Тема урока Императрица Елизавета Петровна
Подготовила: учитель истории Рыбина Ольга Николаевна, МОУ Некоузская СОШ
Цель:
Образовательная: способствовать приобретению учащимися знаний истории России середины XVIII века в период правления Елизаветы Петровны; создать представление о личности Елизаветы Петровны;
Развивающая: развить логическое мышление учащихся; продолжить формировать навык работы с текстом; уметь применять знания на практике
Воспитательная: воспитать интерес к предмету;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Орг момент
Проверка домашнего задания
1 группа - составление конструктора ДП
2 группа – признаки ДП
3 группа – кто за кем правил
4 группа – даты правления
Вводная беседа
И сегодня мы с Вами продолжаем тему Дворцовые перевороты.
Вот два высказывания о правителе, о котором мы с Вами сегодня поговорим.
На экране два мнения (образа):
граф А.К.Толстой:
Весёлая царица
Была ________:
Поёт и веселится,
Порядка только нет.
М.В.Ломоносов писал:
Что Вы, о позные потомки,
Помыслите о наших днях?
Дела Петровой дщери громки…
Учащиеся формулируют тему урока.
Сегодня мы с вами попытаемся понять, кто же прав: сторонники или противники Елизаветы? Была она временщицей, или «дела её действительно были громки»? И, прежде, чем мы начнём это обсуждать, давайте выясним, что значит «громкие дела?»
Проблема нашего урока: Елизавета – временщица или преемница Петра?
Изучение нового материала:
Составление схемы
Достойная дочь Петра
Временщица
1 группа
Познакомиться с Елизаветой Петровной, дать характеристику личности. Какой это был человек?
Приложение 1
2 группа
Проанализируйте, в чем заключалась экономическая политика. Для этого прочтите материал учебника стр.93-95, выбирайте лишь те указы, которые относятся ко времени правления Елизаветы Петровны (вспомнить годы правления: 1741-1761гг.).
Проанализировать данные (приложение 2)
3 группа
Сословная политика Елизаветы Петровны.
Для этого проанализируйте материал учебника стр.93-95, выбирайте лишь те указы, которые относятся ко времени правления Елизаветы Петровны (вспомнить годы правления: 1741-1761гг.).
4 группа
Культура и образование
Приложение 3
Участники каждой группы заполняют схему полученной информацией
Итак, теперь у нас есть вся необходимая информация, чтобы вернуться к проблемному заданию нашего урока.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, высказывают свою точку зрения, аргументируя её.
Рефлексия – составление синквейна
Итоги
Оцените работу своей группы. Выбери одного-двух человек, которые, на Ваш взгляд, работали в соответствии с выданными критериями
Приложение 1
Елизавета Петровна при поддержке ряда дипломатов и гвардейцев в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. совершила государственный переворот. Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одарило всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А. Е. Разумовский и И. И. Шувалов, и неспешное течение государственных дел создали ей соответствующую репутацию.
Взойдя на престол, первым делом она издала указ: «Впредь при дворе каждой неделе быть музыке. По понедельникам – танцевальной, по средам - итальянской, по вторникам и пятницам быть комедиям»
По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского. Народ, пришедший в себя, начинает говорить от себя и про себя, и является литература, является язык достойно говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, являются народный театр, журнал, в старой Москве основывается университет... Для будущего времени приготовляется новое поколение, воспитанное уже в других правилах и привычках, чем те, которые господствовали в прежние царствования, воспитывается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым царствование Екатерины II».
Приложение 2
Используя слова из словаря и краткие факты, составьте тезисы, раскрывающие экономическую политику Елизаветы Петровны.
В экономике при Елизавете Петровне происходит увеличение торгового оборота во всей стране, увеличение доходов казны благодаря принятому в 1753 г указу об отмене таможенных пошлин, ликвидации внутренних таможен. В 1757 г. был принят таможенный тариф для внешней торговли, а благодаря деятельности фаворита Елизаветы Петровны, Петра Ивановича Шувалова, произошло увеличение косвенных налогов со сделок в виде процентов от суммы, надбавка на стоимость соли, что значительно пополнило казну. Также пополнению казны способствовало и введение государственных монополий добычу продуктов морской охоты и рыбной ловли.
В 1754 году императрица утвердила создание двух государственных банков: Дворянский банк выдавал ссуды дворянам, а Купеческий банк- крупным купцам. Что создало условия для развития торговли, оказывало материальную помощь дворянам под залог их имений.
Словарь:
Протекционизм - покровительственная система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары.
Меркантилизм - экономическая политика, основанная на развитии внешней торговли и накоплении денежных капиталов внутри страны.
Приложение 3
М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 января 1755 года указ об основании Московского университета.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
30 августа 1756 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ о создании первого общедоступного профессионального театра, который открылся в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Директором стал первый русский драматург Александр Сумароков, а ядро труппы составили самородки из Ярославля: купеческие сыновья братья Федор и Григорий Волковы, сын протоиерея Иван Дмитревский.
В 1757 г. фаворит Елизаветы Петровны обер-камергер граф И.И. Шувалов вошел в Сенат с представлением об учреждении в России «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры), за которым последовал правительственный указ об учреждении Академии от 6 ноября. Смысл его заключался в том, что для гармоничного развития русской культуры необходимы не только науки, но и искусства.
Приложение 4 (определение)
Период в истории России с 1725 по 1762 гг., когда в результате борьбы придворных группировок при поддержке гвардии неоднократно происходила насильственная смена правителя
Приложение 5 (годы правления)
1725-1727
1727-1730
1730-1740
1740-1741
1761-1762
1762-1796
1689-1725
1682-1689
1741-1761
Приложение 6 (правители)
Екатерина I
Петр II
Анна Иоановна
Иван Антонович
Елизавета Петровна
Петр III
Екатерина II
Бирон
Анна Петровна
Алексей Петрович
Приложение 7 (признаки дворцовых переворотов)
частая смена власти
опора на гвардию
захваты власти
создание особых органов, управляющих государством
самозванчество
бироновщина
фаворитизм
отсутствие прямых наследников
безвластие
интервенция
церковный раскол
Приложение 8 (самоанализ работы в группах)
Критерии оценивания | Фамилия |
Правильно отвечал на вопросы учителя | |
Задавал вопросы выступающим | |
Выступал от имени группы | |
Дополнял ответ выступающего | |
Участвовал в работе группы над поставленной задачей | |