете назвать?


10. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции “Цитадель” 15 апреля 1943 г. Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”. Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки. В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира. Для этого приказываю: 1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их… 2. Необходимо: а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления. б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…. в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…

Вопросы к документу 1. 2. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение? На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?

3. Закрепление изученного материала.


4. Подведение итогов, выставление оценок.


5. Домашнее задание. Выучить конспект, сотавить опорный конспект на тему «План Барбаросса».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!