СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Право на труд. Трудовые правоотношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать на уроках 9 класса при изучении темы "Трудовые правоотношения"

Просмотр содержимого документа
«Право на труд. Трудовые правоотношения»

Урок по теме: «Труд и право».

Тип урока. Комбинированный .

Предметная цель: Продолжить работу по формированию правовой культуры учащихся.

Метапредметная цель урока: Продолжить формирование навыков работы с документами.

Дидактическая задача урока: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока: 1. Ознакомление с трудовым кодексом. 2. Приобретения навыков работы с документами.

Воспитательные задачи: Формирование вдумчивого, ответственного отношения к процессу защиты своих прав и законных интересов.

Социально-значимые проблемы: Безработица, особенно среди молодежи, является социально-значимой проблемой. В связи с этим, современный человек должен знать свои права и обязанности, уметь отстаивать свои интересы на законных основаниях.

Личностно-значимые проблемы: Проблема трудоустройства и создание достойных условий работы стоит перед каждым человеком, в связи с чем знания получаемые на данном занятии становятся личностно-значимыми.

Формы работы: Работа, карточками, учебником и документами.

Ведущий метод: Проблемный.

Планируемый результат: Учащиеся в игровой форме ознакомятся с трудовым кодексом, что позволит усвоить данный материал в полном объеме.

Средства создания коммуникативной среды: Вовлечение в учебную деятельность каждого учащегося, опираясь на индивидуальные склонности и способности

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: Часть учащихся получает карточки, которые надо заполнить во время опроса класса.( Смотреть в приложении. ) Другая часть класса отвечает на вопросы учителя.

а)Народная мудрость гласит: «Человек сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать на своих плечах и страну». Каков смысл этой пословицы? Согласны ли вы с ней, если да, то почему, и если нет, то почему? Ответы поясните

б) Зимой семья ежей, рассказывается в одной притче, собиралась в своей норке и, пытаясь спастись от холода, сбиваясь в кучки. Ежи прижимались друг к другу как

можно ближе. Но колючки впивались в соседей – приходились отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было найти то расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть. Как вы понимаете смысл этой притчи? Ответ поясните.

в) Прочитайте статью 14 «Семейного кодекса» и объясните, почему каждое из перечисленных обстоятельств является препятствием для вступления в брак.

г) Что представляет собой содержание брачного договора, каковы условия его заключения?

После завершения устного опроса собираются ответы по карточкам.

Учитель: В жизни каждого человека работа, профессия или род занятий играют очень важную роль. От них зависит многое – благополучие человека и его семьи, окружение, деловые и дружеские связи.

Сегодня, пожалуй, как никогда ранее, человек счастлив, если имеет хорошую работу. Работа дает человеку уверенность в завтрашнем дне, душевный комфорт.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек сталкивается со множеством вопросов, обращается за советом к друзьям, юристам.

Каждому полезно знать, что есть нормы, регулирующие трудовые отношения и защищающие человека от произвола работодателей.

Начнем с простых вопросов. Как вы считаете, обязательно ли работать? На доске указаны 4 точки зрения: 1. Работать обязательно. 2. Скорее да, чем нет. 3. Скорее нет, чем да. 4. Не надо работать.

Учитель: -Ребята, подойдите к «шкале мнений» и займите позицию – т.е. встаньте у соответствующего вашему мнению ответа. После того, как учащиеся заняли свои позиции, учитель просит объяснить, почему заняты именно эти позиции. Если в процессе дискуссии мнения поменялись, то можно поменять место расположения. Затем подводиться итог, учитель просит назвать наиболее убедительный аргумент, а также те доводы, которые заставляют задуматься и волнуют учащихся. Анализируется количественное соотношение сторон разных позиций, и в каких случаях можно изменить свою позицию.

Учитель:- Второй вопрос, который встает перед человеком, а как трудиться и какие права и обязанности имеет работник. Откроите учебник на стр. 237-240. Ваша задача прочитать учебный материал и ответить на поставленные вопросы. После завершения чтения, преподаватель предлагает разделиться на пары, каждая пара получает задание, определенную ситуацию, которую ученики должны или разыграть, или разрешить устным ответом. (См. в приложении.) После того, как истекло время, данное на работу учащиеся отчитываются о проделанной работе. Учитель подводит итог, оценивает работу обучаемых и дает домашнее задание.

Учитель: - Хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? После ответов учащихся учитель завершает урок словами: «Наше занятие хотелось бы закончить словами М. Горького «Когда труд удовольствие, жизнь хороша!» Очень хочется, чтобы для, вас труд всегда был удовольствием»

Приложение:

Ст.14. Обстоятельства препятствующие заключению брака: « Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющих общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствии психического расстройства.

Карточки с вопросами. 1. Личное и семейное потребление – это ……. Заполните пробел. 2. Представьте себя совершеннолетним гражданином работающим по избранной специальности и имеющим семью из 2 человек (вы и неработающая жена) Рассчитайте свой семейный бюджет, заполнив таблицу.

доходы

сумма

расходы

сумма

Пополнение доходов

1.Зарплата

2

3

4


Оплата квартиры и других коммунальных услуг

2

3

4


1

2

3

4

Итого


Итого


Итого

  1. Составьте перечень основных работ, относящихся к ведению домашнего хозяйства. Кто из супругов и конкретно чем будет заниматься в современной семье, построенной на принципах уважения прав каждого члена семьи и равенства прав.

  2. Оцените нижеприведенное суждение с нравственно-правовой точки зрения: «Основная задача женщины (жены) вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, обеспечить надежный тыл мужчине (мужу), главному кормильцу и «добытчику».

  3. Проанализируйте высказывания известных людей о любви: «Любовь – есть счастье служения другому» С. Франк. «Любовь – признание за другим существом безусловного значения» В. Соловьев. «Любовь – строительство мостов между сердцами» З. Гиппеус. «Любовь –это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья» А. Стендаль. В чем авторы строк видят высший смысл любви? Свой ответ поясните. Какова общая мысль этих высказываний? Согласны ли вы с ней и почему?

  4. Дополните схему :

    Организация досуга

    2

    Основные аспекты домашнего строительства

    1











Задания.

1.Водитель автобуса Березкин 10 сентября подал в дирекцию автопарка заявление об увольнении по собственному желанию. Когда 25 сентября Березкин обратился с просьбой выдать ему трудовую книжку и произвести расчет, ему отказали, заявив, что заменить его неким. Березкин к работе не приступил и на следующий день был уволен за прогул. Имел ли Березкин право действовать так, как он поступил? Законны ли действия директора автопарка?

2. Работник Попов, среднемесячный заработок которого составляет 10000 руб., по небрежности испортил прибор, причинив предприятию ущерб в размере 9000 руб. По распоряжению администрации размер причиненного ущерба был удержан из его заработной платы. Имеет ли права администрация на такое решение?

3. Работник завода Сидоров договорился в магазине о переходе туда на выше оплачиваемую работу. В среду 11 апреля, он принес в отдел кадров завода заявление об увольнении по собственному желанию, а в четверг 12 апреля на завод не пришел. После этого он был уволен, но не по собственному желанию, а за прогул. Имела ли право администрация завода отдать такой приказ об увольнении?

4. 4. Незадолго до конца рабочего дня продавец Клюев отлучился от прилавка для получения партии товара. Знакомые грузчики, доставившие в магазин товар , предложили ему «на минутку» зайти в подсобное помещение и распить с ними бутылку водки. После этого он вернулся на свое рабочее место. Покупатели заметили, что он был нетрезв, и написали жалобу. На следующий день он был уволен по инициативе администрации магазина. Клюев выразил свое несогласие с этим решением, заявив, что работал весь день, а выпил лишь в конце рабочего дня. Было ли законным решение об увольнении?

5. Определите, законны ли действия администрации. Николай, 17 лет , был принят на работу в сентябре. В январе он подал заявление с просьбой предоставить ему отпуск. Администрация предприятия отказала, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении 11 месяцев непрерывной работы.

Литература.

1.Обществознание. 9 кл. Боголюбов Л.Н. М. «Просвещение» 2010г.

2. Обществознание. 8-9 кл.Никитин А.Ф. М. «Просвещение» 2003 г.

3. Обществознание. 8-9 кл. Кравченко А.И. М. «Просвещение» 2005 г.

4. Основы правовыз знаний 9 кл. Володина С.И. М. «Новый учебник» 2005 г.

5. Задания и тесты по обществознанию. 9 кл. Боголюбов Л.Н. М. «Школа-Пресс» 2001г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!