СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой турнир

Нажмите, чтобы узнать подробности

игра проведена для закрепления и углубления знаний по правам человека

Просмотр содержимого документа
«Правовой турнир»

Правовой турнир.

Цель:

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Правовое просвещение, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

Задачи:

Способствовать формированию в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Формировать умение анализировать правовые ситуации. Развивать интерес к обществознанию.

Ход турнира.

Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Хочется, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.


О важности знания и понимания законов известные люди говорили:

У того, кто решит изучить все за­коны, не останется времени их нару­шать. (И.В. Гете)

Свобода состоит в том, чтобы зави­сеть только от законов. (Вольтер)

Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.

1 конкурс «Всякая всячина».

Команды ложны будут ответить на 10 вопросов .Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше».


1.Кто является главой Российской Федерации? (Президент)


2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?(человек до 18 лет)

3. Как называется основной закон государства, гарантирующий права граждан?
4. Когда была принята Конституция РФ?
5. Что такое гимн?
6. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

7. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы.
8. Кто несет ответственность за образование ребенка?
9. Правила поведения в интернете. (Сетикет).
10. Кто автор слов гимна РФ?

Назовите документы, которые защищают права человека.


2 конкурс .заполнить таблицу. Какие группы прав знаете и какие права к ним относятся.

Конституционные права и свободы человека и гражданина.










3 задание

Заполните таблицу, соотнеся действия ребенка за день с реализацией его прав.


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал


2

Завтракал, обедал



3

Смотрел телевизор


4

Сходил в школу


5

Лечил зубы


6


Право на всестороннее развитие

7


право на отдых и досуг

8


право на справедливое вознаграждение

9


право на свободу мирных собраний

10


право на свободу убеждений и на их свободное выражение





4 конкурс.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


Текст контрольного листа

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

3.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

4.Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

5.Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

6.Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

7.В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

8.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

9.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)


-какой документ подтверждает личность человка?

5конкурс.«Как ты знаешь паспорт?»


Команде, которая первая правильно ответит на вопрос, при­суждается один балл.

Вопросы викторины:

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

3. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

4. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

5. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Во­инская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

6. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший пас­порт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

9. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

10. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

11. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

12. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

13. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)



6конкурс.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.


Ситуация 1. На урок ученица пришла в джинсах и клетчатой рубашке, использовав косметику. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?


Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.


Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?


Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.


Ситуация 3. Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?


Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.


Ситуация 4.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?


Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5.

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?


Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.


Ситуация 6.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?


Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).


Ситуация 7. Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?


Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.


Ситуация 8. В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Какое право было нарушено?


Ответ: Ложный донос, нанесение побоев

Ситуация9.На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).


7 конкурс. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)


1.Бесплатное образование

2.Активность в приобретении знаний

3.Уважать мнение всех учащихся и учителей

4.Удобное рабочее место

5.Посещать школу в предназначенное для этого время

6.Защита личной собственности

7.Посещение школьных мероприятий

8.Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

9.Вести себя корректно на переменах и на уроках

10.Деловое сотрудничество с учителем

11.Соблюдать ПДД, а также технику безопасности

12.Беречь школьное имущество


(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)


8 конкурс.Какие из этих должностей выборные.

Министр.

Командующий армией.

Президент России.

Мэр

Завуч школы.

Депутат районной Думы

Член Верховного Суда РФ.

Депутат Государственной Думы.

Районный прокурор..

Ответ: Президент России, мэр, депутат районной думы, депутат Государственной Думы



























Для команды : права

  1. Ответы детей.


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал


Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение





Для команды- обязанности.

  1. Перечислите документы, которые содержат перечень обязанностей ребенка.

  2. Перечислите существующие обязанности детей, оформив ответ при помощи воздушных шариков.

  3. Заполните таблицу, соотнеся действия учащегося за день с его обязанностями.


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Умылся, почистил зубы


2

Помог маме приготовить завтрак



3

Прилежно занимался на уроках


4

Пришел в школу в одежде оф.-делового стиля.


5

Не нарушал дисциплины на уроке


6


Обязанность помогать родителям

7


Обязанность соблюдать личную гигиену.

8


Обязанность стараться хорошо учиться

9


Обязанность соблюдать Правила поведения учащихся

10


Обязанность соблюдать Устав школы



- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.



Закрепление пройденного материала.



С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.





Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.





ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

п/п

Права ребёнка

С рождения

с 14 лет

с 16 лет

с 18 лет

1.

Имеет право быть членом кооператива или акционерного общества.





2.

Имеет право на вступление в брак





3.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту.





4.

Имеет право на самостоятельное заключение трудового договора и 36-часовой рабочий день.





5.

Имеет право на трудоустройство в летнее и каникулярное время.





6.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительной причины.





7.

Имеет право на собственность.





8.

Имеет право избирать и быть избранным





9.

Имеет право на заключение мелких бытовых сделок.





10.

Имеет право управлять мопедом или скутером при езде по дорогам.





11.

Имеет право на получение образования.





12.

Имеет право заключать любые сделка, приобретая для себя новые права и обязанности.





13.

Имеет право самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов.





14.

Имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией.





15.

Имеет право на защиту чести и достоинства.





16.

Имеет право быть организатором митинга, шествия,

демонстрации.







ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ:

  1. Жизнь

  2. образование

  3. отдых

  4. досуг

  5. индивидуальность

  6. уважение

  7. имя

  8. заботу


Я имею право

























Приложение 4

Я имею право. 1 балл за правильный ответ.


п/п

Права ребёнка

С рождения

с 14 лет

с 16 лет

с 18 лет

1.

Имеет право быть членом кооператива или акционерного общества.



+


2.

Имеет право на вступление в брак




+

3.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту.

+




4.

Имеет право на самостоятельное заключение трудового договора и 36-часовой рабочий день.



+


5.

Имеет право на трудоустройство в летнее и каникулярное время.


+



6.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительной причины.



+


7.

Имеет право на собственность.

+




8.

Имеет право избирать и быть избранным




+

9.

Имеет право на заключение мелких бытовых сделок.


+



10.

Имеет право управлять мопедом или скутером при езде по дорогам.



+


11.

Имеет право на получение образования.

+




12.

Имеет право заключать любые сделка, приобретая для себя новые права и обязанности.




+

13.

Имеет право самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов.


+



14.

Имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией.


+



15.

Имеет право на защиту чести и достоинства.

+




16.

Имеет право быть организатором митинга, шествия,

демонстрации.




+





Пятый конкурс. Права человека в песнях.

(Приложение 5)

5 баллов за правильный ответ

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”

Право на свободу передвижения

2. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

3. “Песня мамонтенка”

Право жить и воспитываться в семье

4. “Антошка”

Право на труд и на отдых

5. “Кабы не было зимы”

Право на отдых, каникулы для детей

6. “Пусть всегда будет солнце”

Право на жизнь и свободу




Первый тур: «Заморочки». 
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?

6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф. 
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1

Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов.



А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)



Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего классного часа достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!