СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Елизаветы Петровны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Правление Елизаветы Петровны для учащихся 8 класса к учебнику под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Правление Елизаветы Петровны»


Тема урока Императрица Елизавета Петровна

Подготовила: учитель истории Рыбина Ольга Николаевна, МОУ Некоузская СОШ

Цель:

Образовательная: способствовать приобретению учащимися знаний истории России середины XVIII века в период правления Елизаветы Петровны; создать представление о личности Елизаветы Петровны;

Развивающая: развить логическое мышление учащихся; продолжить формировать навык работы с текстом; уметь применять знания на практике

Воспитательная: воспитать интерес к предмету;

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг момент

  2. Проверка домашнего задания

    • 1 группа - составление конструктора ДП

    • 2 группа – признаки ДП

    • 3 группа – кто за кем правил

    • 4 группа – даты правления

  3. Вводная беседа

И сегодня мы с Вами продолжаем тему Дворцовые перевороты.

Вот два высказывания о правителе, о котором мы с Вами сегодня поговорим.

На экране два мнения (образа):

граф А.К.Толстой:

Весёлая царица

Была ________:

Поёт и веселится,

Порядка только нет.


М.В.Ломоносов писал:

Что Вы, о позные потомки,

Помыслите о наших днях?

Дела Петровой дщери громки…

Учащиеся формулируют тему урока.

Сегодня мы с вами попытаемся понять, кто же прав: сторонники или противники Елизаветы? Была она временщицей, или «дела её действительно были громки»? И, прежде, чем мы начнём это обсуждать, давайте выясним, что значит «громкие дела?»

Проблема нашего урока: Елизавета – временщица или преемница Петра?


Изучение нового материала:

Составление схемы


Достойная дочь Петра

Временщица

1 группа

Познакомиться с Елизаветой Петровной, дать характеристику личности. Какой это был человек?

Приложение 1


2 группа

Проанализируйте, в чем заключалась экономическая политика. Для этого прочтите материал учебника стр.93-95, выбирайте лишь те указы, которые относятся ко времени правления Елизаветы Петровны (вспомнить годы правления: 1741-1761гг.).

Проанализировать данные (приложение 2)


3 группа

Сословная политика Елизаветы Петровны.

Для этого проанализируйте материал учебника стр.93-95, выбирайте лишь те указы, которые относятся ко времени правления Елизаветы Петровны (вспомнить годы правления: 1741-1761гг.).


4 группа

Культура и образование

Приложение 3

Участники каждой группы заполняют схему полученной информацией


Итак, теперь у нас есть вся необходимая информация, чтобы вернуться к проблемному заданию нашего урока.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, высказывают свою точку зрения, аргументируя её.

  1. Рефлексия – составление синквейна

  2. Итоги

Оцените работу своей группы. Выбери одного-двух человек, которые, на Ваш взгляд, работали в соответствии с выданными критериями

Приложение 1


Елизавета Петровна при поддержке ряда дипломатов и гвардейцев в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. совершила государственный переворот. Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одари­ло всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеван­ных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А. Е. Разу­мовский и И. И. Шувалов, и неспешное течение госу­дарственных дел создали ей соответствующую репута­цию.

Взойдя на престол, первым делом она издала указ: «Впредь при дворе каждой неделе быть музыке. По понедельникам – танцевальной, по средам - итальянской, по вторникам и пятницам быть комедиям»

По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя. На высших местах управления снова яви­лись русские люди, и когда на место второстепенное на­значали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского. Народ, пришедший в себя, начинает говорить от себя и про себя, и является литера­тура, является язык достойно говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, являются народный театр, журнал, в старой Москве основывается университет... Для буду­щего времени приготовляется новое поколение, воспи­танное уже в других правилах и привычках, чем те, кото­рые господствовали в прежние царствования, воспиты­вается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым царствование Екатерины II».

Приложение 2

Используя слова из словаря и краткие факты, составьте тезисы, раскрывающие экономическую политику Елизаветы Петровны.


В экономике при Елизавете Петровне происходит увеличение торгового оборота во всей стране, увеличение доходов казны благодаря принятому в 1753 г указу об отмене таможенных пошлин, ликвидации внутренних таможен. В 1757 г. был принят таможенный тариф для внешней торговли, а благодаря деятельности фаворита Елизаветы Петровны, Петра Ивановича Шувалова, произошло увеличение косвенных налогов со сделок в виде процентов от суммы, надбавка на стоимость соли, что значительно пополнило казну. Также пополнению казны способствовало и введение государственных монополий добычу продуктов морской охоты и рыбной ловли.

В 1754 году императрица утвердила создание двух государственных банков: Дворянский банк выдавал ссуды дворянам, а Купеческий банк- крупным купцам. Что создало условия для развития торговли, оказывало материальную помощь дворянам под залог их имений.



Словарь:

Протекционизм - покровительственная система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары.

Меркантилизм - экономическая политика, основанная на развитии внешней торговли и накоплении денежных капиталов внутри страны.

Приложение 3

М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 января 1755 года указ об основании Московского университета.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

30 августа 1756 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ о создании первого общедоступного профессионального театра, который открылся в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Директором стал первый русский драматург Александр Сумароков, а ядро труппы составили самородки из Ярославля: купеческие сыновья братья Федор и Григорий Волковы, сын протоиерея Иван Дмитревский.

В 1757 г. фаворит Елизаветы Петровны обер-камергер граф И.И. Шувалов вошел в Сенат с представлением об учреждении в России «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры), за которым последовал правительственный указ об учреждении Академии от 6 ноября. Смысл его заключался в том, что для гармоничного развития русской культуры необходимы не только науки, но и искусства.

Приложение 4 (определение)

Период в истории России с 1725 по 1762 гг., когда в результате борьбы придворных группировок при поддержке гвардии неоднократно происходила насильственная смена правителя

Приложение 5 (годы правления)

1725-1727

1727-1730

1730-1740

1740-1741

1761-1762

1762-1796

1689-1725

1682-1689

1741-1761

Приложение 6 (правители)

Екатерина I



Петр II



Анна Иоановна



Иван Антонович



Елизавета Петровна



Петр III



Екатерина II



Бирон



Анна Петровна



Алексей Петрович

Приложение 7 (признаки дворцовых переворотов)

частая смена власти

опора на гвардию

захваты власти

создание особых органов, управляющих государством

самозванчество

бироновщина

фаворитизм

отсутствие прямых наследников

безвластие

интервенция

церковный раскол

Приложение 8 (самоанализ работы в группах)


Критерии оценивания

Фамилия

  1. Правильно отвечал на вопросы учителя


  1. Задавал вопросы выступающим


  1. Выступал от имени группы


  1. Дополнял ответ выступающего


  1. Участвовал в работе группы над поставленной задачей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!