СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Право и мораль у осетин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычное право ( право на основе обычаев) кавказских горцев принято называть термином адат. У осетин понятие  адат охватывает всю систему социальных отношений. Под ним подразумеваются отношения правовые, моральные, правила приличия, разные бытовые обряды и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Право и мораль у осетин.»

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №30 г. Владикавказ

Тедеева Инга Ахсарбеговна.


ПРАВО И МОРАЛЬ У ОСЕТИН.


Обычное право (право на основе обычаев) кавказских горцев принято называть термином адат. Это арабское слово в переводе соответствует русскому слову «обычай». На языках отдельных кавказских народов понятие адат обозначается своими национальными терминами, например: у осетин – æгъдау, у чеченцев – едил, у аварцев – бате и т.д.

По смыслу слово æгъдау заключало в себе более широкое понятие, чем обычное право. У осетин понятие æгъдау охватывает всю систему социальных отношений. Под ним в адате подразумеваются отношения правовые, моральные, правила приличия, разные бытовые обряды и пр. Кодекс æгъдау не содержится в письменном виде, так как письменности у осетин не было, но хранится в сознании и памяти людей, особенно старых и опытных. Æгъдау регламентирует все стороны общественной жизни. Возникают ли всевозможные конфликты – они в конце концов разрешаются на основании æгъдауа; происходит ли какое-либо событие в жизни – брак, погребение, прием гостей, общественный пир и т.д. – все совершается согласно æгъдау; порядок и строй жизни в семье, в общине и во всем обществе; правила поведения человека во всех случаях жизни, - все определяется и регламентируется æгъдау. Æгъдау все общественное миросозерцание человека, управляющее его повседневным поведением и его поступками.

Влияние и авторитет æгъдау поддерживается соответствующим воспитанием человека и контролем общественного мнения. Общественное мнение, зорко следящее за соблюдением æгъдау, таким образом приобретает значение важного фактора установления социального порядка. Нарушение æгъдау вызывает строгое осуждение со стороны общественного мнения и создает для человека весьма неблагоприятное положение в обществе.

Мы здесь будем понимать слово адат в его первоначальном широком смысле, соответствующем осетинскому слову – æгъдау.

У мусульманских горцев Кавказа, наряду с адатом действовал шариат, т.е. кодекс мусульманского права. Шариат в значительной степени подрывал значение адата у них, в особенности в восточном Кавказе в эпоху движения мюридизма, когда Шамиль и его предшественники преследовали адат и насильственно вводили шариат. Но все-таки адат сохранился и продолжал действовать и при русской власти.

Наименьшее влияние шариат имел среди осетин, которые в большинстве были свободными от мусульманского влияния. Поэтому в большей части Осетии адат (æгъдау) господствовал безраздельно, а в меньшей, мусульманской части ее также сохранял большое влияние.

Первобытные производственные отношения, как известно, основаны на взаимопомощи и коллективном сотрудничестве людей. Нет еще частной собственности и классов. Поэтому здесь между людьми царит гармония интересов и солидарность. Господствующие здесь отношения взаимопомощи имеют свое выражение в морали солидарности. Здесь еще нет места праву.

Сфера проявления морали солидарности ограничена пределами родового союза.

То, что считается недозволенным в пределах рода, может считаться допустимым в отношении чужеродцев. Ограбить, украсть, убить, обмануть, оклеветать и т.д. – считаются преступным и предосудительным тогда, когда они совершаются внутри родовой общины, но они могут считаться похвальными действиями в отношении чужих родов.

Как отмечали все исследователи быта кавказских горцев, наездничество с целью воровства и грабежа в чужих местах не только не считалось предосудительным, но, наоборот, поощрялось, свидетельствуя об отваге и удали и создавая хорошую славу совершившим такое предприятие.

Убийство своего сородича и убийство члена чужого рода имеют различную моральную оценку. В первом случае убийство считается преступлением, во втором случае убийца остается под защитой рода. Убийство из кровной мести вытекает из этого родового единства и родовой солидарности. Оно лежит, как священный долг, на каждом члене рода.

Сострадание, сочувствие человеку в полном объеме проявляются только в родственном кругу. Смерть чужеродца не вызывает особой скорби, ибо, как говорится в этом случае, - «это – потеря не моего рода».

Таким образом, понятия добра и зла пока еще крайне субъективны, сфера выражения их определяется границами родового союза. Добро – это все то, что соответствует интересам рода и, следовательно, интересам каждого его члена; зло – все то, что враждебно интересам рода и, следовательно, интересам его членов.

Таким образом, в пределах первобытного родового общества, в состав которого входили отдельные роды, нет всеобщих абсолютных принципов морали, распространяющихся на всех людей, независимо от принадлежности человека своему или чужому роду.

С образованием племен, границы проявления морали солидарности расширяются, развивается племенная солидарность, проявляющаяся в отношениях к другим племенам.

Племя – широкое объединение множества родов. Образование племенного союза имеет экономическую основу. Он возникает в целях ограбления других племен, захвата у них земли, пленников и т.д. На этой почве создаются единство и сплоченность внутри племени, несмотря на противоречия между зародившейся племенной знатью и рядовыми членами племени, на случавшиеся конфликты между отдельными родами. Таким образом, внутри племени, как наступательного и оборонительного союза, образуется мораль племенной солидарности, аналогичная родовой морали.

Кроме того, были и другие связи, хозяйственные и бытовые, сближавшие отдельные роды внутри племени и содействовавшие развитию морали племенной солидарности. Так, например, важным фактором сближения отдельных родов в пределах племени были, возникавшие на основе господствующего в родовых обществах принципа экзогамии браки, которые допускались лишь между представителями разных родов. На основе брачных связей устанавливаются родственные отношения между представителями разных родов. Между этими родственными сторонами отношения взаимопомощи и взаимной преданности бывают не менее сильны, чем они существуют между членами одного рода.

Как весьма распространенную и важную форму солидарности, существующую в сфере междуродовых отношений, следует указать на институт гостеприимства.

Обязанность дать приют гостю, идея его неприкосновенности, священный долг защиты его хозяином от всякого покушения – служит всеобщим принципом морали в родовом обществе.

Помимо всего, сказанного выше, было бы совершенно неверным утверждение, что в кавказских патриархально – родовых обществах чувство сострадания и отношения альтруизма не выходили за пределы родового союза.

Оказать помощь человеку, хотя бы и постороннему, в случае постигшего его несчастья или угрожающей ему гибели – отнюдь не являлось чуждым моральному сознанию горца. Напротив, он готов был пожертвовать своей жизнью для защиты гостя от угрожающей ему опасности. Мораль горца не допускала нанесения удара женщине.

На Кавказе весьма распространенными были такие явления, как дружба или побратимство между двумя лицами, принадлежавшими к разным родам. Широко известно так называемое куначество у горцев, тесно связанное с гостеприимством. Куначество аналогично побратимству с элементом патронатства. Оно возникло между лицами, принадлежавшими к разным родам, и основано было на необходимости для человека иметь в условиях родового строя защиту во время пребывания его в чужой родовой среде в качестве гостя. Узы, связывающие во всех этих случаях людей, бывали не менее тесны и прочны, чем кровная связь. Вообще, горцу Кавказа нисколько нельзя было отказать ни в чувстве сострадания, ни в чувстве долга, характеризующего развитую человеческую мораль.

В патриархальном родовом обществе уже прочно сложились нравственные понятия, определяющие положительные и отрицательные качества человеческого поведения.

Общественная мораль оперирует такими понятиями, как справедливость, благородство, совесть, ложь, обман, клевета, лицемерие, двуличие, зависть, жестокость и т.д.

Между прочим, очень характерен для горских обществ один принцип морали, а именно: верность данному слову. Нарушение данного обязательства, данного слова считалось недопустимым.

Моральные воззрения, понятия о добре и зле находят выражение в фольклоре народов. В этом отношении дает нам богатый материал известный нартовский эпос, распространенный среди горцев Кавказа. Моральные воззрения Нартов содержатся в многочисленных сказаниях, но для примера здесь достаточно привести осетинское нартовское сказание о путешествии героя Сослана по загробному миру. Сослан видит в загробном мире «озеро ада», где терпят муки люди, совершившие в жизни злые дела, и «равнину рая», где безмятежно и приятно проводят время праведные люди.

Воровство и присвоение чужого, обман, корыстолюбие, скупость, нарушение гостеприимства, нарушение супружеской верности, неправый суд – пороки, за которые люди в загробном мире подвергаются страданиям.

Напротив, щедрость, гостеприимство, помощь бедным, супружеская любовь и верность – добродетели, вознаграждаемые в царстве мертвых приятной жизнью.

В разложившихся патриархальных обществах Кавказа уже давно возникла частная собственность (в форме семейной собственности). Здесь очень рано появляется первобытное рабство. Но и среди свободных возникают классовые различия. Перед нами уже выступают – земельный собственник и издольный арендатор, наниматель и работник, заимодавец и должник, с отношениями эксплуатации.

В подобном догосударственном обществе, для того, чтобы в интересах зародившегося высшего класса поддержать существующий порядок, недостаточно было одной морали, как идеологической силы. Для выполнения этой задачи выступала другая сила – право. «Не укради» - говорит мораль собственника. Но коль скоро это правило морали нарушается, оно, оставаясь правилом морали, в то же время становится правом, охраняющим интересы собственников. Мораль собственности превращается в право собственности.

Известно, что в Осетии смерть человека вызывала устройство больших, разорительных поминок по усопшему. В этом случае на помощь человеку приходили его родичи и другие, иногда даже посторонние люди. У осетин эта безвозмездная помощь называлась «сабæттаг». Помощь оказывалась добровольно и родственники покойника не вправе были требовать от кого-либо этой помощи. Здесь мы наблюдаем отношения взаимопомощи, отношения моральные.

Но обычно для бедняка эта помощь была недостаточна для покрытия всех расходов по устройству обязательных по обычаю поминок. Он вынужден был обращаться к зажиточному родичу или общиннику за ссудой. Ссуда давалась на проценты («проценты» существовали уже до появления денег – в натуральной форме; у осетин, преимущественно скотоводов, они назывались «приплод» «лæскъ»).

Создавшиеся между ссудодателем и должником отношения имеют уже другой характер – они являются правоотношениями: обязанности должника возместить ссуду соответствует «право» кредитора требовать этого. Такие правоотношения никем не устанавливались, в них зародилась идея права. В течение времени повторяющиеся в отдельных фактах жизни сходные правоотношения, приобретая однообразный характер, обобщаются и устанавливаются в виде общепринятых правил, становятся обычным правом.

Как известно, убийство человека вызывало кровомщение со стороны родичей убитого, для которых это было священным долгом. Но со временем кровная месть стала заменяться уплатой «цены крови» и примирением сторон. В соответствии с важностью конфликта адаты, касающиеся кровной мести, возмещения крови уплатой ее цены и примирения сторон у всех горских народов разработаны наиболее подробно как в материальной, так и в процессуальной части. Сама процедура примирения сопровождается разными обрядами, свидетельствующими об особо важном характере разрешаемого конфликта.

Возникавшие в результате убийства между сторонами отношения, в наибольшей степени, чем какие-либо другие конфликтные отношения, приобретали характер правовых отношений. Угроза кровной мести со стороны потерпевшего рода была тем принудительным воздействием, которое заставляло сторону убийцы подчиниться необходимости уплаты «цены крови» и примирения кровников.

С другой стороны, между отдельными родами существовали не только отношения вражды, но и отношения дружбы, которые следует считать отношениями моральными. Эти отношения устанавливались, главным образом, на основе брачных уз, связывающих представителей этих родов согласно правилам экзогамии. Но даже этот фактор сближения разных родов иногда мог привести к противоположному результату, т.е. к вражде и конфликту между данными родами. К этому результату мог привести неудачный или несчастливый брак.

Как известно, в патриархально-родовом обществе муж занимает в семье господствующее положение. Он мог односторонне расторгнуть брак и вернуть жену ее родным. Благодаря своей физической силе он мог истязать, изувечить или даже убить свою жену. Во всех этих случаях естественным защитником женщины был ее род, и между двумя родами возникали конфликтные отношения, которые могли привести даже к кровопролитию.

За убийство жены муж отвечал перед ее родичами в порядке кровной мести. Приведем пример. В декабре 1863 года житель с. Тиб (Северная Осетия) Хубулов ранил кинжалом свою жену Дзмутху. Она умерла, а убийца сбежал. Родственники последнего утверждали, что убийство было случайным. Однако, между родичами убитой и убийцы возник конфликт разрешившийся мирным соглашением: убийца должен был уплатить родственникам убитой жены 80 коров, из них 18 коров – натурой или деньгами; участок земли стоимостью 18 коров, медную и железную посуду ценою 44 коровы. Кроме того, он должен был устроить пир в размерах одного котла пива, одного быка, двух баранов, десяти котлов араки (водки). Это соглашение было утверждено судом.

При возникновении конфликта стороны выступали с взаимными притязаниями. Сам факт конкретно должен был вызвать к себе различное отношение сторон – каждый из двух родов защищал своего члена. В особенности конфликт обострялся имущественными отношениями, которые возникали здесь. Известно, что в патриархально - родовых обществах Кавказа с самого начала брак имел характер имущественной сделки: женщина как бы покупалась – за нее платили так называемый калым (у осетин - ирæд).

При расторжении брака возникал вопрос о возврате калыма мужу, что порождало спор между сторонами. Адат разрешал этот вопрос в зависимости от причин расторжения брака. Таким образом, брак, будучи фактором сближения и солидарности между различными родами, в случае его расторжения или жестокого произвола со стороны мужа приводил к противоположным последствиям – к вражде между этими родами. Отношения между родами, выражавшиеся в формах взаимопомощи и солидарности, имели моральный характер. Когда же по указанной причине возникал конфликт между ними, то вражда порождала правовое отношение.

Адат регулировал семейные отношения: брак и развод, отношения супругов, родителей и детей, семейные разделы, наследование.

На основе возникшей частной собственности в патриархально-родовом обществе возникает целый ряд имущественных сделок в форме договора: обмен (купля-продажа), наем работника или его рабочего скота, издольная аренда земли, ссуда, отдача скота на приплод (осет. лæскъ).

Эти договорные отношения предусматривают взаимные обязательства и права сторон. В области обязательственных отношений существуют гарантии, обеспечивающие выполнение обязательства. Например, обязательства по ссуде обеспечиваются закладом движимых вещей (осет. цъынды), залогом земельного участка. Гарантией выполнения обязательства служило и поручительство (осет. фидар).

Адат подчеркивал привилегированное положение родовой аристократии: кровь человека из благородного рода ценится выше; калым (плата за невесту) за девицу из «благородного» рода был выше, чем за девицу из «черного» рода.

В деле регулирования всех этих отношений адат в значительной мере имел характер морали, поскольку его правила выполнялись добровольно.

Адат регулировал как заключение самих имущественных сделок, так и разрешение возникавших споров из-за причинения всякого рода имущественного ущерба, как-то: кражи, грабежа, подлога, порчи чужого имущества, захвата земли, потравы полей и т.д.

Затем адат регулировал разрешение конфликтов, возникавших в результате причинения ущерба личности, как-то: ранение, драка, побои, похищение, изнасилование или оскорбление женщины, прелюбодеяние, ругательство и поношение.

По всем этим конфликтам адат содержит более или менее разработанные правила. У каждого кавказского народа, а часто даже в отдельных местах, существовал свой адат. При всем конкретном разнообразии адатов отдельных племен, все же у всех он в основных принципах имеет много общего. При разрешении всевозможных конфликтов адат проникнут основной идеей: возмещение потерпевшей стороне причиненного ей ущерба.

В данном случае для адата характерна известная примитивность правосознания.

Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного ущерба, независимо от причин или мотивов совершения его. Например, за неумышленное убийство убийца несет такую же ответственность, как и в случае предумышленного убийства. Или если даже убийство совершено не самим человеком, а принадлежащим ему животным, то по адату за кровь отвечает хозяин животного.

Сборники адатов содержат немало примеров, иллюстрирующих это. Например, в сборнике старых осетинских «вредных народных обычаев» мы читаем: «Если из стада овец, скота или табуна лошадей во время нахождения на пастбище по горным покатостям одно из животных спустит с горы камень, и это нанесет проходящему ущерб или убьет его, то родственники ушибленного или умершего от ушиба преследуют хозяина скотины, столкнувшей камень, кровным мщением, как за умышленное убийство отчего, очень часто случается кровомщение между фамилиями; или, по народному обычаю, хозяева табунов платят родственникам умершего или ушибленного кровную плату».

Кровомщению подвергаются хозяин ружья, из которого кто-либо нечаянно выстрелил и убил человека; лицо, которое в бою или на охоте нечаянно, не заметив идущего или едущего человека, убил его и т.п.

Размер возмещения ущерба у отдельных племен был неодинаков. Ущерб возмещался либо в том размере, в котором он был причинен, либо в увеличенном размере. Например, у осетин, обличенный в воровстве, платил за украденную вещь в семь раз больше ее стоимости. Кроме возмещения ущерба от воровства взыскивалась дополнительная плата за бесчестие двора, сакли, хутора, стада, плуга. Кроме того, адат применяет и другие санкции: штраф, изгнание, прекращение общения с виновным.

В случае совершения тяжкого преступления, как, например, убийства или изнасилования женщины, виновный становился кровным врагом потерпевшего рода, изгонялся из своей общины. Впрочем, первоначально сам убийца убегал и скрывался, спасаясь от кровной мести. В Осетии род изгонял из своей среды члена рода за убийство родича или близкого родственника (отца, мать и т.д.). В Осетии же имел место и другой вид санкции против нарушения общественного порядка или общинных постановлений – прекращение с виновным общения со стороны всех общинников, что выражалось словом «хъоды» или «хъæудзырд» (что означает сговор общины против виновного и можно передать словом бойкот). С таким человеком никто не говорил, не принимал его в свой дом и не ходил в его дом.

Адат (обычное право) является довольно разработанным также и в процессуальной части, представляющей значительный интерес. Органом, разрешавшим споры на основании адата, было общинное собрание посредников (у осетин – тæрхоны лæгтæ). Суд посредников избирался в каждом отдельном случае преимущественно из лиц, принадлежавших к выдающимся и почетным фамилиям и выдающихся личными качествами. Особо важную роль играл суд посредников в делах кровомщений.

Решения суда посредников были обязательны для сторон, хотя при отсутствии государственной власти они не могли быть приведены в исполнение принудительным путем.

Более крупные конфликты разбирались на народных собраниях.

Судебный процесс по адату пользовался разнообразными доказательствами правонарушения или преступления. У всех горцев адат знает доказчика (у осетин - комдзог), т.е. раскрывшего преступление (или вообще правонарушение), свидетелей, вещественные доказательства и, наконец, присягу.

Последняя имела широкое применение и весьма важное значение в судебном процессе. Можно сказать, что присяга была важнейшим видом судебного доказательства у кавказских горцев.

У осетин присяга выражается словом ард хæрын – пожирать ард. Известный лингвист – осетиновед В.И. Абаев производит слово ард от иранского «арда», означавшего «божество, олицетворение света, правды». М.М. Ковалевский связывает ард хæрын с судебной огневой ордалией. Он пишет: «Поедание огня не обозначает ли собой действия однохарактерного с прохождением невредимым через пламень, который, вместо того, чтобы пожирать испытуемого, сам им съедается (образы, неоднократно употребляемые народным эпосом)?».

В силу глубоко укоренившихся религиозных представителей, на которых была основана присяга, она имела решающее значение как судебное доказательство.

Присягу принимали доказчик, обвиняемый, свидетели и сам потерпевший.

Особенное значение имела очистительная присяга обвиняемого, который присягой отводил от себя обвинение (очищал себя от обвинения). Дабы увеличить доказательную силу присяги, вместе с обвиняемым ее часто принимало и известное количество его родичей (соприсяжники).

Формы присяги были разнообразны. У осетин, например, мы видим следующие формы присяги: Клятва именем Бога или какого-нибудь почитаемого духа (дзуара). Формула клятвы выражалась примерно в таком виде: обвиняемый обычно произносил: «Если я имею за собой какую-нибудь вину по этому делу, да поразит меня твоя кара». Подобная клятва имела беспрекословную силу доказательства перед ужасом той грозной кары Бога или дзуара, которая неминуемо должна была обрушиться на принесшего такую клятву.

Употреблялась клятва не только именем божества, но и другими предметами, имевшими ценность в глазах человека, например, хлебом, скотом, золотом и серебром. Да обратится на меня присяга хлебом и т.д. «Я виновен», - провозглашалось при этом.

В верованиях осетин культ земли занимал выдающееся место, клятва небом и землей была обычна в устах осетин.

При земельных спорах, столь частых и обостренных, решающее значение имела присяга землей.

Сторона брала в полу одежды горсть земли и обходила границы участка, которые она оспаривала, говоря: «Да поразит меня кара этой земли, или: да обратится на меня присяга этой земли, если земля в этих границах не принадлежит мне».

Мистическая сила священного предмета – земли, по верованию осетин, неизбежно должна была строго, жестоко покарать всякого, осмелившегося принести ложную присягу землей. Поэтому принесение этой присяги немедленно разрешало земельный вопрос в пользу принесшего присягу.

Большое распространение у осетин имели формы присяги, связанные с культом мертвых. Почитание покойников занимало весьма важное место в религиозных понятиях осетин. Клятва покойниками («Клянусь моими покойниками», «Вот тебе рука моих покойников») постоянно употреблялась в быту осетин и была весьма убедительной. Всякая ругань по отношению к покойникам воспринималась как величайшее оскорбление.

Осетины веровали, что покойники продолжают жить в загробном мире и имеют те же потребности, что на земле, и поэтому посвящали им все, что являлось необходимым и привлекательным в жизни (например, лучшее из съестного, лошадь, одежду). В то же время глубочайшим оскорблением покойников являлось посвящение им нечистых предметов.

В силу этих религиозных представлений у осетин широкое распространение имел способ обнаружения виновного посредствам посвящения его покойникам нечистых животных – кошки и собаки. Это – фыдми, что в буквальном переводе означает жестокое (ужасное) действие.

Потерпевший брал убитую кошку или собаку и, например, в случае кражи, публично громко произносил: «Да съедят эту кошку (или собаку) покойники того, кто украл мою … (вещь)».

Фыдми обычно достигал цели: виновный сознавался в преступлении – столь глубоко коренилось почитание мертвых в представлении осетин.

Фыдми принимал форму присяги, когда его делал обвиняемый. В этом случае последний говорил: «Да съедят мои покойники эту кошку (или собаку), если эту вещь украл я».

В связи с верованием в загробный мир у осетин существовала присяга убитым лицом, или самопосвящение покойнику (хи фæлдисын). Оно происходило так: лицо, которое подозревалось в убийстве, при стечении народа само или в сопровождении соприсяжников должно было явиться на могилу убитого, взяться за его памятник одной рукой и произнести следующую фразу: «Покойник! Если я причастен к убийству твоему, да буду тебе конем на том свете». После этого он обходил три раза вокруг могилы покойника. Потерпевшие протягивали руку принявшему присягу, и он считался оправданным. Нужно сказать, что эту присягу редко кто принимал, так как принявший ее получал в народе весьма нелестное название фæлдыст (т.е. посвященный).

Отметим еще следующий вид судебной ордалии у осетин – перепрыгивание через зажженную волчью жилу, применявшуюся при кражах движимого имущества. Бралась высушенная волчья жила, зажигалась и клалась в небольшую яму, прикрывавшуюся землею так, чтобы она дымилась. Подозреваемый должен был перепрыгнуть через яму. Если он был виновен, но все же перепрыгнул через волчью жилу, т.е. принял ложную присягу, то полагали, что он должен был «сделаться калекой», искривиться.

В позднейший период, период христианства, вошла в практику присяга колокольным звоном, т.е. обвиняемый звонил в церковный колокол и тем самым принимал ответственность перед Богом и очищал себя от обвинения.

Мы привели здесь важнейшие формы присяги, существовавшие у осетин.

Свидетельские показания также играют важную роль как доказательство совершенного преступления: «судьи, выслушав поочередно тяжущихся и их свидетелей, доказательства и доводы истца, и оправдания ответчика, по совести и крайнему разумению излагают свое мнение», - говорится в сборнике адатов.

Таким образом, как мы видим, адат содержит довольно подробно разработанную систему обычного права как в материальной, так и в процессуальной части его, хотя здесь еще нет государства с его системой принудительных правовых отношений и адат (в смысле обычного права) представляет собой лишь стадию зарождения права в период разложения патриархально-родового общества и возникновения в нем классов.

Обычное право еще тесно связано с моралью. Нормы его носят еще характер моральных предписаний.

Адат регулирует в правовом смысле даже вопросы чисто морального порядка.

Несмотря на столь тесную связь морали и права в адате, в нем, как говорилось выше, уже довольно ясно разграничены мораль и право, т.е. уже в догосударственном обществе возникло указанное нами выше принципиальное различие между правом и моралью.









Литература:



  1. Осетинские нартские сказания.

  2. Каргинов С. Кровная месть.

  3. Леонтович. Адаты кавказских горцев.

  4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор.

  5. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон.

  6. «Сборник сведений о кавказских горцах».

  7. Шанаев Дз. «Присяга по обычному праву осетин».

  8. Ванеев З.Н. Избранные работы по истории осетинского народа.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!