СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила поведения в природе. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в природе. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек»

Технологическая карта изучения темы


Тема

Правила поведения в природе. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цель


Задачи:

познакомить с правилами поведения на лугу; дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи; об их красоте;


Образовательные: проанализировать поведение людей на лугу; расширить и уточнить знания учащихся о растительном мире; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Развивающие: развивать речь, внимание, творческие способности, мышление.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, умение сотрудничать при работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: успешно осуществлять учебную деятельность;

- Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать текст.

- Познавательные УУД: -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Предметные:

научатся узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы);

получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать своё поведение на лугу, выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Личностные: любовь к природе и бережное отношение к ней; успешно осуществлять учебную деятельность.

Метапредметные: освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции.

Основные понятия

полевые цветы, бабочки, правила поведения

Межпредметные связи

Окружающий мир, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса. 2 часть. Москва «Просвещение»

-Мультимедийная презентация

-Картинки с цветами и бабочками.

- цветные карандаши,

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах,





























Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Включение в учебную деятельность.

Цель: Психологический настрой на урок, организация рабочее место

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души –

До чего ж мы хороши.


Самоконтроль за организацией рабочего места, настраиваются на работу

Регулятивные: саморегуляция,

умение организовать рабочее место


2.Актуализация знаний учащихся

Цель: Вспомнить и воспроизвести имеющуюся информацию о радуге, дожде.


- Вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках. А поможет нам вспомнить загадка.

Что за чудо-коромысло,

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветная дуга

Солнечная ….

  1. -Как появляется радуга?

  2. – Какие виды дождя знаете?

  3. -Сколько цветов у радуги?

  4. -Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?

  5. -В какое время года мы чаще всего видим радугу?

Фронтальная работа






Отгадывают загадку.


Отвечают на вопросы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.


III. Самоопределение к деятельности.


Давайте перенесёмся в лето. А куда именно, узнаете, отгадав загадку.

На полянку вы пришли.

Вот трава, а вот цветы.

Порхают бабочки вокруг.

Зовём мы это место…(луг)

- Что можно увидеть на лугу?

-Что услышать или какие звуки можно услышать на лугу?

- Кто может издавать такие звуки?

- Каких насекомых вы знаете?

- Что у них общего?

- Как всегда на урок окружающего мира к нам пришли наши верные друзья и помощники. Догадались, кто это?

- Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место, и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку.

Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке?

- Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Откройте учебник на странице 46, прочтите тему урока. Правильно мы её назвали?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что узнаем на уроке?


Отгадывают загадку.






Отвечают на вопросы









Дети читают тему урока и учебные задачи в учебнике на с.46

Задачи формулируют дети:

  1. Познакомиться с растениями луга.

  2. Познакомиться с насекомыми луга.

  3. Познакомиться с правилами поведения на лугу.

Коммуникативные: высказывание своего мнения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Регулятивные: постановка целей и задач урока.




















IV. Изучение нового материала


Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала


Посмотрите, дети, я нарисовала луг (на доске картина ) Нравится ли он вам? Может здесь чего-то не хватает? Давайте добавим ярких красок этой картине.

Я буду загадывать вам загадки, а картинками-отгадками мы будем заселять наш луг.

1. На лугу растут сестрички.

Жёлтый глазок, белые реснички ….

Ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице. Чай из ромашки с сахаром и сливками вызывает крепкий, спокойный сон( ромашки)

- Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений.

2. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет ……….

. 3. Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. клевер

Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.


4.Звать его нам нечего,

Он и так придет.

Расцветет доверчиво, прямо у ворот –

Солнцем налитой – лютик золотой.

(Учащиеся раскрашивают лютик на лугу).

Учитель: Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое.

- Что же появилось на нашем лугу? Как это назвать одним словом?

Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом.

- Кто знает, какая польза от цветов? (лекарственные растения

-Какие цветы вы еще знаете? 

- Муравьишка принес вам загадку о необычном цветке.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел…


Ответы детей.

Дети отгадывают загадки, раскрашивают картинку этого цветка


ромашки










колокольчик



клевер



















-Цветы



Василёк, одуванчик, таволга, зверобой, ландыши, тюльпан, ирис



бабочка

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные: высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, владение монологической формой речи.


Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение ориентироваться в тетради, работать по ней.


Предметные: развитие речи, расширение кругозора.


Физминутка

Цель: профилактика утомляемости детей

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.


Выполняют движения с учителем


ЗОЖ



VII. Продолжение работы по теме урока

Цель: Дать представление о жизни бабочки, показать взаимосвязь жизни бабочки и цветка. Познакомить с правилами поведения в природе.































































VIII. Закрепление

Цель: Обеспечить глубокое понимание и усвоение знаний, определить пробелы, внести необходимые коррективы


Сообщение о бабочках Бабочки – чешуекрылые насекомые. Крупные крылья бабочек покрыты мельчайшими чешуйками. Эти чешуйки бывают ярко окрашены, расположены на крыльях в строгом порядке и образуют рисунок крыла. Возникновение бабочки. Из яйца отложенного бабочкой выходит маленькая гусеница, которая быстро растёт, поедая листья. И наконец, гусеница превращается в толстого червяка длиной около 10 см. Выросшая личинка вьёт кокон и окукливается внутри него, т.е. образуется куколка. Затем куколка лопается и из неё выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки, а потом начинает летать. Питание у различных видов бабочек происходит по разному: одни питаются цветочным нектаром, другие - выделениями тлей, а некоторые - вообще не едят! Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски.

Работа по учебнику

- На стр.46 учебника изображены 3 бабочки. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка. Перед вами на экране 3 названия.  Рассмотрите этих бабочек. Определите название бабочки по её внешнему виду.
– Как вы думаете, где на этом рисунке Голубянка?

– Как вы догадались? 

- Какую из них можно назвать пестрянкой? - Почему её так назвали? – Какая бабочка осталась? - Встречаются бабочки названия которых вы не знаете. А где можно узнать название бабочек?

- Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? 
– Почему бабочки не могут жить без цветов?

– Почему цветы не могут жить без бабочек? 

- Правы ли вы, мы узнаем об этом прочитав на стр.47 интересную информацию, которую подготовила для нас Мудрая Черепаха.


- Давайте, на наш луг тоже поселим бабочек.

- Каким стал луг после того, как мы раскрасили цветы и бабочки? (нарядным, праздничным)


На стр. 46 учебника рассмотрите два рисунка. Опишите, что вы видите на рисунке слева.


А что вы скажите про рисунок справа? 

-  Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут дети, изображенные на рисунке слева? А на рисунке справа?

- Какие выводы вы сделали для себя? Как нужно относится к природе? Назовите правила поведения на лугу.



Тест: (правильное утверждение показываем зелёный смайлик, если не правильное -красный)

  1. Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-)

  2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)

  3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)

  4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (-)

5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-) -++--


Слушают сообщение подготовленного ученика

























Открывают учебник на стр.46



Ответы детей


- Голубянка – голубого цвета



- Зорька




- Они питаются их нектаром

-Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.

Открывают учебник на стр.47 и читают информацию

Раскрашивают картину.


Дети рассматривают рисунки и описывают их.

Словесные рисунки учащихся.

Дети делают выводы.

Называют правила поведения на лугу.


Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.



Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: умение отвечать и задавать вопросы по изученной теме.

Личностные: формировать личное позитивное отношение к окружающему миру.















Регулятивные: планирование, прогнозирование.



Коммуникативные: умение отвечать и задавать вопросы по изученной теме.

Познавательные: логические, анализ и синтез объектов с целью выделения в них существенных признаков.


























Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку

IX. Итог урока.

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся



X. Рефлексия.

-Какова тема нашего урока?

- Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?







Оцените свою работу на уроке смайликами

Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам

Коммуникативные:

-умение принимать решение.

Регулятивные:

умение подводить итог своей деятельности.

Личностные:

способность к самоанализу и самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Вне урочное задание

Цель: Расширить свои творческие способности использую знания о цветах и бабочках

Придумать знак «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!». Придумать или найти стихотворение или загадку о цветке и бабочке.



Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей





-А почему нельзя рвать цветы? ( дети выбирают правильные ответы в паре)

-будет пусто и некрасиво;

-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;

-мама будет ругаться;

-посадят в тюрьму.

-Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)

-Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут

-И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом

Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод)
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!