СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие: «Педагог в процессе самореализации и самосовершенствования»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из механизмов, обеспечивающих решение поставленных задач, является профессиональная самореализация, дающая опыт  переживания успеха и стимулирующая стремление к саморазвитию. Личностный рост учителя, который постоянно происходит в ходе личностно-значимой для него профессиональной деятельности, нуждается в постоянной поддержке. Здесь на первый план выходит работа не с профессиональными компетентностями, а с эмоциональной сферой, работа с ориентирами, смыслами и ценностями этой деятельности, её местом в жизненном пространстве каждого педагога. В ходе такой работы изменяется сама личность педагога – его позиция по отношению к ученику, к себе самому.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие: «Педагог в процессе самореализации и самосовершенствования»»

Практическое занятие: «Педагог в процессе самореализации и самосовершенствования»

Одним из механизмов, обеспечивающих решение поставленных задач, является профессиональная самореализация, дающая опыт переживания успеха и стимулирующая стремление к саморазвитию. Личностный рост учителя, который постоянно происходит в ходе личностно-значимой для него профессиональной деятельности, нуждается в постоянной поддержке. Здесь на первый план выходит работа не с профессиональными компетентностями, а с эмоциональной сферой, работа с ориентирами, смыслами и ценностями этой деятельности, её местом в жизненном пространстве каждого педагога. В ходе такой работы изменяется сама личность педагога – его позиция по отношению к ученику, к себе самому.

Именно в данном контексте нами, психологами гимназии было подготовлено занятие для педагогов, основная цель которого- определение перспектив профессионального роста и освоение новых элементов барьероустойчивости.

В нашем представлении, барьер — это напряженное психическое состояние, вызванное неадекватно воспринятым событием, увеличивающее вероятность адаптационных нарушений, снижения активности и блокирующее деятельность человека. В зависимости от того, в какой степени напряженности это состояние переживается, на сколько человек уверен в том, что он справится или не справится с ним, можно прийти к выводу, что

существует несколько путей выхода из состояния психологического барьера.

Основной, конструктивный способ, предполагает активность в преодолении барьера, когда учитель считает себя ответственным за решение проблемы и обладает при этом высоким уровнем барьероустойчивости.

В понимании психолога барьероустойчивость — это такое психическое состояние, которое позволяет учителю адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и быстро находить конструктивные пути выхода из ситуации.

Обладать барьероустойчивостью в условиях внедрения новых образовательных стандартов — это значит уметь быстро ориентироваться в измененных условиях, находить оптимальные решения в сложных, нестандартных ситуациях и сохранять выдержку и самообладание.

И вот в этой ситуации учителям может быть очень полезна помощь психолога или даже целой психологической службы, в рамках работы которой создаётся одна или несколько программ просветительских и тренинговых занятий для педагогических работников и специалистов для формирования и развития барьероустойчивого поведения педагогов.

Задачи практического занятия:

Актуализировать смысловые ориентиры профессиональной деятельности на настоящий момент.

Определить границы и возможности собственного профессионального опыта.

Построить образ своего профессионального будущего с учётом требований новых профстандартов.

Разработать алгоритм продвижения в профессии на ближайшую перспективу.

Материал:

Ватман (2 листа), цветные журналы, клей, ножницы на каждой парте, доска, мел, цветные карточки-метки, раздаточный материал.

Для решения поставленных задач используются активизирующие техники, которые помогают индивидуально пройти свой собственный путь каждому участнику. Поэтому необязательно организовывать работу в кругу, достаточно обычной учебной аудитории, где педагоги классически сидят за партами.

Разминка «Ассоциации» (5 минут)

Цель: Создание позитивной установки на занятие, снятие барьеров, актуализация бытия в профессии

Задание: На доске магнитами прикреплены буквы: ПЕДАГОГ Участники с места называют ассоциации на каждую букву, модератор записывает их на доске.

Комментарий для ведущего: подводятся итоги: определяется, какие ассоциации связаны с должностными обязанностями, какие – с эмоциями, какие – с профессиональным ростом. Такая «маркировка» помогает участникам разделить разные реальности профессиональной деятельности.

Коллаж «Образование будущего» (7 минут)

Цель: Актуализация представлений о будущем, о требованиях общества будущего к профессии учителя.

Задание: На доске закрепляется лист ватмана. На каждую парту выдаются ножницы и вырезки из цветных журналов. Участники в парах проводят обсуждение, выбирают нужные картинки, выходят к доске, приклеивают свои картинки на общий лист, сопровождая их комментариями.

Комментарий для ведущего: картинки готовятся заранее, это вырезки из глянцевых журналов. Коллаж, который получился в результате этого упражнения, можно было соотнести с целью нашей модели повышения квалификации: это здоровый образ жизни, овладение новыми технологиями, постоянное обучение самих учителей, творчество, активная жизненная позиция, личностный рост.

Упражнение «Моё профессиональное «Я» в прошлом, в настоящем и будущем» (4 минуты)

Цель: Построение перспективы профессионального Я в прошлом, настоящем и будущем

Задание: Участникам выдаются бланки с неоконченными предложениями:

Я стал учителем, потому что…

Сегодня я учитель, потому что ….

В ближайшее время я буду учителем, потому что…

Комментарий для ведущего: ведущий даёт время на осмысление написанного, соотнесение актуализированных смыслов в жизненной перспективе.

Примеры ответов:

Я стал учителем, потому что было желание учиться и поделиться своими знаниями с другими.

Я стал учителем потому, что люблю детей.

Сегодня я учитель, потому что мне интересно быть рядом с учениками, открывать неожиданное с ними вместе для них и для себя.

Сегодня я учитель, потому что чувствую потребность делиться своими знаниями и опытом.

В ближайшее время я буду учителем, потому что в педагогической деятельности вижу перспективу, хочу постигать изменяющийся мир и меняться вместе с ним.

В ближайшее время я буду учителем, потому что хочу учиться, мыслить и созидать.

В процессе соотнесения ответов каждый участник может проследить динамику изменения смыслов профессиональной деятельности.

Упражнение “Три портрета” (5 минут)

Цель: формулирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным и самоуверенным поведением.

Задание: Участники условно делятся на три группы. Каждая группа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности.

По окончании подгруппы представляют результаты работы. На доске в таблице фиксируются основные особенности поведения уверенного, неуверенного и самоуверенного человека.

Комментарий для ведущего: Уверенность в себе- необходимое качество для успешной реализации собственного «Я» для каждого педагога. А неуверенность в себе и своих силах часто тормозит развитие яркой педагогической индивидуальности.


Признаки неуверенности:

1. Не делают то, что им хотелось бы, потому что наверняка знают, что не получится (недостаточно знаний, опыта, образования, красоты или чего-то еще)

2. Общаются с теми людьми, которые не нравятся или которые их унижают

3. Не могут отказать в просьбе

4. Их мнение о себе напрямую зависит от того, что говорят о них окружающие

5. Понимают, что недостойны того, что им хочется

6. Сравнивают себя со знакомыми, друзьями, коллегами, соседями

7. Сомнение, напряжение, смущение – их постоянные спутники

Внешние признаки неуверенного поведения:

Признаки самоуверенности:

  • Самомнение. Самоуверенные личности уверены в своих способностях, они не имеют сомнений относительно того, что они уникальны, гениальны и имеют особое предназначение в этом мире. 

  • Самоуважение. Они ожидают от других только хорошего отношения к себе, всегда 

  • Амбиции. Они открыты своим стремлениям и возможностям 

  • Политика. Они пользуются способностями других для достижения своих целей и проницательны в деловых отношениях 

  • Конкуренция. Они способные конкуренты, очень любят достигать вершины и наслаждаются пребыванием там 

  • Положение. Обычно они достигают высокого положения в обществе и состояния 

  • Мечты. Любят представлять себя героями, звездами, самыми лучшими и удачливыми в своем деле 

  • Равновесие. Они принимают комплименты, похвалы и восторженные отклики изящно и с самообладанием. 

Слабое место. Самоуверенные личности не могут спокойно принимать критику, даже самую конструктивную. 

Упражнение «Мои достижения» (6 минут)
Цель: развитие умения  находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении целей, связанных в том числе с профессиональным ростом.
Задание:  Участникам предлагается на листке бумаги написать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
- Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
- Своим успехом я считаю….
По окончанию задания участники (все или выборочно, по желанию) рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. А так же о том, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.

Комментарии для ведущего: Каждый день мы учимся ставить цели на будущее и определять способы достижения этих целей. Однако в каждом из участников группы уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей.

Упражнение «Я такой, какой я есть» (7 минут)

Цель: Актуализация и оценка собственного профессионального опыта, «маркированная инвентаризация опыта»

Задание: Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Комментарий для ведущего: порой нас, таких какие мы есть на самом деле, знаем только мы сами или очень близкие нам люди. И это скорее хорошо, потому что окружающим и тем более своим ученикам мы должны показывать только то самое лучшее ,что есть в нас и что может стать положительным примером для них.

Упражнение «Я в будущем»

Цель: попытаться сформировать образ своего профессионального Я в будущем, в том числе в соответствии с новыми профстандартами.

Задача: Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Комментарий для ведущего: цель данного задания не только попытаться сформировать свой образ учителя в будущем, но и понять на сколько хорошо разобрались участники с требованиями новых образовательных стандартов применительно к своей специализации.

(Это может, в том числе, быть групповой рисунок или коллаж)

Упражнение «Пространство возможностей» (8 минут)

Цель: Построение возможных путей реализации целей профессионального развития

Задание:

Участниками заполняется бланк (возможности и последствия выбора путей профессионального роста).












Над стрелками надписываются шаги, в кружках – желаемый результат.

Комментарий для ведущего: задание требует наличия у педагогов представлений о возможностях повышения квалификации. Наш коллектив имеет такие представления, потому что профессиональный рост определяется как первостепенная задача, решение этой задачи сопряжено с постоянным обсуждением новых возможностей.

Примеры ответов:

Выучить иностранные языки – читать интересную литературу в подлиннике, ездить по миру.

Написать индивидуальную программу по предмету с учётом новых образовательных стандартов – более глубокое осмысление профессиональных задач.

Использование при проведении уроков базы нового исторического музея – получение новых интересных материалов для уроков.

Упражнение «Построение карты профессионального роста» (15 минут)

Цель: Построение перспектив профессионального роста на ближайшие 3-5 лет

Задание: Участниками заполняется бланк:

Хочу узнать

Хочу научиться

Хочу сделать

Как?





Сам





















С помощью коллег





















На курсах

















Могу поделиться


Чем?

С кем?

Как?

Когда?






















Комментарий для ведущего: для выполнения этого задания отводиться больше всего времени. Можно предложить педагогам продолжить заполнение таблицы после педсовета. Как показал опыт проведения упражнения, не все относятся к нему с достаточной степенью серьёзности, некоторые выполняют задание формально. Тем не менее, важно «запустить» мысли в нужном направлении, тогда определение стратегии

Рефлексия, обсуждение, анализ работы (5 мин)

Цель: Фиксация мыслей, состояний, представлений, актуализированных и полученных на занятии.

Задание: Участникам предлагается просмотреть весь «пакет» выполненной работы, соотнести результаты выполнения разных упражнений, «отнестись» к проведённой работе.

Комментарий для ведущего: с целью повышения мотивации и активности учителей на занятии мы использовали различные формы и методики, поработав с которыми, педагоги в некотором роде переосмыслили весь свой педагогический путь и опыт.

Рефлексия: По завершении занятия педагоги высказали своё мнение о нём, предложения для будущих совместных встреч, а так же в качестве полезного багажа взяли с собой все те материалы, над которыми работали. Занятие понравилось и прежде всего потому, что просмотрелась связь между прошлым педагогическим опытом и новыми задачами, что помогло многим выбрать основное из этого опыта для решения тех самых задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!