СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Православная молитва"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомившись с тем, кто есть Бог, что такое вера в Бога, на этом уроке ребенок получает ответ на вопросы: «Как можно общаться с Богом?», «Что можно просить у Бога?», «Почему Бог не всегда «слышит» наши молитвы?». Поучив ответы на эти вопросы, на следующем уроке дети узнают, что не только мы можем общаться с Богом, но и Бог говорит с нами через «Евангелие».

Просмотр содержимого документа
«"Православная молитва"»

Православная молитва

урок № 4

1 четверть 4 класс

Цель: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи:

 - узнать значение и связь слов «православие», «молитва», познакомить с видами молитвы

- Познакомить с молитвой «Отче наш».

- Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.

- Формировать умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

- Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.

- Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.

- Осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей

Планируемые результаты

Предметные:

  • обучающиеся получат возможность познакомиться с главной молитвой православных христиан «Отче наш»;

  • обогатить культурологический словарь;

  • определить особенности различных видов молитв;

  • расширить представление о православной культуре.

Метапредметные:

  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

  • Получит возможность учиться поиску и выделению необходимой информации,

  • Умению ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • духовно- нравственное развитие и воспитание;

  • развитие духовно - нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения к культуре своего народа

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока:

  • видеофрагменты фильмов,

  • рефлексивные карточки

  • мультимедийная презентация

  • учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2012

Видео материал:

  • Видеофрагмент фильма из цикла «Закон Божий» о православной молитве.

Вокальный ансамбль имени Ф.И. Шаляпина «Отче Наш» (Н. Кедров)

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран, проектор.

Методы: Общие дидактические: практические, наглядно-слуховые, контроля

и самоконтроля

Виды деятельности:

  • Беседа,

  • комментированное чтение,

  • работа с иллюстративным материалом,

  • самостоятельная работа с источниками информации,

  • участие в учебном диалоге.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Моделирование проблемной ситуации:

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит быть православным человеком?

Ученики: Пытаются найти правильный ответ на вопрос. (Не делать зла, помогать людям, быть добрым, верить в Бога, ходить в церковь, молиться)

Учитель подводит к выводу: православие – правильно славить Бога

Постановка цели и задач урока

Учитель: Как вы понимаете значение слова «молиться»?

Дискуссия в ходе беседы.

Ученики: Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, по наводящим вопросам выходят на тему урока «Православная молитва».

Кто из вас может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 1)

Как вы думаете, какая цель нашего урока, на какие вопросы нужно найти ответы, чтобы достичь цели урока?

Ученики: Определяют цель, формулируют вопросы.

Цель: узнать, что такое молитва и какие бывают молитвы.

Что бы достичь цели нужно ответить на вопросы (Слайд 2):

  • Почему и о чем человек молится?

  • Какие бывают молитвы?

  • Какая молитва самая главная?

  • Почему Бог не слышит молитву?

  • Где можно молиться?

  1. Повторение пройденного материала

Кто понимается под словом Бог?

(Бог – это Творец, который сотворил весь мир)

Какие дары дал Бог человеку?

(Свобода, разум, доброта, совесть)

Может ли человек говорить с Богом?

Рассуждение. Приходят к ответу, что да, может в молитве.

Как называется разговор человека с Богом?

(Человек может обращаться к Богу в молитве, значит, разговор человека с Богом называется молитва)

  1. Открытие новых знаний

Ребята, сейчас мы посмотрим с вами небольшой фильм, из которого вы узнаете ответы на многие вопросы, поставленные в начале урока, касающиеся молитвы.

(Смотрят фрагмент из цикла фильмов «Закон Божий» о молитве.) (Слайд 3 видео)

И так, что мы узнали из просмотренного фрагмента?

Почему человек молится?

(Чтобы быть в общении с Богом.)

О чем мы просим в наших молитвах? Как называются эти молитвы?

(О помощи, о прощении, благодарим Бога.)

Благодарственные, просительные, покаянные.

За что мы можем поблагодарить Бога? (Слайд 4,5)

(За мир, за крышу над головой, за пищу, за родителей, за все.)

Вера в Бога вдохновляет людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки. я предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Диксона.

«Стихотворение – молитва».

За всех людей - моё моленье,

За всех зверей - моя мольба,

И за цветы, и за каменья,

И за плоды, и за хлеба.

За всё, что в дольный мир родится,

За всё, что на земле живёт,

За рыбу - в море, в небе - птицу,

За дым долин, за снег высот.

За братьев близких и любимых,

За недругов и за врагов,

За тишину полей родимых,

За ласку глаз, за ласку слов.

Вам понравилось стихотворение?

За что мы просим прощение у Бога? (Слайд 6)

(За плохое поведение, за обман, за грубость, непослушание, лень, жестокость к животным, к природе.)

А что мы можем попросить у Бога? О чём бы ты молил Господа? (Слайд 7)

(Помощи в учебе, здоровья себе и родителям, чтобы быть хорошим…)

Нужно ли обращаться к Богу с просьбой о том, чтобы родители купили дорогую игрушку, или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли, да мало ли чего!

(Нет – это можно попросить у родителей)

А с просьбой о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…

(Рассуждения детей)

Православные христиане стараются как можно чаще быть в общении с Богом. Они молятся утром, после пробуждения (Слайд 8), перед едой (Слайд 9), перед учебой и работой (Слайд 11).

Общаться с Богом можно дома и в храме, когда мы работаем, и когда путешествуем, когда нам плохо и когда нам радостно.

Но нужно помнить, что молитва – это не магия, не заклинание, не требование. Это обращение к Богу, общение с Богом, как с любящим отцом.

Среди всех существующих молитв есть одна самая главная.

Ее дал сам Господь, когда ученики Его спросили: «Как нужно молиться». Эта молитва «Отче наш», ее знают все христиане, не только православные, но и католики, протестанты, лютеране. И для всех христиан эта молитва самая главная, ведь в ней собраны все молитвы, и благодарственное славословие, и прошение, и покаяние.

Послушайте, как звучит эта молитва. (Слайд 12 видео)

(Просмотр видеофрагмента с пением молитвы «Отче наш»)

Что же означают слова молитвы, которую вы сейчас услышали?

Что бы это узнать, откройте учебник на страницах 14-15 и прочитайте внимательно, о чем эта молитва. (Слайд 13)

(Работа с учебником)

Молитва «Отче наш» любима многими великими людьми

Послушайте эту молитву в стихотворном переложении А.С. Пушкина

Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:

«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!..»

Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чаяло отрады
От той молитвы старика.

Давайте вспомним, почему молитву «Отче наш» каждый христианин считает главной молитвой?

(Потому что ее дал сам Господь, потому что в ней есть все, в чем нуждается человек: славословие, благодарность, покаяние, прошение)

Ребята, мы говорили с вами, о чем можно просить Бога. Подумайте, о чем нельзя просить Бога в молитвах?

(О помощи в плохих делах, например, в драке, воровстве, обмане; о наказании нашего обидчика; о том, чтобы Бог послал болезнь кому-то.)

Как вы думаете, почему Бог не всегда слышит наши молитвы, вернее не всегда отвечает на них?

(Рассуждение детей) (Слайд 14)

Случается, что Бог не слышит молитву человека. Так происходит не потому, что у Него на нас не хватает времени. Совсем нет, Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся, и не хотим этого человека простить. Ведь молитва, прежде всего, идёт из сердца. Как вы думаете, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет.

У нас остался один вопрос из запланированных.

Где можно молиться Богу?

(Рассуждения детей. Приходим к выводу, что Бог везде и молиться можно не только в храме, но всегда и везде.)

И так, мы много сегодня узнали, а теперь попробуем применить наши знания в решении кроссворда. (Слайд 15) (См. приложение 1.)

Рефлексия

(Слайд 16)

У вас на столах карточки (См. приложение 2.), заполните их, продолжив фразу:

Я понял, что…

Я узнал….

Я осознал….

Я почувствовал….

На этом наш урок окончен, до свидания. (Слайд 17)



Презентация к уроку (ссылка) https://disk.yandex.ru/i/AqG4DRfC3xP-_w

































Приложение 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По вертикали: 2. Вид молитвы. 3. Создатель мира. 4. Вид молитвы. 5. Просьба о прощении.

По горизонтали: 1. Правильно славящий Бога. 6. Разговор с Богом.



















Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

м

о

л

и

т

в

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

 

а

 

 

 

 

 

 

2

 

 

т

 

 

б

 

 

я

 

 

 

 

 

1

п

р

а

в

о

с

л

а

в

н

ы

й

 

 

 

 

р

 

 

о

 

 

а

 

 

и

 

 

 

 

 

 

о

 

 

р

 

 

г

 

 

е

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

е

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

ц

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 
















Приложение 2.

Продолжите фразу:

Я понял, что…___________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Я узнал…________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Я осознал…_______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Я почувствовал…___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________




















Приложение 3

Перед вами красивое, цветущее дерево. Посмотрите, все ветки цветущие и направлены вверх. Лишь одна смотрит вниз и совершенно сухая. Это дерево молитвы. Подпишите на ветках, о чем можно просить Бога, а какие просьбы будут подобны сухой ветке. Раскрасьте дерево и цветы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!