СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права и обязанности гражданина РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы вызвана тем,что многие воспитанники в этом возрасте хорошо знают свои права,а про свои обязанности очень часто забывают.

Просмотр содержимого документа
«"Права и обязанности гражданина РФ"»

Тема:Права и обязанности гражданина РФ.

Форма проведения:Турнир игровой

Цель:Создание условий для расширения и систематизации правовых знаний воспитанников.

Задачи:-Способствовать расширению и укреплению знаний воспитанников о правах и обязанностях гражданина РФ;

- Корригировать АСД через упражнения на сопоставление и умозаключение;

- Воспитывать ответственность к своим обязанностям и их выполнению;

Оборудование:Презентация,карточки красного и зеленого цвета,документы,конверты с заданиями

Ход занятия:

  1. Вводная часть

    1. организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

примечание

Стоят.слушают.

Выполняют

Садятся за рабочие места

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

-Я очень рада видеть всех вас в нашем классе!Всем желаю здоровья и счастья!

-Посмотрите в окно

.-Что там светит и нам улыбается?

-Улыбнитесь солнцу,улыбнитесь светлому небу,повернитесь к гостям и подарите свои добрые улыбки!

-Улыбнитесь друг другу и мне!

-Садитесь!

   


    1. мотивационно-целевой момент.

Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы


Смотрят,слушают

(просмотр видео)










Называют










Работают с шифром













Выбирают,отвечают




    -Вы знаете, что Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого… В России более тысячи городов, есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород,Новосибирск, Екатеринбург. Есть большие реки. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Есть самое глубокое озеро - Байкал.

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

- Наш сегодняшний разговор будет связан с Россией.

  -   Вы знаете, что родителей не выбирают, как не выбирают и Родину. Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?

     Упражнение на ассоциацию.

    Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».

Р - родина, родная, русская, решительная

О - особенная, одна, огромная

С - славная, сильная

С - смелая, свободная

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я


Все мы с вами живем в Росии,все мы разные,у нас разные вкусы,разная внешность,у каждого есть что-то свое,что отличает нас друг от друга.Но у всех что то общее-это наши права.

-На страницу документа попала вода и смыла название нашего занятия.

Вы – эксперты по расшифровке и сможете  восстановить строку.

    Попробуйте расшифровать тему нашего занятия. 

                      П**ВА      И       *Б*З*Н**СТ*       Г*А**А**НА     Р*С*** .   

    Подсказка (На партах): вставьте буквы по порядку вместо звёздочек

Р А О Я А Н О И Р Ж Д Н И О С И И

 

Наше занятие называется «Права и обязанности».

-Сегодня мы с вами выясним на нашем правовом турнире какие основные права у вас есть,а также какие обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте в соответсвии с законом.

- У вас на столах лежат подсказки,которые вам помогут правильно поставить цель к занятию.

-Я хочу узнать больше о правах

-Я хочу узнать, какие обязанности я еще не знаю

-Я хочу узнать, почему важно соблюдать права и обязанности

Слайд





























Слайд

II. Основная часть.

Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия

Слушают
















Слушают,рассуждают
































Отвечают











Называют















Отгадывают























Чтение наизусть








Достают

Узнают

Рассуждают








Угадывают














Воспитанник читает наизусть


































рассуждают













называют

В турнире принимает участие команда «Знатоки права» и команда «Умники».

-Условия турнира таковы: за каждый правильный ответ команда получает один балл, если команда не сможет ответить на вопрос, то ответ дает команда соперников. Так что слушаем вопросы внимательно. Отвечаем на вопросы, только по знаку готовности, с места не выкрикиваем. За нарушение дисциплины будут сниматься баллы. За соблюдением правил будет следить жюри. ребенком в нашей стране

считается человек от рождения до 18 лет.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть

даже предположение, что само слово ребенок произошло от слова РАБ.

Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дело

обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачасую

до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим

репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев

картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие

факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

Мы чувствуем, как время вносит по отношению к детям свои коррективы.

То, чего были лишены дети в прошлом – своих прав – имеете сейчас вы. И

это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства


ребенком в нашей стране

считается человек от рождения до 18 лет.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть

даже предположение, что само слово ребенок произошло от слова РАБ.

Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дело

обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачасую

до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим

репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев

картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие

факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

Мы чувствуем, как время вносит по отношению к детям свои коррективы.

То, чего были лишены дети в прошлом – своих прав – имеете сейчас вы. И

это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства

-Условия турнира таковы: за каждый правильный ответ команда получает один балл, если команда не сможет ответить на вопрос, то ответ дает команда соперников. Так, что слушаем вопросы внимательно. Отвечаем на вопросы, только по знаку готовности, с места не выкрикиваем. За нарушение дисциплины будут сниматься баллы. За соблюдением правил будет следить жюри.


ребенком в нашей стране

считается человек от рождения до 18 лет.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть

даже предположение, что само слово ребенок произошло от слова РАБ.

Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дело

обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачасую

до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим

репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев

картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие

факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

Мы чувствуем, как время вносит по отношению к детям свои коррективы.

То, чего были лишены дети в прошлом – своих прав – имеете сейчас вы. И

это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства

Турнир хотелось бы начать со слов великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова:

«Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын» (слайд заканчиваеся)

-Что же такое право? Когда оно появилось?

Права-это правила,по которым живут люди.Эти права охраняются государством.

-Как вы думаете,зачем нужно знать свои права? ребенком в нашей стране

считается человек от рождения до 18 лет.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть

даже предположение, что само слово ребенок произошло от слова РАБ.

Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дело

обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачасую

до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим

репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев

картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие

факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

Мы чувствуем, как время вносит по отношению к детям с

 Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. (рассказ в слайдах)

   

Не лучше дело обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

-А знаете ли вы,в каком документе названы все права детей?

Рассказ о Конвенции о правах ребенка.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе –Конвенции о правах ребенка»  Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций (ООН).  Эта международная организация возникла после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, терракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, была принята Конвенция «О правах ребёнка».

- Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

- Скажите, зачем нужна Конвенция? (Конвенция защищает права детей).

И большие, и маленькие государства живут по определённым законам, которые должны соблюдать все граждане. Один из них — Конституция, самый главный закон нашей страны: в нем отмечены права и обязанности каждого гражданина. Что же это за документ и для чего нужен?

Конституция Российской Федерации — главный закон России. Это значит, что все другие законы, указы и постановления, выходящие на территории России, должны подчиняться Конституции и не противоречить её пунктам. Можно сказать, что Конституция — это самый главный список правил, который установили для себя все граждане Российской Федерации.


Для чего необходим этот документ? В первую очередь, чтобы все жители страны знали свои права, обязанности и могли при необходимости их защитить. Конституция охраняет и взрослых людей, и детей от несправедливости. Задача этого документа — сделать жизнь граждан государства безопасной.

-А в каждой школе нашей страны есть тоже главный документ для всех обучающихся.

Устав школы – это свод правил, регулирующих работу школы. В нем описаны права, обязанности и ответственность учеников, их родителей и педагогов.

-Все правила вы должны соблюдать.

Как и закон обязателен для всех граждан, так и правила, описанные в Уставе школы должны исполнять все учащиеся без исключения.







- Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте с вами разберемся, какие права вы имеете.

Право на жизнь и имя (младенец).

- Каждый ребенок, который родился, имеет право на жизнь и на имя.

У вас у каждого с рождения есть имя, которое дали вам ваши родители.

-А как вы мне можете доказать,что вас зовут именно так,а никак иначе?

-Давайте поиграем.

Игра «Назови меня…».

Задание№1:

- Каждая команда встает в круг.

Команда «Знатоки»

Предлагаю вам по очереди повернуться к своему соседу и назвать его ласково по имени. (Никитушка, Вовочка,Аленушкка и т.д.).

- Посмотрите, как приятно, когда к тебе ласково обращаются.

Команда «Умники»

-Наозвите свои имена от рождения до взросления.

Сашуля,Александр,Александр Владимирович и тд

-Молодцы.Оценка жюри


Итог: Какое право вы имеете?

Право жить в семье, право на любовь и заботу (семья).

Задание №2:

Отгадайте загадки:

1. Кто милее всех на свете?

    Кого любят очень дети?

    На вопрос отвечу прямо:

    - Всех милее наша… (мама).

2. Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить

   И подскажет, как быть смелым,

   Сильным, ловким и умелым?

   Все вы знаете, ребята, -

   Это наш любимый… (папа).

3. Кто веселый карапузик –

   Шустро ползает на пузе?

   Удивительный мальчишка –

   Это младший мой… (братишка).

4. Кто любит и меня, и братца,

   Но больше любит наряжаться? –

   Очень модная девчонка –

   Моя старшая… (сестренка).

Оценка жюри

- Как одним словом можно назвать всех этих людей?

- Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

Чтение стихотворения:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью! (Варя).


Задание№3 «Волшебный сундук»:

- Из сундука по очереди вы достаете предметы символизирующие знакомые всем права человека (выходят представители команд по одному) (Приложение 1)

1.Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) 2.Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) 3.Конверт - О чѐм напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать). 4.лекарства - (О праве на медицинскую помощь) 5.Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование). 6.Мячик – Почему здесь оказался мячик? О каком праве он напоминает? ( О праве на отдых и досуг) 7. Билет на автобус – (О праве свободно передвигаться)

Оценка жюри:

Правовой словарь Задание: (Закончи предложение) Фронтальная работа(На столах лежат конверты)

1.Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать (Конституция) 2. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт) 3. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это ….. (Обязанность) 4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

3адание: «Сказка ложь, да в ней намек…»

- Вам необходимо назвать, какое право нарушено в каждой сказке. (Презентация)

- Вопрос 1. Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы в сказке «Волк и семеро козлят»? (Ответ: неприкосновенность жилища)

-Вопрос 2. Каким правом воспользовался Буратино в сказке А.Толстого «Золотой ключик». (Ответ: право на образование)

-Вопрос 3. Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу в сказке А.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Ответ: право на труд)

- Вопрос 4. Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправившись в путешествие? (Ответ: право на свободу передвижений)

-Вопрос 5. Какое право нарушала мачеха из сказки Ш.Перро «Золушка», не пуская Золушку на бал? (Ответ: право на отдых)

-Вопрос 6. Какое право нарушила Лиса из сказки «Колобок», съев его? (Ответ: право на жизнь)


-Вопрос 7. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

- Вопрос 8. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)



- Кроме прав у вас у всех есть обязанности. А что такое обязанности?

- Обязанности - это определенные действия, обязательные для выполнения.

Обязанность — это наши долги и ответственности перед собой и перед другими людьми. Это то, что мы должны сделать или соблюдать. Например, мы обязаны учиться, чтобы получить образование, и мы обязаны уважать других людей, их мнения. Обязанности помогают нам жить в обществе .

А какие обязанности вы должны выполнять в семье? (Помогать родителям, уважать родных…)

Главная ваша обязанность хорошо учиться, уважать права других людей.

-Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Право – это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав.

Задание:Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.

  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.

  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.

  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.

  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.

  • Гордиться своей культурой и религией - уважать культуру и религию других.

  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.

  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.

  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Задание:

Распределите в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)

  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)

  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

  5. Уважение человеческого достоинства (Право)

  6. Добросовестно учиться (Обязанность)

  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

  9. Выбор формы образования (Право)

  10. Носить школьную форму (Обязанность)

  11. Посещать мероприятия в школе (Право)

  12. Не пропускать занятия без уважительных причин

  13. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

  14. вести себя корректно на переменах и уроках

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

«Верно - неверно»

- Мы обсудили общие права и обязанности школьников, а теперь давайте обсудим права и обязанности в нашей группе

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно».

Задание:-У вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю утверждение о нашей группе, если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

- Всем понятны правила?

1. Каждый в группе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то. 2. Все в группе равны независимо от национальности, убеждений. 3. В группе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе. 4. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. 5. В группе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить. 6. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать. 7. В нашей группе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится. 8. Никто не должен бояться высказывать своѐ мнение по любому вопросу. 9. Нужно всегда говорить только то, что говорит воспитатель. Нельзя высказывать другое мнение. 10. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки. 11. Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно творить, что твоей душе угодно. 12. Нужно содержать в чистоте комнаты, следить за порядком. 13. Нужно следить за порядком только на своѐм месте






Представление




Слайд





Слайд



Словарная работа

Словарная работа


слайд




Слайд









Словарная работа



Слайд









Словарная работа








Слайд














Словарная работа





Слайд














Картинка на доске

















































Слайд





Варя



















Словарная работа






Слайд

Слайд

















Словарная работа












Словарная работа
























Словарная работа

III. Заключительная часть.

Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия

называют

- Вот и подошел к концу наш турнир.Все вы были молодцы,хорошо справились с заданиями.

В заключении нашего занятия,вспомните,какие основные документы есть о правах?

-Какие цели вы ставили для себя и достигли вы их?

-Жюри,пожалуйста огласите итоги игры.

Большое спасибо всем за игру.

Подводя итоги нашего турнира, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, воспитателям, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: строителем, пекарем, швеей, самое главное быть достойным гражданином своей Отчизны. 

 «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей! Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».


-Спасибо за внимание!

 


















«Знатоки»

«Умники»

    1. «Назови меня»



    1. «Загадки»



    1. «Волшебный сундук»



    1. «Закончи предложение»




    1. «Сказка ложь,да в ней намек»..



    1. «Назови право-назови обязанность»



    1. «Верно-неверно»









1.Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать…

2. Документ, удостоверяющий личность …

3. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это …..

4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников ….















1.Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать…

2. Документ, удостоверяющий личность …

3. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это …..

4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников ….



ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ







































Получение бесплатного общего образования 

Получение дополнительных образовательных услуг 

Соблюдение Устава школы 

Бережное отношение к школьному имуществу 

Уважение человеческого достоинства 

Добросовестно учиться 

Выполнение требований работников школы 

Уважение чести обучающихся сотрудников школы 

Выбор формы образования 

Носить школьную форму 

Посещать мероприятия в школе 

Не пропускать занятия без уважительных причин

Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

Вести себя корректно на переменах и уроках




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!