СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правовой турнир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель проведения мероприятия: познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества; объяснить учащимся особенности юридической ответственности несовершеннолетних; научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей; воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону.

1.Организационный момент.

Вступительное слово педагога. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами будем говорить о правах, обязанностях и правовой защищённости граждан. «В современном обществе, которое строит Казахстан, необходимы высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданско - правовой позицией» Следовательно, гражданско-правовое образование на современном этапе развития общества является одним из приоритетных направлений.

Просмотр содержимого документа
««Правовой турнир»»

Қазақстан республикасының ғылым және білім министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Щучинск қаласы, Жоғары колледж



Утверждаю:

Заместитель директора по ВР

______________К.Е. Уразгожина






Методическая разработка кураторского часа по теме:

направление правового воспитания

«Правовой турнир»








Подготовили:

Бубенец Кирилл,

Разумова Виктория.

Студенты гр. СВ-21

куратор Булгакова Е.С .






2018-2019 учебный год.

ПРАВОВОЙ ТУРНИР


Цель проведения мероприятия: познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества; объяснить учащимся особенности юридической ответственности несовершеннолетних; научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей; воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону.

1.Организационный момент.

Вступительное слово педагога. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами будем говорить о правах, обязанностях и правовой защищённости граждан. «В современном обществе, которое строит Казахстан, необходимы высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданско - правовой позицией» Следовательно, гражданско-правовое образование на современном этапе развития общества является одним из приоритетных направлений.

Ход мероприятия

1-й выступающий.

I. Конкурс - «Разминка»

Каждой команде заранее предлагались 8 вопросов. На обдумывание дается 30 секунд.

  1. Что такое право? В чем его отличие от морали?

(Пра­во - совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством - основное отличие права от морали. Мораль - система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятых в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.)

  1. Назовите основной закон государства.

(Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гаран­тии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.)

  1. Что такое преступление?

(Общественно опасное, проти­воправное и наказуемое деяние.)

  1. Что такое алиби?

(В уголовном процессе - обстоятель­ство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент пре­ступления находился в другом месте.)

  1. Что такое превышение пределов необходимой обороны?

(Превышение имеет место в том случае, если обороняю­щейся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

  1. Назовите основные государственные символы.

(Герб, флаг, гимн.)

  1. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

(Уголовной ответственности подле­жат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон преду­сматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

8. Что такое презумпция невиновности?

(Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом по­рядке.)

II. Конкурс «Юридическая консультация»

Командам предлагается решить юридические задачи.

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдер­жавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у ра­ботника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Студент, которому исполнилось 16 лет, будучи в не­трезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к де­вушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого человека к административной ответственности?

(Поведение попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный просту­пок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

III. Конкурс «Преступления из истории»

Командам дается задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 1 минута.

1. «Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. Это относится к административному праву.

2. «Эврисфей поручил Гераклу отправится в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушитель­ный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Убийство редкого вида птиц, относится к админи­стративному праву.

IV. Конкурс «Из практики инспектора»

Команды должны отыскать несоответствие, на основе которого инспектор нашел преступника. За правильный ответ дается 1 балл.

Задание «На покинутой даче»

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким 3, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3 позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в полицию, и в скоре инспектор Варнике доп­рашивал 3. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу под­нялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фо­нариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

- Все ясно, - ледяным голосом заметил инспектор Варнике.

Вопрос: Почему инспектор заподозрил в краже 3?

Ответ: Стекла в окнах в сильные морозы замерзают со сто­роны комнат, но не снаружи.

Задание «Разбитая ваза»

Вчера вечером я вернулся со службы домой несколько рань­ше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать,

как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увид на полу разбитую вазу, которой моя жена очень дорожит. В т же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулс за ним, но как только оказался на улице, стекла моих очков за потели. Вы ведь знаете, что у нас часто стоят холодные вече­ра. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Очень прошу разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене, - а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ваза оказалась разбитой?»

- Я не могу понять, господин Вальдемар, - сказал Варни-ке, - почему вы так боитесь свою жену. Вот вы пытаетесь ввести в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы сами расскажете жене, как все произошло,

Вопрос: Почему инспектор отказался расследовать престу­пление?

Ответ: Очки запотевают при входе в помещение с мороза, а не наоборот, как утверждал господин Вальдемар.

Пока команды выполняют задание проводится конкурс среди болельщиков.

V. Конкурс для болельщиков «Паспортный стол »

  1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

  2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

  3. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

  4. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

  1. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Во­инская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

  1. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

  2. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

  3. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)


VI. Литературно-правовая викторина :

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и за­бавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы наруше­на, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

  1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое суще­ство до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

  1. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе­реть его в клетке и обращаться с ним, как с животными?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)



  1. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватыва­ет и читает письма, адресованные мальчику. Какую ста­тью Конвенции он нарушает?

(Статью20. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного по­сягательства на его честь и репутацию».)

  1. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленуш­ки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

VII. Правовой блицопрос для команд

  1. Решение суда о виновности или невиновности подсуди­мого. (Приговор.)

  2. Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать.)

  3. Уголовное преступление, описанное в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих». (Киднеппинг.)

  4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

  5. Посредник в спорах не судебного характера. (Арбитр.)

  6. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое ган­гстерами путем угроз и насилия. (Рэкет.)

  7. В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уго­ловного дела. (Детектив.)

  8. Выслеживание и розыск преступников - устаревшее на­звание. (Сыск.)

  9. Место, где происходят конспирированные встречи. (Явка.)

  10. Морской разбойник, флибустьер. (Пират.)

  1. Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий. (По­нятой.)

  2. Лицо, обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

  3. Государственное преступление, особо опасное, выража­ется в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну. (Шпионаж.)


Рефлексия: (слово куратора)

Итак, ребята, мы с вами сегодня рассмотрели много вопросов, относящихся к области права. Надо ли выполнять законы?

Надеемся, что и дальше вы будете стараться выполнять законы нашей страны, гражданами которой вы являетесь. А закон, в свою очередь, призван защищать ваши права.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!