СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое текстоведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данной программы учащиеся 9-х классов смогут подготовиться к итоговому собеседованию и письменному экзамену в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Практическое текстоведение»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по программе: «Практическое текстоведение»

9 класс

















I.Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Письмо Минобрнауки РФ от28.10.2015№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587//16-0-0 «О направлении  методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»; 

  • Распоряжение КО СПб от 03.04.2019 № 1010-Р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

  • Учебный план ГБОУ СОШ№347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

  • Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8419/ (дата обращения: 22.07.2019).

Цель:

Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов МАОУ Гимназия № 86 в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Соответственно, задачами данного курса являются:

-          формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;


приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации; 
3. оценка информации.


Программно-методическое обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 9 кл. ФГОС. /С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова.— М.: Дрофа, 2013.— 192 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:пособие для учителя./ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.— М.: Просвещение, 2010.—159 с.

3. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей.— М.: Просвещение, 2014.— 192 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.— М.: Издательство«Экзамен», 2014,— 96 с.

2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся).

Учебное пособие.— СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005.— 368 с.

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийный проектор

Аудиозаписи литературных художественных произведений, рекламной продукции, информационныхсообщений.

Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи рекламных роликов, информационных телепрограмм.


Структура программы:

I.Пояснительная записка.

II.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

III.Содержание учебного предмета.

IV.Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.


II.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета


Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


III.СОДЕРЖЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(34 часа, 1 раз в неделю)

Введение 1 час


Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» 10 часов

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.


Раздел 2 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 15 часов

Подробный и сжатый пересказ (устный/письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Раздел 3 «Работа с текстом: оценка информации» 6 часов

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Резерв 2 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч.)

п/п

Тема

Всего часов

1

Тема 1. Введение

1

2

Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

10

3

Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

15

4

Тема 4. Работа с текстом: оценка информации

6

5

Резерв

2

Итого:

34



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока

Дата

Тема 1. Введение – 1 час

1.

  1. Русский язык как развивающееся явление.



Тема 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 10 часов

2

  1. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление.


3

  1. Рассуждение-объяснение.


4

  1. Рассуждение-доказательство.


5

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль).


6

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (деловой стиль, научный стиль).


7

  1. Функционально-стилевая дифференциация тестов (публицистический стиль).


8

  1. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе.



9

  1. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.


10

  1. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.


11

  1. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.


Тема 3. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – 15 ч

12

  1. Подробный пересказ (устный).


13

  1. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.


14

  1. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.


15

  1. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.


16

  1. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) устного монологического высказывания в соответствии с заданным типом и стилем речи.


17

  1. Композиция текста типа описания.


18

  1. Композиция текста типа повествования.


19

  1. Композиция текста типа рассуждения.


20

  1. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.


21

  1. Сжатый пересказ (письменный).


22

  1. Приемы сжатия текста.


23

  1. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.


24

  1. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.


25

  1. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.


26

  1. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


Тема 4. Работа с текстом: оценка информации – 6 часов

27

  1. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.


28

  1. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.


29

  1. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.


30

  1. Сопоставление различных точек зрения на информацию.


31

  1. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.


32

  1. Работа по исправлению искаженной информации при письменном пересказе текста


33

Резерв


34

Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!