СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое просвещение несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети растут в мире постоянных стрессов, результаты которых иной раз непредсказуемы. Для того, чтобы каждый ребёнок развивался в рамках правового поля, необходимо помочь становлению его личности, воспитать человека, способного занять достойное место в жизни. Ключевую роль в этой работе играет классный руководитель. На него сегодня возложена важная миссия. Он является духовным посредником между обществом и ребёнком в освоении основ человеческой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Правовое просвещение несовершеннолетних»

Магомедова Саида Абдуламидовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 4» г. Хасавюрт,

категория – высшая


Воспитание и развитие личности ребёнка как общенациональный стратегический приоритет. Пути решения проблемы буллинга в школе

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современные дети растут в мире постоянных стрессов, результаты которых иной раз непредсказуемы. Для того, чтобы каждый ребёнок развивался в рамках правового поля, необходимо помочь становлению его личности, воспитать человека, способного занять достойное место в жизни. Ключевую роль в этой работе играет классный руководитель. На него сегодня возложена важная миссия. Он является духовным посредником между обществом и ребёнком в освоении основ человеческой культуры.

Если классному руководителю удаётся регулировать воспитательные усилия в социуме, то можно говорить о том, что он показывает качественную работу в классе. Одним из критериев качества работы классного руководителя является положительный результат по профилактике буллинга.

Что же такое буллинг в нашем понимании? Это ощущение учеником постоянного страха и дискомфорта в результате травли и запугивания со стороны некоторых сверстников, старшеклассников, учителей и соцсетей. Всего в мире каждый третий ученик в тот или иной период  жизни становится жертвой травли и издевательств в школе, поэтому эта проблема стала серьёзной для семьи и школы.

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространённых проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, психологическим проблемам у детей, оставляющих, нередко психологическую травму на всю жизнь.

В России участились случаи агрессии подростков со смертельным исходом. Все помнят случай, произошедший в 51 школе города Махачкала, где в результате выяснения отношений с применением холодного оружия погиб один из участников конфликта. Данная трагедия тоже была результатом буллинга и поверхностного отношения к сложившейся ситуации классного руководителя и администрации школы.

Если классный руководитель взял ответственность за детей, то в его задачи входит поиск приёмов профилактики травли в школе. Одним из эффективных способов является приобщение учащихся к чтению, чтобы на примере художественных произведений научить детей распознавать положительные и отрицательные стороны жизни. Нужно научить их тому, что «Главное - воспитание в человеке человеческого».

В настоящее время оскорбления, унижения, шантаж, угрозы, бойкот, физическое насилие, преследование эти формы агрессии переместились на просторы Интернета. На одном из заседаний Всероссийского педагогического совета Министр просвещения Сергей Кравцов, заслушав информацию руководителя Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды Заварзина Д. С., созданного по поручению Президента Российской Федерации в 2018 году с целью выявления детей, склонных к девиантному поведению, о работе Центра, о функционировании мультимодального нейросетевого комплекса, вынес решение обратить особое внимание на обучение школьников цифровой грамотности с целью предупреждения выявленных в процессе мониторинга основных проблем: негативных последствий деструктивного контента, размещаемого в сети Интернет, цифровой зависимости детей и молодёжи, что зачастую и является причиной буллинга в школе и кибербуллинга (преследовавние в Сети и через электронные средства связи, общедоступные порочащие пбликации).

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.

В связи с этим на образовательные организации и педагогов в частности, ложится ответственность за проработку и устранение проблемы буллинга, для сохранения психологического здоровья учащихся и создания комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей сохранение физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Я, как учитель русского языка и литературы, также использую возможности уроков русского языка и литературы для профилактики школьного буллинга на примере литературных произведений.

С помощью художественной литературы о подростках, которым нелегко пришлось в коллективе, а также книг специалистов, раскрывающих секреты психологии общения и выстраивания отношений с окружающими людьми, можно помочь подросткам как подвергающимся буллингу, так и самим субъектам буллинга увидеть ситуацию с разных сторон, познакомившись с вариантами и способами действий во время буллинга в школе, и тем самым научиться находить выход в сложных жизненных обстоятельствах, общаться со своими сверстниками.

На уроках литературы, а также на классных часах, мы узнаем, что травля, насмешки, издевательства над сверстниками возникли давно, с появлением первых школ.

Для учеников 10 и 11 классов предлагаю посмотреть фильм или почитать книгу Е. Мурашовой «Класс коррекции».  По сюжету книги Е-класс - класс изгоев, где обучаются дети с различными проблемами со здоровьем. Дети уже привыкли к травле со стороны учителей и сверстников.

И вот в такой класс приходит Юрка - инвалид-колясочник, добрый, светлый парнишка сразу нашел себе друзей, не обращая внимания на насмешки и издевательства. Его образ – пример того, как ты можешь поделиться частичкой своего сердца с теми, кто нуждается просто в твоей улыбке.

Возникновение буллинговых ситуаций провоцируют злоба, зависть, ненависть, раздражение, ставшие почти нормой в общении между людьми. Поэтому нам всем необходимо научиться противостоять моральному и физическому давлению, чтобы не оставалось «шрамов на сердце» после эмоциональных гвоздей, вбитых в сердце насмешками и издевательствами. Надеюсь, что прочитав, эти произведения, мои ученики станут добрее, чутче и терпимее друг к другу, поймут последствия своих поступков, своих слов в отношении своих сверстников, которые могут нанести непоправимый ущерб юным душам.

К сожалению, последствия издевательств не являются временными, а продолжаются во взрослой жизни и варьируются в зависимости от роли человека в ситуации издевательств. Как хулиганы, так и их жертвы, вовлеченные в издевательства в детском и подростковом возрасте, испытывают неблагоприятные последствия для психического здоровья во взрослом возрасте. У жертв отмечается высокий уровень депрессивных симптомов в зрелом возрасте, и в обеих группах имеется повышенный риск психических расстройств, требующих госпитализации.

Что делать с проблемой буллинга в школе?

  1. На государственном уровне необходимо принять законодательные меры о борьбе с школьными издевательствами, чтобы иметь чётко прописанные, научно обоснованные меры по прекращению буллинга, с реальной ответственностью должностных лиц, допускающих его в школе.

  2. Родители и учителя, которые хотят прекратить буллинг, могут это сделать, дав понять ученикам, что они не терпят издевательств и будут действовать самым решительным образом.

  3. Если над ребёнком издеваются на протяжении длительного времени, важно проводить психологическую профилактику негативных последствий такого издевательства. Таких детей необходимо научить доверять себе и окружающим, ставить цели и достигать их.

  4. Травмированному насилием ребёнку нужно помочь найти занятия, в которых он может преуспеть, развивать его хобби и интересы, в которых он преуспевает, и тратить время на занятия, которые ему нравятся. Задействовать их в таких федеральных проектах для школьников как «Большая перемена», «Юнармия» и т. п.

Библиографический список

1. Протокол заседания Всероссийского педагогического заседания под председательством Министра просвещения РФ С.С. Кравцова от 18.05.2021 г.

2. Куценко Е. Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 10. http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201301024

3. Петрановская Л. Ребенка травят в школе: что можно сделать? http://www.semya-rastet.ru/razd/rebenka_travjat_v_shkole_chto_mozhno_sdelat/

4. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с. 10.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!