СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по приёмам сжатия текста 9 класс подготовка к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный практикум по отработке приёмов сжатия текста можно осуществить на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ.  Практические задания позволят провести работу по трём способам сжатия: обобщение, упрощение, исключение.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по приёмам сжатия текста 9 класс подготовка к ОГЭ»

Исключение

подробностей и деталей


1. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.


  1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)

  2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)

  3. Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);

  4. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)

  5. Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).

  6. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)


2. Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными

лицами. (По Е. Киселёвой)

- Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.


3. Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или

поясняющие конструкции. Запишите текст без них.


Принято считать, что чистый воздух нужен только людям,

подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»,

но чистый воздух необходим и в особо точном производстве,

так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

→Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.


1) А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)

2) Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)

3) Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около

чернильницы. (Н. И.)

4) Потом расскажу. При встрече. (Чак.)

5) Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)

6) Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.

7) Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.)


4. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и

рассуждениями.



  1. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю.Нагибину)





Упрощение

синтаксических структур


  1. Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.


  1. Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)

  2. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

  3. На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)



  1. Замените сложноподчиненное предложение простым


  1. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

  2. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.


  1. Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.

А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением


Резко, с шумом закрыть - (захлопнуть)

Плохо растущий, болезненный - (чахлый)

Идти, делая частые, мелкие шаги - (семенить)

Говорить, перебивая друг друга - (наперебой)

Такой, в котором приятно и удобно жить - (уютный)

Ударить, сильно размахнувшись - (наотмашь)

Дать подтверждение –

Привести доказательство –


Запомни!

мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев - в ряде случаев

по последним подсчетам зарубежных социологов - по подсчётам

имеющиеся данные показывают, что - по данным

представляет собой - представляет

сближаются между собой - сближаются


Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.


Для того чтобы осуществить – для осуществления

для того чтобы получить – для получения

для того чтобы изменить –

для того чтобы соединить –

для того чтобы распределить –

для того чтобы рассмотреть –


- Составьте предложения с получившимися парами.


  1. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.


Иванов, после того как принял решение, приступил к делу.

- После принятия решения Иванов приступил к делу.

- Иванов, принявший решение, приступил к делу.


  1. Когда она спускалась с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.

  2. Я отошел в сторону, потому совсем не знал, что мне делать.

  3. Открылась сильная горячка, из-за которой бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.


  1. Замените прямую речь косвенной.


  1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

  2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

  3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

  4. «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

  5. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)

  6. «Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов)

Обобщение

конкретных, единичных явлений


  1. Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения

обобщающее наименование или сочетание слов (времена года, явления природы, средства связи)

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани.

В руках Наташа держала разноцветные лоскутки ткани.


  1. Я люблю бродить по лесным дорожкам не только жарким летом и холодной зимой, но и дождливой осенью, многоголосой весной.

  2. Из-под сена виднелись самовары, кадка с мороженой капустой, какие-то привлекательные узелки и коробочки.

  3. Вчера в сельмаг завезли детские колготки, ползунки, распашонки, чепчики, и весть об этом дошла и до Натальи.

  4. В воскресный день к Клавдии Петровне неожиданно приехали сыновья, дочери и старшая сестра.

  5. У нас в городе уже растут и ель, и сосна, и кедр, и пихта, только персик никак не привыкнет к нашему климату.

  6. На прошлом уроке мы повторяли глаголы и существительные, наречия и причастия, прилагательные и местоимения.

  7. Гоголь, Тургенев, Чехов, Некрасов рисовали картины из жизни крестьян.

  8. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по горам, и по долам.


  1. Замена гипонимов гиперонимом.


А) К каждой группе подберите гипероним


  • Молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель

  • Брат, сестра, племянник, дядя, дочь

  • Шапка, кепка, папаха, берет, феска, тюбетейка

  • Карандаш, ручка, фломастер, кисточка


Б) Подчеркните гипонимы, подберите к ним гипероним (из словаря для справок)


  1. Человечеству с древности известны психотропные свойства мухомора, поганки, навозника, чернеющей сыроежки.

  2. В угольных пластах выделяется метан, сероводород, углекислый газ, что иногда оказывается причиной смерти или серьезных заболеваний.

  3. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

  4. Яков Сергеевич разобрал часы с кукушкой, разложил по столу какие-то колёсики, болтики, шурупчики, стрелочки, сидит, тупо на них смотрит.

  5. Яблони, груши, сливы, абрикосы, выращенные в нашем питомнике, идеально подходят для средней полосы России.

  6. Тополя, каштаны, ивы, берёзы, липы занимают особое место в любых зеленых зонах, будь то приусадебный участок или городской парк.

  7. На прошлой неделе в школу завезли тетради, карандаши, ручки, дыроколы, папки.

(газ, выразительные средства языка, плодовые деревья, канцтовары,

галлюциногенные грибы, запчасти, лиственные деревья)


  1. Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др.).


Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы. →

Вокруг никого не было видно

  1. В поле, в роще, на реке царствовало безмолвие.

  2. Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

  3. Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве.

  4. Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице.

  5. Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

  6. Тебе ни товарищей, ни друзей, ни родителей нельзя винить в происшедшем.

  7. Разрешение на вырубку леса тебе не даст ни председатель, ни парторг, ни женсовет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!