СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Павла I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правление Павла I»

Тема. Политика Павла I


Цель: сформировать целостное представление о периоде правления Павла I


Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с личностью Павла I.

  2. Получить информацию об основных направлениях внутренней политики Павла I.

  3. Изучить особенности внешней политики при Павле I.

  4. Дать оценку деятельности Павла I.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать умения работать с дополнительной литературой, историческими источниками, таблицами;

  2. Развивать речь, историческое мышление, познавательный интерес, внимание и восприятие;

  3. Развивать умения анализировать факты и делать выводы, систематизировать и обобщать материал;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство толерантности;

  2. Способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения к истории Отечества.


Содержание видов универсальных учебных действий (УДД):

  • Познавательные: общеучебные- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов, осознанное построение речевого высказывания в устной речи и письменной форме;логические –анализ текста учебной задачи, выделение и осмысление существенной информации из текстов, установление отношений между данными условиями и требованиями (вопроса, задачи, проблемы), определение способа и путей решения поставленной задачи;

  • Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника, согласованность усилий по достижению поставленной цели, осуществление совместной деятельности;

  • Регулятивные: постановка учебной задачи (формирование проблемы) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, предстоит выяснить, принятие познавательной цели (целеполагание), определение последовательности решения промежуточных целей с учётом основной учебной цели для установления конечного результата своей деятельности на уроке (планирование), оценивание своих действий;


Планируемые результаты

  • Предметные: научится объяснять сущность внутренней и внешней политики России на основе углубления исторических знаний конца XVIII века, излагать, группировать факты;

  • Метапредметные: научится работать с различными источниками знаний, осмысленно читать тексты и выделять в них существенную для выполнения учебного задания информацию, владению самостоятельной работы; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Личностные: следуют ценностным ориентирам и смыслам учебной деятельности на основе сформированности познательных мотивов, способности адекватно судить о причинах успеха/неуспеха в учении.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, портреты личностей, тетради, мультимедийное оборудование, макет дерева, картина В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Персоналии: Павел I, Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Аракчеев А. А., митрополит Московский Платон (Левшин).

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, основы православной культуры


Ход урока

I. Организационный момент. Создание психологического настроения


Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра. Я хочу начать наш урок с дерева жизни. На нём 3 веточки с разными листочками. Веточка с красными листочками - это прошлое, с жёлтыми - настоящее, с зелёными- будущее. Живя настоящим, мы не должны забывать о прошлом, каким бы оно не было, и думать о будущем. Это наша история.

Поэтому начинаем урок истории, на котором главным будут слова Солона:

Пусть твои мысли

будут заняты лишь

важными делами

II. Мотивационно-целевой этап

Давайте обратимся к эпиграфу урока

Попран Христос и скипетр царей;

Европа вся полна разбоев;

Цареубийц святят в героев:

Ты, Павел, будь спаситель ей!

Г.Р. Державин


В ноябре 1796 г. После смерти Екатерины Великой на российский престол взошел император ПавелI. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

С помощью метода «Гора знаний» определите задачи нашего урока. На рисунке у подножия горы прикрепляем фигурки людей с ответами на вопрос: «Что я хочу узнать на уроке?».

(В конце урока дети возвращаются к горе и поднимаются на высоту, которую достигли)

Предложения детей.

Правильно, цель нашего урока узнать: «Какие изменения произошли в государстве после смерти Екатерины II? Что привело к новому дворцовому перевороту 1801 года?»


III. Введение в новый материал


Ребята, я предлагаю посетить заочно исторический музей Павла I. Вы получили опережающие задания, изучили дополнительный материал, подготовили свои кейсы, поэтому будете выполнять сегодня роль экскурсоводов.

После посещения музея мы должны будем ответить на проблемный вопрос:

Как бы вы оценили личность императора Павла I и его политику?


IV. Актуализация знаний

Чтобы посетить музей, необходимо приобрести билеты. У нас на уроке билетами будут служить карточки с датами. Проведём хронологическую разминку

1700-1721 гг.- Северная война.

1703 г.- основание Санкт-Петербурга.

1709 г.- Полтавская битва.

1741- 1761 гг.- царствование Елизаветы Петровны.

1762- 1790 гг.- царствование Екатерины Великой.

1783 г.- Присоединение Крыма к России.

1787- 1791 гг.- Русско-турецкая война.

Молодцы, билеты купили.


V. Работа с новым материалом


Мы начнём наше путешествие словами Леонардо да Винчи: «Познание минувших времен и познание стран мира- украшение и пища человеческих умов».

Переходим в первый зал, который называется «Личность Павла I». Представляем вашему вниманию Кейс№1 .


Личность императора (Сообщение ученика)

Павел I, родился 20 сентября 1754, российский император. Сын Екатерины II и Петра III. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. Павел получил хорошее образование, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

Отношения с матерью с каждым годом ухудшались. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери.

Павел был женат дважды, второй брак был удачным. Во время путешествия с супругой по Европе, он открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. Желая отдалить нерадивого сына, Екатерина II подарила супругам усадьбу Гатчина, где Павел создал свою небольшую армию на Прусский манер, проводя бесконечные марши и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.


Работа с документом

Дополним характеристику Павла I словами В.О. Ключевского из рабочего листа.


«Он жил в окружении взрослых, неся на своих худеньких плечах тяжелую ношу придворного церемониала и интриг, один, без участия родителей , не интересовавшихся сыном. Общество нянек плохо влияло на него:рассказы о домовых и привидениях сильно действовали на воображение впечатлительного мальчика - иногда он от страха прятался под стол и всю жизнь боялся грозы. Мать не любила сына. У нее всегда для него вид государыни, холодность, невнимательность - никогда матерью не являлась. Мальчик не знал детства, а со смертью бабушки лишился ласки. Он необычайно впечатлителен. Он быстро усваивал себе, что говорилось другими, при этом показывая вид, что не слышит»


Чтобы перейти во второй зал, нам надо получить пропуск, ответив на вопросы:

  1. Какие черты характера были присущи царевичу Павлу I?

(открытость, искренность, доброта, ум, способность к знаниям, образованность, стремление к знаниям)

  1. Какие события повлияли на характер Павла I?

( отношение с матерью; императрица не допускала великого князя к участию в обсуждении государственных дел, Павел критически оценивал политику матери)


Таким образом, Павел получил прекрасное образование в духе французских просветителей. С младенчества воспитывался как будущий император.

К моменту вступления на престол Павел Петрович был человеком с установившимися взглядами и привычками, с готовой, как ему казалось, программой действий.


Итак, мы получили пропуск во второй зал. Второй зал музея познакомит нас с внутренней политикой Павла I.


Учитель

Последние годы правления Екатерины II характеризовались разложением государственного аппарата. Стареющая императрица теряла контроль над дворянством и бюрократией. Страна нуждалась в нововведении порядка. Сын Екатерины II Павел I, вошедший на престол в 1796 г., попытался сделать это. Рассмотрим экспонат- таблицу

Таблица №1 Внутренняя политика Павла


Реформа престолонаследия

Указ о престолонаследии был издан 5 апреля 1797 г.

  • Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии (от отца к сыну).

Ослабление позиций дворянства

  • Ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой дворянству, восстановление обязанности служить.

  • Запрет на свободный выезд за границу.

  • Разрешение подвергать дворян телесным наказаниям.

Улучшение положения крестьян

Манифест о трехдневной барщине

  • Сократил крестьянские государственные обязанности (повинности).

  • Разрешил крестьянам уходить на другие заработки в свободное от барщинных работ время

  • выдавал крестьянам ссуды(деньги), построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя Он настаивал на необходимости законодательного урегулирования положения крепостных.

  • Разрешил крестьянам жаловаться на помещиков

Военная реформа

  • новые воинские уставы

  • ограничил срок службы 25 годами

  • ввёл обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов

  • За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование

  • солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше


Взойдя на престол, ПавелI столкнулся с проблемами, которые вызывали острое недовольство народных масс, особенно крестьянства; противоречия между новыми и старыми явлениями в экономике, проблемы российской армии.

Новый император попытался как бы зачеркнуть всё сделанное за 34 года царствования Екатерины II.

Работа с таблицей


-Давайте оставим отзыв об этом зале.

В целом во внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сосланная политика и военная реформа. Внутренняя политика Павла носила противоречивый характер. Очевидны его благие намерения, но осуществить ему их не удалось.


VI. Физкультминутка


Переходим в третий зал «Внешняя политика Павла I»

Вместе с тем Павел отличался определенным миролюбием. В царствовании Екатерины II Россия участвовала в семи войнах, которые в общей сложности продолжались более 25 лет и нанесли стране тяжёлый урон.

Вступив на престол, Павел заявил, что Россия при Екатерине имела несчастье использовать свое народонаселение в частых войнах, а внутри страны дела были запущены. Тем не менее внешняя политика Павла отличалась непоследовательностью


Прослушав экскурсоводов, заполните таблицу №2


Характер внешней политики



Участники второй антифранцузской коалиции


Военные действия

Дата

событие








Работа в парах

Проверим вашу работу

Что вы запомнили, посетив третий зал? (Ответы детей)


Наша экскурсия продолжается. Четвёртый зал расскажет о соратниках Павла I. Особое место среди них занимают великий полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов и великий флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков, а так же Алексей Андреевич Аракчеев, митрополит Московский Платон (Левшин)

СуворовАлександр Васильевич

1730 – 1800


Великий русский полководец, генералиссимус - участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.

Суворов принимал участие в подавлении восстания Е. Пугачева. Суворов — не только самый знаменитый военачальник в российской военной истории, но и один из самых известных полководцев в мире. Замечательный стратег, превосходный тактик, Суворов А.В. был одновременно и мудрым военным наставником. За свою многолетнюю военную деятельность он воспитал первоклассные кадры высших офицеров русской армии.


А.В. Суворов родился в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре Великом и войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768-1772 и 1794 гг., войнах с Францией.


В русско-турецких войнах эпохи Екатерины II он заслужил славу лучшего российского генерала. За победу при Фокшанах и Рымнике (1789) Суворов был пожалован бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, шпагой с надписью «Победителю Верховного Визиря», также украшенной бриллиантами, графским титулом с наименованием Рымникского и орденом Святого Георгия 1-й степени.

За подавление польского восстания 1794-1795 гг. получил звание фельдмаршала.

В 1797 г. выдающийся русский полководец А.В. Суворов, почти полвека беззаветной преданностью служивший Отечеству, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что не боясь монаршего гнева, выступил против опруссачивания русской армии. Завершил свою карьеру Суворов при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 г. после беспримерных итальянского и швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер А.В. Суворов в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 г.

Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия.

Суворов не признавал шаблонов. «Начальник на войне, — писал он, — не должен ничем себя связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро». Он признавал только наступательную стратегию и тактику. Это последнее отличало Александра Васильевича и всех русских полководцев «екатерининского века» от их предшественников, которые все-таки предпочитали действовать от обороны, нападали первыми на противника, в основном имея численное преимущество.

Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «пуля - дура, штык - молодец».


Ушаков Фёдор Фёдорович

13 февраля 1745 - 2 февраля 1817

Ушаков Федор Федорович — великий русский флотоводец. За время командования флотом не потерял ни одного корабля, ни один моряк под его началом не попал в плен. Адмирал Ушаков был морским деятелем, принесшим славу молодому тогда Черноморскому флоту.

Ф.Ф. Ушаков окончил Морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте, в составе Донской (Азовской) флотилии участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Был назначен командиром 16-пушечного корабля «Модон», одного из самых крупных в Азовской флотилии. С 1775 г. Ушаков командовал фрегатом. В 1780 г. он был назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. И в 1780-1782 гг. командовал линейным кораблем «Виктор», который охранял в Средиземном море русские торговые суда от пиратских действий английского флота. С 1783 г. на Черноморском флоте наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, участвовал в строительстве главной базы в Севастополе. В начале русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Ф.Ф. Ушаков командовал линейным кораблем «Св. Павел».

В бою у о. Фидониси (1788), командуя авангардом эскадры, Ушаков нанес поражение превосходящим силам турок и в 1789 г. был произведен в контр-адмиралы. В марте 1790 г. светлейший князь Потемкин-Таврический назначил его командиром Черноморского флота. С этого момента началось подлинное боевое становление этого флота, стали закладываться его славные боевые традиции.

Командуя Черноморским флотом, Ушаков одержал блестящие победы над турецким флотом в керченском морском сражении, у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791), прибегнув к созданной им новой маневренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной тактики. Ее основными чертами были применение единых походно-боевых порядков, решительное сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка, сосредоточение основных усилий против флагманских кораблей противника, выделение резерва («эскадры кайзер-флага»), сочетание прицельного артиллерийского огня и маневра, преследование противника до полного его уничтожения или взятия в плен. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных.

В 1793 г. Федор Федорович Ушаков произведен в вице-адмиралы. Во время средиземноморского похода 1798-1800 гг. он снова проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат, особенно при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Ушаков продемонстрировал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно о. Корфу, при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В 1800 г. эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.

Заслуги Ушакова не были оценены Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге. В 1807 г. Ушаков ушел в отставку и уехал в свое имение на Тамбовщину. На послание императора, пожелавшего узнать об истинных причинах его увольнения со службы, адмирал ответил: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья Богу известны - да будет воля его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благословением». Во время Отечественной войны 1812 г. Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности. Умер в своем имении и похоронен в Синаксарском монастыре близ г. Темников.

Именем Ушакова названы бухта в юго-восточной части Баренцева моря и мыс на северном побережье Охотского моря. Имя Ушакова носили боевые корабли русского и советского ВМФ. 3 марта 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней (орден I степени вручен 47 раз, II степени — 194 раза) и медаль. В 2004 г. он причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Аракчеев Алексей Андреевич, видный государственный и военный деятель.

Выходец их небогатой дворянской семьи. С детства родители приучали его к труду, ответственности, дисциплине, бережливости. Военную карьеру начал при Павле 1, когда был принят в гатчинские войска тогда ещё наследника престола Павла Петровича.

Аракчеев был очень исполнителен, предан Павлу, за что тот, придя к власти, назначает его комендантом Петербурга, а в 1798- инспектором всей артиллерии. Это был большой шаг на пути военной и государственной карьеры. Нельзя не отметить дальновидность, практический ум Аракчеева, умение найти верные решения в той или иной ситуации.

Митрополит Московский Платон (Левшин)







Духовником и наставником Цесаревича был один из лучших русских проповедников и богословов архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божьем, Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинным православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв. Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках.

Четвёртый зал имеет свои особенности. Как только мы вошли замок защелкнулся.

Чтобы его открыть, необходимо ответить на несколько вопросов

  1. За что был удостоен звания генералиссимуса российских войск А.В. Суворонов?

(переход Альп через неприступные перевалы Сен-Готарда)

  1. Какие острова и побережье какой страны освобождает эскадра Ф.Ф. Ушакова?

(Ионические остова и побережье Южной Италии)

  1. Когда начал свою военную карьеру Алексей Андреевич Аракчеев?


Экскурсия продолжается и мы переходим в следующий зал, который называется «Дворцовый переворот 1801 г. Память»


Я предлагаю прослушать сначала Кейс №5


Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины:

а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);

б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.

Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году.

Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н. Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.

Царствование Павла I длилось всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Но память о нём жива и увековечена в памятниках.


Памятник Павлу I в Гатчине

Треуголка, тонкая трость, парадный мундир, высокие ботфорты... Глядя на этот памятник, легко затеряться в пространстве: Гатчина? Павловск?

Уже более 160 лет бронзовый Павел I принимает парад своих войск на плацу перед Гатчинским дворцом. Скульптура работы известного мастера Ивана Витали была установлена 1 августа 1851 года. В качестве модели скульптор использовал портрет государя, выполненный Степаном Щукиным в 1796 году. Художник придал картине портретное сходство с императором, и у скульптора получилось это сходство сохранить.


Павел изображен в длиннополом парадном мундире и ботфортах, опирающимся на тонкую трость. Треуголка немного сдвинута на бок, выражение лица добродушное и мечтательное. Бронзовая фигура отливалась на Гальванопластическом заводе, расположенном в Санкт-Петербурге. Там же был отлит и двуглавый орел, украшающий постамент. Скульптура установлена на четырехугольном фигурном пьедестале, изготовленном из финского гранита. Автором проекта постамента считается архитектор Роман Кузьмин, но документального подтверждения этого факта не обнаружено.

Памятник развернут лицом к плацу, как будто Павел принимает военный парад. Николай I очень внимательно следил за процессом изготовления и установки монумента отцу. Он лично одобрил эскиз постамента, выбрал место для установки скульптуры, повелел закончить работы к 1 августа. В день открытия памятника на Дворцовом плацу прошел парад войск, на котором присутствовал сам государь. При этом Великий князь Александр стоял на часах у монумента. За создание памятника Павлу I император пожаловал скульптору Ивану Витали орден Святой Анны 2 степени.

Цинковая копия скульптуры установлена на Парадном плацу около Павловского Дворца.

В 1919 году плац перед дворцом переименовали: он стал называться Площадью Жертв революции. На ней располагалась братская могила погибших во время Гражданской войны. В дальнейшем захоронение перенесли на городское кладбище. Памятник от сноса удалось уберечь благодаря стараниям тогдашнего хранителя музея Владимира Макарова. Интересно, что во время фашистской оккупации монумент также не пострадал. Более того, перед памятником был установлен часовой. Таким образом фашисты почтили память Павла I, любителя всего немецкого и большого поклонника Фридриха II.

Все годы существования бронзовый Павел является своеобразным символом Гатчины. Изображение памятника часто встречается на обложках книг о Гатчине, на сувенирной продукции. На площади перед дворцом в советское время проходили парады и праздники. А жители города до сих пор приносят живые цветы к подножию монумента.

Памятник Павлу I в г. Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге до 2003 года не было ни одной статуи императора и лишь к 300-летию Северной столицы бронзовый памятник Павлу I был установлен во дворе Михайловского замка. Первоначально статуя находилась в центре двора, а в 2012 году ее перенесли к стене. Император изображен сидящим на троне, одетый во все подобающие царю регалии.

Всю оставшуюся жизнь Мария Федоровна посвятила семье и увековечиванию памяти своего мужа. В Павловске, почти на краю парка, среди лесной глуши, над оврагом был поставлен мавзолей супругу- благодетелю по проекту французского архитектора Жана Тома де Томона. Подобно античному храму, он величественен и молчалив, вся природа вокруг как бы скорбит вместе с изваянной из мрамора порфироносной вдовой, плачущей над прахом супруга.

VII. Закрепление изученного материала


Вот и подошла к концу наша экскурсия в далекое прошлое.

Общество, которое за сто лет до Павла терпело любые выходки Петра I, не стало терпеть Павла I.

Давайте дадим ответ на проблемный вопрос: «Как бы вы оценили личность императора Павла I?»


В ходе экскурсии мы убедились, что фигура Павла было противоречива. Поэтому нам поможет в этом дерево решений. На партах у вас лежат листочки. Зелёные листочки указывают на положительные черты, а желтые - на отрицательные. Заполните листочки и прикрепите к дереву.

Сложную, противоречивую натуру Павла I не смогли до конца понять ни его современники, ни последующие поколения историков.


VIII. Рефлексия


В книге записей музея мы должны оставить свои синквейны

1. Павел I

2. Противоречивый, миролюбивый

3. Путешествовал, интересовался, контролировал

4. Его реформы изменили армию и военное управление

5. Романтический император

IX. Подведение итогов


1. Вот и закончилась наша экскурсия. Подведём итог музейного занятия. Каждый из вас сам определит, на какую высоту он поднялся по «Горе знаний» ( дети прикрепляют человечков на середину и вершину горы).

2. Приём «Историческая утка».

На столах у вас лежат карточки с текстами, в которых надо исправить ошибки.


Историческая утка

Отношения с матерью у Павла с каждым годом улучшались. Императрица Елизавета Петровна старалась чаще привлекать великого князя к участию в обсуждении государственных дел.


X. Оценивание детей

У вас на столах лежат оценочные листы. Полный ответ каждого зала оценивается в 5 баллов. Заполните и передайте

Название этапов

Полный ответ

Частичный ответ

Зал№1



Зал№2



Зал№3



Зал№4



Зал№5



Рефлексия



Итоги(историческая утка)




Заключительное слово учителя


Я рада, что вам понравился урок. Посещайте музеи и помните, что без прошлого нет настоящего и будущего. Будем помнить наше прошлое и дорожить им. На память о нашей встрече я дарю вам «Правила музейного поведения».

Приди в музей и насладись,

В нем столько важных есть вещей!

Душой к искусству прикоснись,

Зови в музей родных, друзей!

Открой же сердце красоте,

Прекрасен каждый экспонат!

Поймут искусство только те,

Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет,

Любую вещь, любой предмет,

Здесь сохранит народ.


Сергей Михалков

Правила поведения в музее

1. Не трогать руками экспонаты и витрины;

2. Не мешать другим посетителям;

3. Не разговаривать громко и не шуметь;

4. Передвигаться не спеша.

XI. Домашнее задание

пп. 24- 25, отвечать на вопросы.

В-Д уровни: задание 6 письменно














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!