СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по физиологии "Изучение и анализ физиологии зрительного и слухового анализаторов с использованием самонаблюдения и функциональных проб"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по изучению зрительного и слухового анализаторов. Можно использовать на уроках биологии (углубленный уровень).

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по физиологии "Изучение и анализ физиологии зрительного и слухового анализаторов с использованием самонаблюдения и функциональных проб"»

Медико-биологические и социальные основы здоровья

Практическая работа

"Изучение и анализ физиологии зрительного и слухового анализаторов с использованием самонаблюдения и функциональных проб"


Цель работы: изучить физиологию зрительного и слухового анализаторов, провести функциональные пробы.


Определение остроты зрения


Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквами (таблица Сивцева) или знаками (таблица Головина, для детей - Орловой), которые расположены в 12 строк. Величина букв или  знаков убывает сверху вниз. С левой стороны каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние D (м), с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом 1 градус. С правой стороны указано готовое значение остроты зрения V – visus в виде дроби (0,1, 0,2, 03 м). Таблицу вешают на хорошо освещенной стене или дополнительно освещают лампочкой. Испытуемого усаживают на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предлагают закрыть глаз специальным щитком. Экспериментатор указкой показывает испытуемому буквы и просит их назвать. Определение начинают с верхней строчки и, спускаясь вниз, находят самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит и правильно называет в течение 2-3 секунд, это и есть острота зрения.


Задание 1. Определите остроту зрения с помощью эталонной таблицы.

Для исследования остроты зрения также пользуются также эталонной таблицей.

1. Распечатайте эталонную таблицу (рис. 1) в формате А4. 

2. Расположите лист на уровне глаз, на расстоянии 2,5 м. 

3. Включите общее освещение в комнате. При проведении теста не наклоняйте голову и не щурьтесь. 

4. Закройте ладонью правый глаз и, посмотрев на таблицу, определите, какую строчку Вы видите чётко, затем закройте ладонью левый глаз и повторите тест.


Оформление результата исследования: запишите результаты определения остроты зрения для каждого глаза, сравните их с нормальной остротой зрения, сделайте вывод.









Рис.1. Эталонная таблица для определения зрения













Исследование слепого пятна сетчатки (опыт Мариотта)


Задание 2. Установить наличие слепого пятна на сетчатке с помощью опыта Мариотта. Определить форму и размер слепого пятна.


       Светочувствительные элементы распределены в сетчатке неравномерно. Наибольшее число колбочек, ответственных за цветовое зрение, находится в области желтого пятна – участка наиболее ясного зрения. В остальной части сетчатки преобладают палочки, ответственные за сумеречное (черно-белое) зрение. В месте выхода зрительного нерва (слепое пятно) фоторецепторов вообще нет. В обычных условиях его присутствия не ощущается, так как «пробел» в поле зрения компенсируется активностью соседних участков сетчатки и непрерывными движениями глазных яблок. Вместе с тем, в опыте Мариотта наличие слепого пятна легко обнаруживается.

      Оборудование: карточка для демонстрации слепого пятна, линейка (50 см), карандаш, бумага. Исследование проводят на человеке.

Поднесите рисунок к глазу на расстояние 10 см, закройте левый глаз и смотрите на крестик правым глазом. Постепенно приближайте рисунок к глазу.


Рис.2. Карточка для демонстрации слепого пятна


       На заднем полюсе глаза различим диск зрительного нерва (слепое пятно) овальной формы размером 1,6-1,8 мм с углублением в центре. К этому диску радиально сходятся ветви зрительного нерва, лишенные миелиновой оболочки, и вены; в зрительную часть сетчатки расходятся артерии. Эти сосуды снабжают кровью только сетчатку.


Оборудование: мишени для глаз (рис. 2).


Рис. 2. Мишени для глаз


1. Прикрепите к стене лист белой бумаги. Усадите перед ним испытуемого на стул так, чтобы расстояние от глаз до бумаги составило 30-40 см. Нанесите на бумагу крестик. Испытуемый должен закрыть один глаз и фиксировать взгляд на крестике. Во время всего определения испытуемый не должен менять положения головы.

2. Используйте черный объект (кружок) диаметром 2-3 мм. Перемещайте кружок по бумаге (для правого глаза вправо, для левого влево) до тех пор, пока испытуемый не отметит его исчезновение. Отметьте на бумаге положение кружка в момент исчезновения. Продолжайте движение кружка до его появления. Вновь сделайте отметку на бумаге. Повторите определение, двигая кружок по вертикали над серединой проекции горизонтального диаметра слепого пятна. Отметьте положение кружка при его исчезновении и появлении. Соедините полученные на бумаге отметки плавными линиями; получится овал, соответствующий форме слепого пятна.

Оформление

1. Точно измерьте расстояние от бумаги до глаза испытуемого.

2. Нарисуйте форму слепого пятна, укажите его размеры.

3. Сравните размеры вычисленного вами слепого пятна с нормативными (около 1,7 мм).

Исследование цветового зрения


       Глаз человека способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди с нарушением цветового восприятия. Полная цветовая слепота встречается крайне редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. 

       Различают три вида частичной цветовой слепоты: 

– протанопия, или дальтонизм, когда отсутствует способность к различению оттенков красного и зеленого цвета; 

– дейтеранопия, страдающие которой путают светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми; 

– тританопия, страдающие которой не различают синий и фиолетовый цвета. 

      Ход работы. Усадите испытуемого спиной к свету. Последовательно покажите ему 12 цветных таблиц, в которых на фоне кружочков и точек одного цвета изображены геометрические фигуры и цифры другого цвета. При предъявлении таблиц спросите у испытуемого, что на них изображено. Каждую таблицу следует устанавливать на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. Продолжительность экспозиции одной таблицы около 5 секунд. Каждый глаз обследуйте раздельно, при этом второй глаз испытуемый закрывает ладонью. 

    Оформление работы: опишите результаты исследования цветового восприятия. При выявлении нарушения восприятия цветов укажите, к какому виду они относятся.

















Определение слухового порога


Цель работы: определить остроту слуха с помощью речи.


Исследование слуха речью позволяет установить не только степень понижения слуха, но и локализацию поражения слухового анализатора. Например, худший слух на дискантовые звуки говорит о поражении звуковоспринимающего аппарата. 93 Оборудование: рулетка или сантиметровая лента, ватные тампоны, список слов.

Ход работы. Остроту слуха определяют в тихом помещении, с расстояния не менее 3 м. Каждое ухо исследуют отдельно, причем второе ухо во время исследования плотно прикрывают. Исследуемый должен стоять спиной к исследователю, чтобы исключить возможность понимания произносимых слов по артикуляции. Слух исследуют сначала шепотной, а затем - разговорной речью. Исследователь произносит слова, исследуемый должен немедленно их повторять. В качестве слов, удобных для исследования, можно пользоваться двузначными цифрами от 21 до 99, которые произносят не подряд, а вразбивку. Если исследуемый повторяет их правильно с расстояния 5 м, то слух считается нормальным.

Для более точного определения остроты слуха имеются специальные таблицы слов.

1-я группа — слова, состоящие из фонем басовой зоны (ум, мор, ром, вор, грач). Они слышны с расстояния в 5 м.

2-я группа — слова, состоящие из фонем смешанной зоны (тюфяк, утюг, тетка, туфли, пуфик). Они слышны с расстояния 12-15м, произнесенные шепотом.

3-я группа — слова, состоящие из фонем дискантовой зоны (заяц, чаша, честь, ситец).

При произнесении шепотом они должны быть услышаны с расстояния в 20 м (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое).


Результаты исследования оформить в виде в таблицы:


Сколько из названных цифр исследуемый повторил правильно

Сколько услышал фонем басовой зоны

Сколько услышал фонем смешанной зоны

Сколько услышал фонем дискантовой зоны







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!