СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ Конспект разработан преподавателем АСПК Деменевой Мадиной Негметуллаевной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ Конспект разработан преподавателем АСПК Деменевой Мадиной Негметуллаевной»

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Общественные отношения, возникающие в сфере образования, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»).

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), в статье № 46, говорится, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Правовой статус педагогического работника — это совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. То есть каждый педагогический работник имеет определенные права и несет определенные обязанности.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ права и свободы учитывают особенности и специфи-ку деятельности в сфере образования и предусмотрены ч. 3 и 5 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» (академические) и Трудовым кодексом РФ (трудовые).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ академические права и свободы можно условно разделить на 2 группы:

связанные с осуществлением педагогической деятельности;

направленные на обеспечение услов

ий для педагогической деятельно

сти.

Связанные с осуществлением педагогической деятельности

(п.п. 1–8 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):

свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соо

тветствии с образовательной про

граммой и в порядке, установленно

м законодательством об образова

нии;

право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, уч

астие в экспериментальной и меж

дународной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организац

ии, осуществляющей образователь

ную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методи

ческим материалам, музейным фон

дам, материально-техническим сред

ствам обеспечения образовательн

ой деятельности, необходимым для

качественного осуществления пе

дагогической, научной или исследов

ательской деятельности в органи

зациях, осуществляющих образовательную деятельность;

право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установ

ленном законодательством Россий

ской Федерации или локальными нормативными актами.

Направленные на обеспечение условий для педагогической деятельности

(п.п. 9–13 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

право на объединение в обществ

енные профессиональные организа

ции в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

право на защиту профессиональной

чести и достоинства, на справед

ливое и объективное расследован

ие нарушения норм профессиональ

ной этики педагогических работников.

В соответствии с ч. 4 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ трудовые права связаны с особенностями трудовых отношений в сфере образования и предусмотрены главой 52 Трудового кодекса РФ:

право на сокращенную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и места работы

(статья 333)

;

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

(статья 334)

;

право на длительный педагогический отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы

(статья 335).

Указанные трудовые права являются в том числе и гарантиями, которые предоставляются педагогическим работникам.

Обязанности педагогических работников соответствуют основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Согласно статье 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации". Обязанности и ответственность педагогических работников педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

• замечание;

• выговор;

• увольнение по соответствующим основаниям.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим работником, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!