СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание  окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.»

Разумовская Светлана Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Сакская средняя школа №3»

города Саки Республики Крым



Предмет: Русский язык

Класс: 4

Дата проведения: 20.12.2016 (урок был дан в рамках проведениия муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2017»)

Тема:

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Цели: развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа;

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез, построение логической цепочки цепи рассуждений; доказательство; к. – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оцениваие качества и уровня усвоения материала; л – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Современные образовательные технологии:

личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (в группе, в парах), ИКТ технологии, технология критического мышления, элементы развивающего обучения, информационных технологий.

Литература: учебник по русскому языку для 4 класса (УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого), поурочные разработки Т.Н. Ситникова,

И.Ф. Яценко, интернет.


Презентация к уроку сделана самостоятельно.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку « пять»!



  1. Актуализация знаний.

Осложнённый словарный диктант. (Учитель читает определение, учащиеся записывают слово в форме множественного числа.)

  1. Крупное морское судно. ( Корабль – корабли).

  2. Специалист с высшим техническим образованием. ( Инженер – инженеры).

  3. Специалист, управляющий самолётом, вертолётом. ( Лётчик – лётчики.)

  4. Врач - специалист по глазным болезням. (Окулист – окулисты.)

  5. Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга, соединённых вместе. ( Группа – группы.)

  6. Ровная, без высоких холмов земная поверхность. ( Равнина – равнины.)

  7. Обозначение, название места жительства. ( Адрес – адреса.)

  8. Специалист по массажу. ( Массажист – массажисты.)

  9. Обладатель миллиона. ( Миллионер – миллионеры.)



Проверьте написание слов. Слайд 2.

Какое слово получите , если из каждого слова взять первую букву.

КИЛОГРАММ. Слово килограмм сложное слово. Первой частью является греческое слово «кило», что обозначает тысяча. Грамм – это единица веса.

Вспомните, сколько граммов в одном килограмме?

Слайд 3.

А какое ещё есть слово в математике с такой же первой частью?

А сколько метров в километре?

Сверьте написание словарных слов.

Запишите, пожалуйста, последнее словарное слово в этом диктанте, поставьте точку.

  1. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам заполнить в таблицах первый и второй столбики. К этим таблицам мы вернёмся в конце урока и ответим на эти же вопросы.




Знаю

Не

знаю

Знаю

Не

знаю

Я знаю окончания имён существительных в форме Р. п. , мн.ч.





Я знаю, как склоняются во множественном числе слова пальто, кино.





Я знаю, как проверить окончание с помощью толкового словаря?





Я знаю, как пишутся существительные с шипящими на конце во множественном числе.







4.Самоопределение к деятельности.

На доске записано предложение. Слайд 4.

У ДОЧЕРИ НЕТ ТЁПЛЫХ БОТИН….. . ДОЧЬ ЗАНЯЛАСЬ ПОЧИНКОЙ НОСК……, ЧУЛ….. .

В каком падеже , числе существительные, в которых пропущены окончания? ( В Р. п. мн. ч.)

Сформулируйте тему урока.

Как вы думаете, как определить, какое окончание надо употреблять?

Сформулируйте цели урока.

Расширить свои знания об окончаниях существительных множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.

  1. Работа над темой урока.

Упражнение в изменении существительных по числам и падежам.

Запишите существительные, которые я буду диктовать в форме Р. п. мн.ч.

Ошибка, картина, газета, художник, завод, город, озеро, поле, село, тетрадь, площадь, карусель, пальто, кино.

Проверьте написание слов. Слайд 5.

Ошибок, картин, газет, художников, заводов, городов, озёр, полей, сёл, тетрадей, площадей, каруселей, пальто, кино.

Вспомните прошлый урок и постарайтесь объяснить какие окончания имеют существительные в форме родительного падежа множественного числа?

М. и СР. Р. - ОВ, ЕВ, ЕЙ, НУЛЕВОЕ.

Ж. Р. – ЕЙ, НУЛЕВОЕ

Что вы можете сказать о существительных пальто, кино?

( Несклоняемые существительные.)

Для чего мы выполнили это упражнение? Что повторили? Что узнали?

Упражнение в словообразовании и употреблении существительных в родительном падеже (по рядам).

Образуйте от глаголов однокоренные существительные и запишите так, чтобы существительные были в форме Р. п. мн. ч.

ПОСТРОИТЬ БОЛЬНИЦЫ, АПТЕКИ, КЛИНИКИ.

ПОСТРОЙКА БОЛЬНИЦ, АПТЕК, КЛИНИК.

ПОКУПАТЬ ПАЛЬТО, КОСТЮМЫ, ШЛЯПЫ

ПОКУПКА ПАЛЬТО, КОСТЮМОВ, ШЛЯП.

СОБИРАТЬ ПОМИДОРЫ, ЯБЛОКИ, ГРУШИ.

СБОР ПОМИДОРОВ, ЯБЛОК, ГРУШ.

Запомните, как правильно пишутся и произносятся данные существительные в форме Р. п. мн.ч.

Гимнастика для глаз.

Упражнение « Шторки». Быстро и легко моргайте одну минутку. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение «Большие глаза». Крепко зажмуриваем глаза на 5секунд, затем широко открываем их. Повторите 5 раз. Укрепляет мышцы век, способствует расслаблению.

Упражнение «Массаж». Нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Работа по учебнику.

Упр.263 (с.137)

Прочитайте. Что общего у этих слов? ( Они стоят в форме мн.ч. р. п.)

Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые.)

Можно ли их проверить? ( Нет, эти формы слов надо запомнить.)

Спишите слова, выделите окончания.

Упр. 264 ( с.137)

Прочитайте задание. Как можно определить форму родительного падежа во мн.ч., если затрудняешься с ответом.

Найдите слово, форму которого вы не можете определить , в толковом словаре. ( Например, слово яблоки.)

Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? ( Буква а – это окончание существительного в р. п. ед. ч.)

Как вы понимаете следующее условное обозначение?( Это форма слова во мн.ч. , сначала в форме им., потом р.п.)

Выполните задание к упражнению. ( Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю.)

Килограмм, -а, мн. килограммы, килограммов, м.

Лимоны, -а, мн. лимоны, лимонов, м.

Мандарин, - а, мн. мандарины, мандаринов, м.

Место, - а, мн. места, мест, м.

Носок, -ска, мн. носки, носков, м.

Полотенце, - а, мн. полотенца, полотенец, ср.

Сапог, - а, мн. сапоги, сапог, м.

Солдат, - а, мн. солдаты, солдат, м.

Туфли, туфель.

Чулок, -лка, мн. чулки, чулок, м.

Яблоко, - а, мн. яблоки, яблок, ср.



Проверка.

Для чего мы выполнили это упражнение? Что узнали?

А знаете ли вы, что у толкового словаря в этом году юбилейная дата?

Сообщение. ( Выступает заранее подготовленный ученик).

22 ноября в день рождения В. И. Даля отмечается - День словаря. Словарю в этом году исполнилось 200 лет. Составлял его автор 53 года. А толковому словарю Ожегова в этом году исполнилось 115 лет.

Слайды 6, 7.

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Упражнение в написании существительных в форме р. п. мн. ч. после шипящих.

Я продиктую существительные, мальчики записывают существительные м. р., а девочки – ж.р..

Шалаш, тушь, чиж, дрожь, трубач, дочь, гараж, ночь, калач, речь.

Что особенного в этих словах?

М. Р. после шипящих – без ь.

Ж.О. после шипящих – ь.

Запишите в р. п. мн. ч. существительные задача, туча, роща, дача, чаща.

ЗАДАЧ, ТУЧ, РОЩ, ДАЧ,ЧАЩ.

Проверьте. Слайд 8.

Какой вывод можно сделать?

  1. Закрепление темы урока.

Разгадай ребусы.

Слайд 9.

18 – надцать + ь = ?

8 + десять –ь = ?

8 + сот = ?

8 - ь + надцать =?

Запишите числа, которые вы получили?

Проверьте. Слайд 10.

А хотите узнать маленькую хитрость про мягкий знак в числительных?

Если на конце числительного есть мягкий знак, то мы его не пишем в середине, а если нет на конце – то пишем в середине. Это мы с вами забежали на урок к пятиклассникам, но я думаю, не зря.

А теперь запишите словосочетания , вставьте окончания. Слайд 11.

8 зайц…

8 тетрад…

8 яблок…

8 комбайн…

Проверьте. Слайд 12.

Для чего мы выполнили это упражнение, какую часть речи вспомнили, что повторили?

  1. Домашнее задание.

Упр. 268 стр. 139

Какие же окончания мы должны написать у существительных ?

Слайды 13, 14.

У ДОЧЕРИ НЕТ ТЁПЛЫХ БОТИНОК . ДОЧЬ ЗАНЯЛАСЬ ПОЧИНКОЙ НОСКОВ, ЧУЛОК .

  1. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам заполнить в таблицах третий и четвёртый столбики. Надеюсь, что у вас будет плюсов больше, потому что вы внимательно работали на уроке.




Знаю

Не

знаю

Знаю

Не

знаю

Я знаю окончания имён существительных в форме Р. п. , мн.ч.





Я знаю, как склоняются во множественном числе слова пальто, кино.





Я знаю, как проверить окончание с помощью толкового словаря?





Я знаю, как пишутся существительные с шипящими на конце во множественном числе.









  1. Подведение итогов урока.

Слайд 15.









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!