СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок  31 Правовое регулирование  отношений  в сфере  образования

Дата проведения урока

Педагогические цели

  1. Акцентировать внимание учащихся на ценностных установках образования, выделить положение о том, что образование в высокоразвитой стране — одно из условий успешного развития личности, её конкурентоспособности.
  2. Познакомить учащихся с правовым регулированием в сфере образования в РФ.

Тип и вид урока

комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Личностные

результаты

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные

результаты

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

-анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

 -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Универсальные

Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предпо­лагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.

Информационно- методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

1) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л. Н. Боголюбов и др.] 4 изд., стер. М. : Просвещение, 2022.

 

 

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение опорных знаний
  3. Усвоение новых знаний

1) Законодательство в сфере образования.

2) И право, и обязанность.

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з  § 24 учебника; изучить выводы к главе ( с. 207-210), повторить тему, вопросы с 210

Основное содержание темы

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.

 

Основные понятия и термины

Единый государственный экзамен, образование, дополнительные  образовательные услуги

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование отношений в сфере образования»

Обществознание 9 класс. Тема 3. Основы российского законодательства (13 ч.)

урок 31 Правовое регулирование отношений в сфере образования

Дата проведения урока: 03.05

Педагогические цели

  1. Акцентировать внимание учащихся на ценностных установках образования, выделить положение о том, что образование в высокоразвитой стране — одно из условий успешного развития личности, её конкурентоспособности.

  2. Познакомить учащихся с правовым регулированием в сфере образования в РФ.

Тип и вид урока

комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Личностные

результаты

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные

результаты

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

-анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Универсальные

Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предпо­лагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

1) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л. Н. Боголюбов и др.] 4 изд., стер. М. : Просвещение, 2022.



План урока

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) Законодательство в сфере образования.

2) И право, и обязанность.

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з § 24 учебника; изучить выводы к главе ( с. 207-210), повторить тему, вопросы с 210

Основное содержание темы

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.


Основные понятия
и термины

Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

1. Индивидуальные карточки

2. Вопросы 1-3 с. 205

3. Начать урок полезно с выполнения следующих зада­ний:

  • Назовите составляющие духовной сферы жизни об­щества.

  • Какую роль, по-вашему, играет образование в со­временном мире? Аргументируйте свой ответ.

  • Чем для вас является образование? Объясните.

III. Усвоение новых знаний

1) Законодательство в сфере образования.

Для изучения раздела «Законодательство в сфе­ре образования» предлагается комбинированный вариант урока, сочетающий объяснение учителя, самостоятельную работу класса с документами, а также беседу. Начиная урок, важно подчеркнуть роль Конституции РФ в вопросе правового регулирования образования. Объясняя это по­ложение, учитель отметит, что законодательство в данной сфере многоплановое. Это выражено в иерархии законов: федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные документы, касающиеся конкретных образовательных проектов. Государственная политика в образовательной об­ласти сформулирована в Федеральном законе «Об образо­вании». Советуем обратить внимание класса на положение о том, что образование является одним из важнейших на­правлений государственной политики. В своём сообщении педагог может опираться на книгу Э. Д. Днепрова «Об­разование и политика. Новейшая политическая история российского образования», где говорится, что создание по инициативе Президента Российской Федерации приори­тетного национального проекта «Образование» имеет важ­ное значение для стимулирования образовательных инно­ваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно на федеральном уровне.

Далее учитель излагает цели образовательной политики государства, подчёркивая её комплексный характер. Цели политики представлены в той же работе Э. Д. Днепрова. В политическом плане: определение ответственности го­сударства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федераль­ном и региональном уровнях всестороннего и полноправ­ного партнёрства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования. В социальном плане: формирование комплекса мер по по­вышению мотивации населения к расширению своего об­разования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституци­онных гарантий доступности образования для всех граж­дан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного обра­зования для детей из малообеспеченных семей, детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями. В экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально- экономического развития страны, рынка труда в подготов­ке высококвалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессио­нальной мобильности. В образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы обра­зования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механиз­мов непрерывного повышения качества и конкурентоспо­собности образования.

Для конкретизации положения об участии государства в образовательной сфере целесообразно привлечь фрагмент Закона РФ «Об образовании». Так, учитель поясняет, что ст. 2 (пп. 1, 2) закона содержит первые два принципа го­сударственной политики в образовательной области. Учи­тель предлагает классу прочитать документ и ответить на вопросы: на каких принципах строится политика госу­дарства в области образования? Почему они называются государственными? Что значит гуманистический харак­тер образования? Что обеспечивает этот принцип? Какие нравственные нормы лежат в основе ст. 2 (пп. 1, 2). Уста­новите связь моральных и правовых норм. О чём это сви­детельствует?

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного разви­тия личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Ро­дине, семье;

  2. единство федерального культурного и образовательного про­странства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в усло­виях многонационального государства.

Государство как основной институт политической си­стемы реализует эти принципы практическими действи­ями. Отвечая на второй вопрос, учащиеся формулируют положение о роли гуманизма, признании ценности чело­века как личности, уважительного отношения к его пра­вам и свободам, к идеям справедливости и милосердия. Этот принцип лежит в основе политики, направленной на всестороннее развитие человека, раскрытие его твор­ческих способностей. Общее мнение класса выражается в понимании приоритета нравственных ценностей. Основа основ в обществе и государстве — мораль: чем последова­тельнее будут соблюдаться моральные нормы, тем меньше нарушений будет в области права.

Продолжая начатый разговор, учитель подчёркива­ет, что власть, рассматривая образовательную сферу как одно из приоритетных направлений общегосударственной политики, тем самым повышает статус и качество рос­сийского образования. Государство стремится к тому, чтобы образовательные программы были реализованы на территории всех субъектов РФ. Престижные образова­тельные центры не должны быть привилегией столичных мегаполисов, необходимо проводить политику на созда­ние, укрепление, продолжение образовательных тради­ций в регионах, в субъектах РФ. Такая государственная политика сохранит единство образовательного простран­ства, обеспечит преемственность установившегося поряд­ка, позволит законодательным органам субъектов РФ принимать законы, обеспечивающие единый общенацио­нальный курс.

Педагог может сообщить, что единый образовательный стандарт — это тот минимум, который должен освоить выпускник школы, это те единые требования, которые предъявляются к ученикам и школе. Невозможно про­вести государственную аттестацию школьников, не имея государственных образовательных стандартов. Стандарты являются основой сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации.

2) И право, и обязанность.

Изучение второго вопроса «И право, и обязанность» можно реализовать посредством привлечения к работе на уроке текстов Конституции РФ и Закона РФ «Об образо­вании». Текст ст. 43 Конституции РФ имеется в учебни­ке, извлечение из текста ст. 5 закона «Об образовании» раздаётся учащимся.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Россий­ской Федерации в области образования

  1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объеди­нениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественно­го и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

  1. Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социаль­но-экономических условий для получения образования.

  2. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бес­платность дошкольного, начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях в пределах федеральных государ­ственных образовательных стандартов...

  1. В целях реализации права на образование граждан, нужда­ющихся в социальной поддержке, государство полностью или ча­стично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования...

  2. Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений раз­вития и социальной адаптации на основе специальных педагогиче­ских подходов.

  3. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных сти­пендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

Учитель даёт классу задание прочитать оба документа и ответить на вопросы: какое право рассматривается в ст. 43 Конституции РФ и в ст. 5 Закона РФ «Об образовании»? Назовите важнейшие положения этого права. Какими но­выми позициями ст. 5 Закона РФ дополняет ст. 43 Кон­ституции? Прокомментируйте эти положения. В чём вы видите роль государства в осуществлении права на образо­вание?

Результатом работы с документами может стать итого­вое сообщение учащихся о праве на образование. В ответах на второй вопрос важно подчеркнуть следующие поло­жения: общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полно­го) общего образования и начального профессионального образования; получение образования независимо от со­циального и национального происхождения и религиоз­ного выбора; особый режим отношений между социально незащищёнными гражданами РФ и государством; поощ­рительная политика по отношению к гражданам, имею­щим выдающиеся способности. Статья 5 Закона РФ «Об образовании» дополняет статью 1 Конституции РФ, за­крепляет гарантии права на образование, такие, как воз­можность получения образования независимо от пола, расы, национальности, создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий, определённой политики по отношению к гражданам с от­клонениями в развитии и др. Каждое положение направ­лено на осуществление права на образование для различ­ных социальных групп граждан, при этом государство дифференцированно подходит к определению реализации права.

В заключение делается вывод о том, что государство является важнейшим гарантом реализации права на об­разование в Российской Федерации. Государство должно выполнять свои обязательства в отношении права на об­разование.

Завершая беседу, учитель обращает внимание на про­блему значимости образования для самого школьника.

Далее учитель ставит вопрос о новациях в сфере об­разования, а именно об итоговой аттестации учащих­ся — Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Подчёр­кивается, что ЕГЭ объединяет выпускные экзамены для одиннадцатиклассников и вступительные для абитуриен­тов. Целесообразно обратить внимание школьников на то, что зачисление в вузы проводится на основе итогов ЕГЭ по предметам, соответствующим выбранной специаль­ности.

Важно отметить, что российское законодательство воз­лагает ответственность за воспитание и образование школь­ников на родителей. Родители вправе принять решение о дополнительных образовательных услугах. В их числе, на­пример, посещение специальных курсов, репетиторство, углублённое изучение какого-либо предмета и т. п. Сами дополнительные образовательные услуги — это реалии нашего времени, с которыми мы сталкиваемся в жиз­ни. В то же время образование не является сферой рын­ка, оно является всеобщим социально значимым благом. И потому в развитии образования государство и общество заинтересованы даже больше, чем отдельный гражданин, ибо от этого зависит и благосостояние, и конкурентоспо­собность страны.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Итогом урока может быть беседа с классом по вопро­сам рубрики «Проверим себя».









9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ

1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А.  Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.

Б.  Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.  Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.  Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.   Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?

9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ

1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А.  Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.

Б.  Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.  Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.  Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.   Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.Ответьте на вопрос

9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ

1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А.  Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.

Б.  Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.  Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.  Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.   Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?

9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ

1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А.  Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека.

Б.  Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.  Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.  Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б.   Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!