Практикум по теме «Сложносочинённое предложение»
ПРАКТИКУМ № 1 ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
1.Укажите номера сложносочинённых предложений. Подчеркни грамматические основы и однородные члены в предложениях с союзом и, составьте схемы.
1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
2)Небо с каждой минутой становилось светлее и вот яркие лучи солнца вырвались из-за гор.
3)Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
4)Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.
5)Ничего не было известно о происхождении этого минерала и строились самые фантастические предположения.
6)Сальвадор Дали считал существование на публике ещё одной гранью творчества и постоянно провоцировал т скандальный интерес к своей особе.
7)Вся трава была мокрая и лечь на неё было нельзя.
8) Море реяло и первобытный хаос ударял рядом снами в берега и уходил обратно в клубящийся мрак.
9)Луга пахли необъяснимо хорошо и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.
10) Я подошёл к берегу моря всё глубже погружаясь в мысли и вдруг увидел корабль..
11) Тихо дышит зимний лес почуяв приближение весны и постепенно пробуждается ото сна.
12)Солнце докатилось до края и растекалось по небу алым заревом.
13)Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
14)Сорвётся яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.
15)Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
ПРАКТИКУМ № 2 ПО ТЕМЕ « СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
1.Расставь знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.
1)Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
2)Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали тащить палатку.
3)Лес замолк и в зареве пылающего костра он кажется волшебно прозрачным .
4) Этого человека я взял в проводники и с ними я отправился на охоту.
5)Извозчик неутомимо погонял лошадей и во всё горло распевал песни.
6)День угасал и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
7) Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче
8)Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.
9)Дорога становилась всё хуже и мы решительно повернули назад.
10)Солнце пригревало совсем по-летнему и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнёзда.
11)В лесу торжественно и тихо и по- весеннему пахнет воздух.
12)Я подошёл к морю всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
13)У жизни и смерти ещё не окончены счёты свои.
14)Снег шуршит под ногами и ему больше уже не бегать по мостовой
ПРАКТИКУМ № 3 ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Найдите общий второстепенный член, подчеркните как член предложения.
Вариант 1.
1)За телегой шёл взвод солдат и бежали густые толпы народа.
2)Калитка запертая на замок открылась и мы вошли в узкий дворик.
3)Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень.
4)Далеко за двором кричали лягушки и заливисто пел соловей.
5)Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
6)Её провожают берёзки и ясень встречает в пути.
7)Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
8) Крылья у гуся были растопыренные и клюв раскрыт.
9)В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
10)У Гаврилы смешно надувались щёки и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно моргали.
11)От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина.
12)В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят голые.
13)В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу показалась голова деда Щукаря.
14) Я гашу лампу и ночь начинает медленно гаснуть.
15)Направо белела неизменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
16)В зеркальных стёклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
17) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
18)В полях реки плывут голубые и цветы возле них разные.
19)Солнышко село и зорька погасла.
20)Стонут орлы и поблёкла трава в сентябре.
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Найдите предложение с общим второстепенным членом,
подчеркни его как член предложения.
Вариант 2.
1)У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу.
2)После тридцати лет мышцы теряют быстроту и реакция уже не та.
3)Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
4)Из лесу доносится тревожный крик птицы или раздаётся неопределённый звук.
5)В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.
6)Ветер к утру ослабел и снег перестал идти.
7)Чужды вам страсти и чужды страдания.
8)Стало мне легче и опять захотелось работать.
9)В лесу и ветра не было и воздух стал чище.
10)В сентябре лес стал реже и светлее и голоса птиц тише.
11)В свободные утра он сам ехал или к нему ехали с визитами.
12)Рано утром строители подойдут к реке и начнётся переправа.
13)У озера лодка остановилась и рыбак бросил вёсла.
14)Через несколько дней поспеет земляника и начнётся ягодный сезон.
15) Внезапно крики смолкли и лес затих.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
ВАРИАНТ 1.
Задание № 1.
Выпишите сложносочинённые предложения в таком порядке:
1)изображают быструю смену действий.
2)показывают действие и его результат.
1.Мы свернули с дороги на росистую траву, заглушавшую шум наших шагов, и я стал поневоле чутко прислушиваться и приглядываться к ночи.
2. Предрассветный лёгкий ветерок тронул листья в верхушке берёзы , и они затрепетали с тревожным шумом.
3.Мгновение – и всё опять потонуло во мраке.
4.Ещё одно последнее сказанье – и летопись окончена моя.
5.Открылась дверь – и входит он с гармонью на плече.
Задание № 2
Составьте из простых предложений сложносочинённые , употребляя нужные по смыслу противительные союзы.
1.Мы собрались на экскурсию. Начинал накрапывать дождик.
2.Обычно в этот день музей закрыт. Для нашей группы было сделано исключение.
Задание № 3.
Закончите сложносочинённые предложения.
В поймах рек то пронзительно кричат чибисы, то….
Над полями звенят жаворонки, а…
Здесь холодно от близости снега , и…
Задание № 4.
Спишите предложения , вставляя общий второстепенный член. Как изменилось пунктуационное оформление предложений? Подчеркните общие второстепенные члены как члены предложения.
Рано утром, вечером, в лесу, весной, через несколько дней, на юге, внезапно, ночью, на озере у самой пристани, от толчка, по пыльной дороге.
1.Было сыро, и пахло хвоей.
2.Зелёные стены раздвинулись, и перед нами раскинулось пшеничное поле.
3.Быстро сгущаются сумерки, и угасает пурпур заката.
4.Лодка остановилась, и рыбак бросил вёсла.
5.Цвели кувшинки, и было много камыша.