В. Л. Кузнецова, учитель химии
МБОУ «СОШ №100», г. Ижевск УР
«Предметное и метапредметное оценивание на уроках естественнонаучного цикла»
«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого
подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Актуальность разработок системы оценки достижения результатов общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных образовательных стандартов, направленных на регуляцию результатов образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью широкого понимания результатов современного общего образования.
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех учителей основной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Разработка нового инструментария для оценки освоения новых планируемых результатов может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и метапредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательными системами.
Актуальность данного вопроса обусловлена потребностью учителей основной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС. Однако, проблема заключается в недостаточной разработке методического подхода к оценке полученных результатов обучения учащихся в аспекте требований ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. Важным условием является критериальность оценивания. В нашем случае предлагается балловая система. По каждой задаче ученик набирает определенное количество баллов, переводящихся в оценку с помощью предложенной шкалы перевода баллов в оценку. Таким образом, оценка «3», отраженная в баллах, при условии полной открытости оценивания (это обязательное условие), показывает качество усвоения данного вида деятельности, что отражает как личностные, так и метапредметные, и предметные результаты.
Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. Главный принцип оценивания – оно должно быть критериальным.
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Оценивание производится в баллах, которые затем переводятся в оценку.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Это могут быть критерии метапредметных компетенций учащихся:
Отзыв на кроссворд.
Критерии оценки выступления, доклада.
Самооценка организации данных в проекте.
Критерии оценивания плаката, опорной схемы.
Критерии оценивания мультимедийной презентации.
Оценивание устного ответа
Критерии качества выполнения практических, самостоятельных работ.
Оценивание совместной деятельности в группах.
Оценка уровня достижений (проектная, исследовательская работа).
Критерии оценивания контрольных, проверочных, самостоятельных, практических и лабораторных работ по географии, биологии и химии с учетом специфики изучаемого предмета
По каждому виду работы разрабатываются соответствующие схемы оценивания и перевода набранных баллов в оценку. Эти схемы должны быть универсальными, чтобы ими могли пользоваться как любой учитель-предметник, так и учащийся.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана основной образовательной программы на уровне основного общего образования.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Предложенные рекомендации могут быть полезны как молодым специалистам, так и преподавателям со стажем.