СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметная неделя по краеведению для обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края.

Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя по краеведению для обучающихся начальной школы»

Неделя краеведения в начальной школе


Поскольку в образовательной системе школы нет специализированного предмета, краеведческий материал оказался “рассеянным” в учебном процессе, соответственно, у учащихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений о родном крае, отрывочные знания краеведческого материала “разбросаны” в сознании учащихся. Один из способов решения проблемы – организация при школе краеведческого кружка. Существенными недостатками кружковой работы являются небольшая численность кружковцев, проблемы, возникающие при составлении графика занятий, и наложение его на школьное расписание. Решить проблему массовости позволяет неделя краеведения.

Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края.

В отличие от предметных недель краеведческая неделя имеет свои особенности:

  • часть мероприятий краеведческой недели (экскурсии) проводится вне школьных стен, что не только компенсирует недостаточность материальной и информативной базы школы, но и работает на развитие личности учащихся;

  • другая часть мероприятий недели может быть проведена учителями смежных предметов, классными руководителями или самими детьми и их родителями.


Основным сквозным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. На начальном этапе учащиеся регистрируются как участники викторины и получают индивидуальное или групповое задание, в котором требуется осветить определенные детали рассматриваемых на неделе краеведения вопросов, но это детали, которые нельзя узнать иным способом, как побывав на самих мероприятиях недели. Вопросы о дате и месте определенных исторических событий поверхностны, просты, эту информацию ребенок может просто узнать от родителей или сверстников. Гораздо более интересны вопросы, в которых отражаются особенности оформления музейной экспозиции, построения экскурсии или тематической выставки, особенности экспонатов (размеры, оттенки цвета, масса и прочие), не основные, но интересные моменты лекций. Такое построение вопросов способствует организации внимания ребенка, делает его активным слушателем и участником мероприятия. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности, моторики мелких мышц кистей рук, цветового зрения, координации, пополнению словарного запаса и формированию навыков исследовательской работы. К списку вопросов прилагается “подсказка” с пояснениями: где и когда проводится мероприятие, как найти объект, как исследовать свойства объекта и какие приборы для этого следует приготовить. Основной принцип построения заданий викторины – принцип наглядности, поскольку “Начало отчизноведения заключается в наглядном обучении…” (О. Кронвальд, 1870 г., журнал “Учитель”).


Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Музей – особый “классный кабинет”, со своим профилем и особенностями. Наиболее интересны детям занятия с музейным предметом – ребенок соприкасается с целой эпохой. Предметная среда музея сама по себе позволяет воспринимать полученные знания эмоционально. Подросток, посещая в музей повторно, приходит туда совершенно другим человеком и по-иному воспринимает ту же информацию. При составлении вопросов викторины каждый раз мы стараемся акцентировать внимание на разных частях экспозиции. План- сетка экскурсий составляется заранее, график проведения экскурсий вывешивается вместе с планом проведения краеведческой недели, при этом указываются место и время сбора, имя классного руководителя, чтобы учащиеся, не имеющие возможности сходить в музей со своим классом, также могли посетить экскурсию.


В школе учителя-предметники организовывают тематические выставки и беседы. Тематика выставок, в какой-то степени дублирует тематику музейных экскурсий. Основное требование к выставкам и экскурсиям – ребенок, посетивший выставку, не должен устать и соскучиться. Нельзя не вспомнить в этой связи слова Л.В. Занкова: “Скука – та же эмоция, но с отрицательным знаком для педагогического процесса”, а от себя добавим: тем более во внеурочной учебной деятельности.

Во время экскурсии по выставке достаточно обратить внимание ребенка на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать поисковую деятельность ребенка.

В рамках недели проводятся конкурсы творческих работ учащихся, такие как фотовыставка “Мой город в объективе”, выставка творческих работ “Славься, мой город”, конкурс проектных работ “Будущее моего города”, экологических проектов “Здесь будет город-сад”, газет по географии и истории Кемеровской области, фотоочерков по экскурсиям.

К неделе краеведения приурочены также открытые занятия краеведческого кружка, ориентированные на семейные ценности и место семьи в истории города или родного края: “Старый альбом”, “Моя родословная”, “История моей семьи в истории Кузбасса (Новокузнецка, России)”. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями. Интересна работа с фотографиями из домашнего архива. В качестве краеведческих олимпиад в классах проводятся игры в краеведческое лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной”.


В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края”, конкурс экскурсоводов и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели.

Массовость мероприятий краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. Обязательность посещения имеет обратный эффект. Если учащиеся начальных классов всегда очень активны, то интерес у подростков возникает при наличии свободы решений и поступков. Достаточно часто подростки, группируясь по принципу личной приязни, посещают мероприятия смешанными (даже разновозрастными) группами или самостоятельно. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем. Проигрыш в конкурсе не только снижает самооценку ребенка, но и уничтожает желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем.













Неделя краеведения в начальной школе



15.01 – Викторина 1-4 классы.


16.01 – Разгадывание кроссворда об истории города 1-4 классы.


17.01 – Выставка рисунков «Герб Великого Новгорода» 1-2 классы.


18.01 – Посещение музеев города 1-4 классы


19.01 – Игра по станциям 1-4 классы.


22.01 – Фотоотчет «Памятники нашего города, посвященные ВОВ» 3-4 классы.


Награждение.



















Викторина про Великий Новгород

Начало формы

1. В каком году Великий Новгород отпраздновал свое 1150-летие?

В 2003 году

В 2001 году

В 2009 году

2. До какого года Великий Новгород назывался просто Новгородом?

До 1994 года

До 1999 года

До 2000 года

3. На какой реке стоит Великий Новгород?

На реке Волхов

На реке Иртыш

На реке Чулым

4. На какие две стороны разделен город?

На Светлую и Приустовскую

На Торговую и Софийскую

На Прибрежную и Коломенскую

5. Согласно легендам, Словенский конец города возник на месте поселка с названием:

Холм

Слав

Ильмень

6. Какое из утверждений о Великом Новгороде является правильным?

В ознаменование присвоения городу почётного звания 8 мая 2010 года был открыт памятник «Город герой социалистического труда»

1 декабря 1985 года в городе было открыто троллейбусное движение

В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию

7. Какие звери держат кресло на гербе города?

Медведи

Рыбы

Орлы

8. На какой площади располагалось здание первого стационарного театра?

На Софийской

На площади им. Горького

На Ленинской

9. Побратимом каких городов мира является Великий Новгород?

Нью-Джерси, США

Ливерпуль, Великобритания

Мосс, Норвегия

10. Когда Великий Новгород был освобожден от немецкой оккупации?

20 января 1944 года

12 марта 1944 года

17 декабря 1943 года




Решите кроссворд о родном городе


1. Назовите озеро, которое сначала именовали мутным.

2. Знаменитый новгородский купец.

3. Река, которая вытекает из озера Ильмень.

4. Внутриваловая конструкция.

5. Река Новгородской области.

6. Название поселка, расположенного на левом берегу Волхова.

7. Река Новгородской области.

8. На древнерусском это обозначало заброшенное место, где когда-то стоял город.

















Правильные ответы 1. В каком году Великий Новгород отпраздновал свое 1150-летие?

В 2009 году

2. До какого года Великий Новгород назывался просто Новгородом?

До 1999 года

3. На какой реке стоит Великий Новгород?

На реке Волхов

4. На какие две стороны разделен город?

На Торговую и Софийскую

5. Согласно легендам, Словенский конец города возник на месте поселка с названием:

Холм

6. Какое из утверждений о Великом Новгороде является правильным?

В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию

7. Какие звери держат кресло на гербе города?

Медведи

8. На какой площади располагалось здание первого стационарного театра?

На Софийской

9. Побратимом каких городов мира является Великий Новгород?

Мосс, Норвегия

10. Когда Великий Новгород был освобожден от немецкой оккупации?

20 января 1944 года



Назовите озеро, которое сначала именовали мутным. И л ь м е н ь Знаменитый новгородский купец С а д к о В о л х о в Река, которая вытекает из озера Ильмень Внутриваловая конструкция Г о р о д н я Река новгородской области Л о в а т ь Название поселка, расположенного на левом берегу Волхова К р и в и ч и Река новгородской области Ш е л о н ь Г о р о д и щ е На древнерусском это обозначало заброшенное место, где когда-то стоял городНазовите озеро, которое сначала именовали мутным. И л ь м е н ь Знаменитый новгородский купец С а д к о В о л х о в Река, которая вытекает из озера Ильмень Внутриваловая конструкция Г о р о д н я Река новгородской области Л о в а т ь Название поселка, расположенного на левом берегу Волхова К р и в и ч и Река новгородской области Ш е л о н ь Г о р о д и щ е На древнерусском это обозначало заброшенное место, где когда-то стоял городНазовите озеро, которое сначала именовали мутным. И л ь м е н ь Знаменитый новгородский купец С а д к о В о л х о в Река, которая вытекает из озера Ильмень Внутриваловая конструкция Г о р о д н я Река новгородской области Л о в а т ь Название поселка, расположенного на левом берегу Волхова К р и в и ч и Река новгородской области Ш е л о н ь Г о р о д и щ е На древнерусском это обозначало заброшенное место, где когда-то стоял городКонец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!