Праздник Букваря.
В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книги, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книга для многих детей – Букварь. Он с 1 сентября учил нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник. Поздравляю вас, дети, с вашей первой победой. Желаю вам дальнейших успехов в учёбе. А сейчас мы вспомним, как всё начиналось. Проведем открытый урок грамоты, на который пригласили своих родных.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певицы,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Самый трудный – первый класс.
Потому что в первый раз!
Пришел сентябрь, и вы с гордостью сказали своим родным:
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь ученики!
Песня «Учат в школе».
Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки и братишке подарю
Деревянную посуду я пока дарить не буду,
Заяц нужен мне самой, ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком,
Куклу жалко отдавать -
Он отдаст ее мальчишкам или бросит под кровать.
Паровоз отдать братишке?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, братишке ничего не подарю.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску поглядели,
И открыли поскорей 25 новых букварей.
Малыши кричат УА,
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А – арбуз и аист
Мы запомнить постарались,
С буквы У, у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята.
Вот чему на первый раз научился 1 класс!
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах,
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Игра «Для меня, за меня»
Кто-то где-то сделал парту. Для кого? – Для меня!
Начертили где-то карту. Для кого? – Для меня!
Все, что в школе, все, что в классе. Для кого? – Для меня!
И пришел ты на рассвете
В первый раз, в первый раз,
Как и все другие дети,
В первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке. Для кого? – Для меня!
И букварь лежит на парте. У кого? – У меня!
Там учитель ждет ответа. От кого? – От меня!
Значит, нужно так учиться,
Значит надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого? – За меня!
Спасибо, Родина, тебе.
За все заботы обо мне,
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс!
Сегодня мы все собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час –
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря.
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы –
Те же, что и в букваре.
Букварь:
Вот и я, мои друзья!
Рад вам, рад вам очень я!
Приятно слышать добрые слова о себе
Спасибо, ребята!
Поздравляю вас с первой школьной победой!
Желаю вам дальнейших успехов в учебе!
Я научил вас главному – читать.
Я – Букварь, начало всех наук
Ведь слова рождаются из букв!
А с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книжку полюбил
Я в ней все буквы изучил
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать»
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу...»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
И вот за это говорю – Спасибо! Букварю.
Песня «Прощание с букварем»
Букварь: Молодцы, первоклассники! Подружились с моими буквами, научились читать. Но я вас еще не всему научил. Пришло время познакомить вас с новой книгой, которая многому еще научит.
Родное слово: Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, гостья дорогая,
Проходи сюда скорей.
Расскажи нам про Отчизну
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете.
Расскажи про всё на свете.
Рады мы с тобой дружить
Будем дружбой дорожить.
Родное слово: Вы умеете читать, и без труда узнаете, как меня зовут. Молодцы! Мне давно хотелось с вами познакомиться. Я расскажу вам много интересного. Читайте меня внимательно.
А теперь, отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Белые листы у книг,
Много черных букв на них,
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если будешь буквы знать –
Можешь книгу прочитать,
И услышишь в тот же час –
Удивительный рассказ.
Букварь:
Ты узнаешь, сколько лет,
Солнце нам дает свой свет,
Почему весной цветы,
А зимой поля пусты,
Край родной узнаешь ты,
Мирный, сильный и большой.
Книга друг хороший нам,
Прочитай, узнаешь сам
Родное слово:
Всем полезно чтение про себя и вслух,
Книга – самый верный, самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты обо всем на свете.
На любой вопрос она без труда ответит.
Букварь:
В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу! Стань и ты ей другом!
Родное слово:
1 класс, 1 класс, сколько грамотных у вас?
25, 25 – читаем каждый день!
1 класс, 1 класс, кто из вас нынче в школе в первый раз?
Наши все ученики в 1 классе – новички!
- Покажем нашим гостям, чему научились, что умеем.
Много с буквами хлопот, уж такой они народ,
Но, когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все….
Алфавит!
- Сколько букв в русском алфавите?
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –
Прикатили на еже.
Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Задание. Составить слова из букв, которые лежат на столе – розы, мак, василёк, пион, ландыш (а, в, д, ё, и, к, л, м, н, о, п, р, с, ш, ы)
- Сколько гласных букв в алфавите?
- Какие буквы не обозначают звука?
- Какие знаете звуки?
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки это разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и сопеть,
Но не хочется им петь!
- как шуршит опавший лист? Ш-ш-ш
- как шмели в саду жужжат? Ж-ж-ж
- как моторы тарахтят? Р-р-р
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма- и ша, а вместе – Маша
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом -
Получаются слова:
Ты- и ква, а вместе - тыква.
Со- и ва, итак, сова.
Задание. Загадки о школьных принадлежностях.
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(портфель)
2. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(мел)
3. Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
4. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...
(Краски и кисточка)
5. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)
6. Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка
Как зовется она?
(Ручка)
(Карандаш)
Грамоте нас учили и уроки письма.
Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья
На дом задали крючки –
Первое заданье!
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
– Вниз ведём,
Ведём,
Ведём –
Пла-а-авно закругляем!
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами.
Телевизор не глядим,
В куклы не играю.
Три часа сидим, сидим –
Пла-а-авно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идём,
Сразу засыпаем.
И во сне ведём, ведём –
Пла-а-авно закругляем!
Сценка «Как котенок научился читать»
Песня «С букварём уселись куклы»
А теперь расскажем вам таинственную, необыкновенную, поучительную историю про букву «Я» из нашего букваря.
Сценка «Буква Я».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Мы букву отгадаем и она должна выйти сюда!
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети. Буква "Р".
2. Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети. Буква "Ж".
3. С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети. Буква "Д".
4. Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...
Дети. Букву "У".
5. Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
Дети. Буква "А".
6. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети. Буква "Б".
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
(Из букв получается слово дружба).
Родное слово: Ребята, я вам прочитаю стихи о сказочных героях. Как только я остановлюсь, все вместе называйте этого героя.
1. Сидит в корзинке девочка,
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
«Маша и Медведь»
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…«Колобок»
3. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
«Буратино»
Буратино (вбегая): Ой-ой! Я слышал, меня кто-то звал? Я, кажется, на праздник попал! Как хорошо. Кругом все красиво! И дети ничего не делают. Отдыхают! Я тоже люблю отдыхать. А то меня Мальвина совсем замучила, читать, писать заставляет. Наконец-то я нашел себе друзей, которые в школу отдыхать приходят.
– Нет, Буратино, ты не прав! Наши ребята и читать, и писать умеют. И мы, поэтому собрались сегодня на праздник, чтоб сказать Букварю «спасибо».
Буратино: А вам не лень? Лучше бы повалялись на диване. Какие буковки?.. Да что в них толку? Одни большие, другие – маленькие, какая разница? А то еще придумали, «гласные» - «согласные».
– Ну, эти еще ничего.
Буратино: А эти, ну что в них толку? Подумаешь, кружок (О), или эти две палки (У). Калитка какая-то (И). Вот уж без них вполне можно обойтись!
– Буратино, ты ошибаешься! Попробуй прочитать хоть одно слово без гласных.
Буратино: Ну и попробую! (пытается прочитать М – Р)
– Посмотри, как ребята справятся с этим заданием. А теперь вот это слово: Б – КВ – РЬ.
Буратино: Подождите, можно я назову вторую гласную букву. Эту букву я успел выучить. Это «А». И получилось «БУКВАРЬ»! Вот!
Букварь: Да, на моих страницах живут в мире и дружбе все буквы. А иначе и нельзя! Ведь только в дружбе сила!
– А теперь, дорогие гости, мы покажем, как читаем.
Буратино: А можно я послушаю?
(дети читают по карточкам сидя)
Правда, читают! А можно я останусь на празднике?
Мальвина показывала мне смешные рисунки, а теперь я их вам покажу, а вы вспомните, какие буквы они напоминают, какие стихи про них есть.
«Т» в антенну превратилась
И на крышу опустилась.
«Л» ногою мяч поддела –
Поиграть вдруг захотела.
«Г» узнаем без труда –
Очень горбится всегда.
Влез на букву озорник,
Он решил, что «П» – турник.
Родное слово: Ребята, послушайте еще одну загадку про сказочного героя. Кто он?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…
Айболит.
(входит Айболит)
Айболит:
Здравствуйте, ребятишки!
Не больны ли ваши книжки?
Как здоровье и у вас?
Не болеет ли ваш класс?
Книги, парты и тетрадки – в порядке?
А носы?
Молодцы, малыши!
Я люблю аккуратность и чистоту. И за бережное отношение к книге я дарю вам грамоты. (вручает грамоты «Айболит»)
Стук в дверь – Почтальон Печкин
Почтальон Печкин:
Это я, почтальон Печкин, принес посылку для ребят 1 класса.
Я по адресу пришел? Это 1 класс «Б»?
Здесь проходит праздник Букваря?
Очень хорошо!
Наконец-то я вас нашел!
Я принес посылку вам.
Но только я вам сразу ее не отдам.
Отгадайте, о каких буквах говорится в стихах.
1. Эта буква широка
И похожа на жука (Ж)
2. В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –Укатиться бы смогла (О)
3. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу (Ф)
4. Палочка и палочка,
А между ними галочка (М)
5. Руку – в бок, вперед нога,
Вот какая буква… (Я)
– Распишитесь в получении подарка.
(открыть коробку, прочитать письмо-поздравление)
Подарки – грамоты: За бережное отношение к книге, За красивое правильное письмо в тетрадях, За прилежание в учебе, За хорошее отличное чтение.
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах Букваря.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах. Как много мы узнали
Ах, как много мы прочли.
Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут
.
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет…
С тобой ничего непонятного нет.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книжки хорошей я жить не могу!
Букварь:
Молодцы, ребята! Книги, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и за рубежом, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее.
Вот и подошел конец нашего урока. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. А Букварь вам говорит: ''До свидания!''
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наш Букварь читать научит
Тех, кто в 1-ый класс придет!
Я прощаюсь с вами, ребята. Но с вами остается книга «Родное слово».
Родное слово:
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом в чащах вековых?
Все края тебе открыты на страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами – мне награда!
Берегите мои страницы. Желаю вам светлых и радостных дней. Здоровья, успехов, надёжных друзей!
Доказали, вы, друзья,
Что трудились, вы, не зря.
Букварь прочли до корки
Вам по чтению – пятерки
Позади нелегкий труд
Слогового чтения!
Вам сегодня выдаем удостоверения!
Вручение дипломов.
9