РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по программе: «Практическое текстоведение»
9 класс
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Письмо Минобрнауки РФ от28.10.2015№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587//16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
Распоряжение КО СПб от 03.04.2019 № 1010-Р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;
Учебный план ГБОУ СОШ№347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8419/ (дата обращения: 22.07.2019).
Цель:
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов МАОУ Гимназия № 86 в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. оценка информации.
Программно-методическое обеспечение программы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 9 кл. ФГОС. /С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова.— М.: Дрофа, 2013.— 192 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:пособие для учителя./ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.— М.: Просвещение, 2010.—159 с.
3. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей.— М.: Просвещение, 2014.— 192 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.— М.: Издательство«Экзамен», 2014,— 96 с.
2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся).
Учебное пособие.— СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005.— 368 с.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор
Аудиозаписи литературных художественных произведений, рекламной продукции, информационныхсообщений.
Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи рекламных роликов, информационных телепрограмм.
Структура программы:
I.Пояснительная записка.
II.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
III.Содержание учебного предмета.
IV.Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.
II.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
III.СОДЕРЖЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(34 часа, 1 раз в неделю)
Введение 1 час
Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» 10 часов
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел 2 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 15 часов
Подробный и сжатый пересказ (устный/письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Раздел 3 «Работа с текстом: оценка информации» 6 часов
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Резерв 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч.)
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Тема 1. Введение | 1 |
2 | Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 10 |
3 | Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 15 |
4 | Тема 4. Работа с текстом: оценка информации | 6 |
5 | Резерв | 2 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата |
Тема 1. Введение – 1 час |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | |
Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 10 часов |
2 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. | |
3 | Рассуждение-объяснение. | |
4 | Рассуждение-доказательство. | |
5 | Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль). | |
6 | Функционально-стилевая дифференциация тестов (деловой стиль, научный стиль). | |
7 | Функционально-стилевая дифференциация тестов (публицистический стиль). | |
8 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. | |
9 | Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. | |
10 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. | |
11 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. | |
Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – 15 ч |
12 | Подробный пересказ (устный). | |
13 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. | |
14 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | |
15 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | |
16 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) устного монологического высказывания в соответствии с заданным типом и стилем речи. | |
17 | Композиция текста типа описания. | |
18 | Композиция текста типа повествования. | |
19 | Композиция текста типа рассуждения. | |
20 | Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. | |
21 | Сжатый пересказ (письменный). | |
22 | Приемы сжатия текста. | |
23 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. | |
24 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | |
25 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | |
26 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. | |
Тема 4. Работа с текстом: оценка информации – 6 часов |
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | |
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. | |
29 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | |
30 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. | |
31 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. | |
32 | Работа по исправлению искаженной информации при письменном пересказе текста | |
33 | Резерв | |
34 | Резерв | |