«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» -
писал Дис Бруно.
Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Моторные центры речи в каре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизируют речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы ребенка:
Большой палец отвечает за голову;
Указательный – за желудок;
Средний – за печень;
Безымянный – за почки;
Мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же пальчиковые игры стали так популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?
Да потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Поэтому я и выбрала тему по самообразованию: «Пальчиковая гимнастика, как средство речевого развития дошкольников».
Определила цель своей работы: Речевое развитие речи детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.
И для достижения этой цели определила следующие задачи:
Повысить уровень развития речи, закреплять и расширять словарный запас;
Пополнить предметно-развивающую среду группы разнообразными дидактическими материалами;
Заинтересовать родителей, и привлечь к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук.
Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среды.
Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры, с предметами такие как мозайка, пирамидки, набор кому разной величины, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки.
Изготовила много дидактического пособия:
Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.
Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.
Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.
Изготовила сенсомоторное панно «На лесной полянке» - где дети не только развивают мелкую моторику, и создают общий сюжет, но и соотносят цвет пробки с цветом фона.
Сделала пальчиковый театр, театр би-ба-бо – с которыми дети придумывают сюжеты к любимым сказочным персонажам, при этом у детей развивается и координация, и мелкая моторика.
Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
Провела конкурс с родителями на тему: «Мои волшебные бусы».
Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета.
Спички, палочки, пуговицы – где дети выкладывают различные рисунки, знакомят их с геометрическими фигурами, постепенно их усложняя, у детей развивается внимание, сообразительность.
Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.
Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики, комплексов артикуляционных гимнастик, методическую литературу.
Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».
Для родителей своей группы и педагогов детского сада были представлены письменные консультации:
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:
Пальчиковые игры для малышей;
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.;
Ум на кончиках пальцев;
Чем заняться с детьми дома;
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет.
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.
На родительском собрании по теме «Развиваем руки, развиваем мозг», была представлена консультация на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей», показала серию пальчиковых игр и проиграла их с родителями.
В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.
Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского сада.
Литература по теме:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
Просмотр содержимого документа
««Предметно развивающая среда группы и ее влияние мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ»»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»
г. Мичуринска Тамбовской области
Доклад на ГПО
на тему:
«Предметно развивающая среда группы и ее влияние мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ»
Подготовил:
Мельник
Мария Сергеевна,
воспитатель
Мичуринск 2021г.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» -
писал Дис Бруно.
Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Моторные центры речи в каре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизируют речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы ребенка:
Большой палец отвечает за голову;
Указательный – за желудок;
Средний – за печень;
Безымянный – за почки;
Мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же пальчиковые игры стали так популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился?
Да потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Поэтому я и выбрала тему по самообразованию: «Пальчиковая гимнастика, как средство речевого развития дошкольников».
Определила цель своей работы: Речевое развитие речи детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.
И для достижения этой цели определила следующие задачи:
Повысить уровень развития речи, закреплять и расширять словарный запас;
Пополнить предметно-развивающую среду группы разнообразными дидактическими материалами;
Заинтересовать родителей, и привлечь к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук.
Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среды.
Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры, с предметами такие как мозайка, пирамидки, набор кому разной величины, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки.
Изготовила много дидактического пособия:
Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.
Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.
Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.
Изготовила сенсомоторное панно «На лесной полянке» - где дети не только развивают мелкую моторику, и создают общий сюжет, но и соотносят цвет пробки с цветом фона.
Сделала пальчиковый театр, театр би-ба-бо – с которыми дети придумывают сюжеты к любимым сказочным персонажам, при этом у детей развивается и координация, и мелкая моторика.
Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
Провела конкурс с родителями на тему: «Мои волшебные бусы».
Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета.
Спички, палочки, пуговицы – где дети выкладывают различные рисунки, знакомят их с геометрическими фигурами, постепенно их усложняя, у детей развивается внимание, сообразительность.
Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.
Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики, комплексов артикуляционных гимнастик, методическую литературу.
Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».
Для родителей своей группы и педагогов детского сада были представлены письменные консультации:
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:
Пальчиковые игры для малышей;
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.;
Ум на кончиках пальцев;
Чем заняться с детьми дома;
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет.
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.
На родительском собрании по теме «Развиваем руки, развиваем мозг», была представлена консультация на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей», показала серию пальчиковых игр и проиграла их с родителями.
В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.
Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского сада.
Литература по теме:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008