СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметное и метапредметное оценивание на уроках естественнонаучного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предметное и метапредметное оценивание на уроках естественнонаучного цикла»

В. Л. Кузнецова, учитель химии

МБОУ «СОШ №100», г. Ижевск УР



«Предметное и метапредметное оценивание на уроках естественнонаучного цикла»

«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого

подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно,

когда они будут получены и в каком виде»

Э.Ловелл


Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Актуальность разработок системы оценки достижения результатов общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных образовательных стандартов, направленных на регуляцию результатов образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью широкого понимания результатов современного общего образования.

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех учителей основной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Разработка нового инструментария для оценки освоения новых планируемых результатов может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и метапредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательными системами.

Актуальность данного вопроса обусловлена потребностью учителей основной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС. Однако, проблема заключается в недостаточной разработке методического подхода к оценке полученных результатов обучения учащихся в аспекте требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. Важным условием является критериальность оценивания. В нашем случае предлагается балловая система. По каждой задаче ученик набирает определенное количество баллов, переводящихся в оценку с помощью предложенной шкалы перевода баллов в оценку. Таким образом, оценка «3», отраженная в баллах, при условии полной открытости оценивания (это обязательное условие), показывает качество усвоения данного вида деятельности, что отражает как личностные, так и метапредметные, и предметные результаты.

Широкое применение личностно-ориентированного подхода в обучении демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. Главный принцип оценивания – оно должно быть критериальным.

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Оценивание производится в баллах, которые затем переводятся в оценку.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Это могут быть критерии метапредметных компетенций учащихся:

  • Отзыв на кроссворд.

  • Критерии оценки выступления, доклада.

  • Самооценка организации данных в проекте.

  • Критерии оценивания плаката, опорной схемы.

  • Критерии оценивания мультимедийной презентации.

  • Оценивание устного ответа

  • Критерии качества выполнения практических, самостоятельных работ.

  • Оценивание совместной деятельности в группах.

  • Оценка уровня достижений (проектная, исследовательская работа).

  • Критерии оценивания контрольных, проверочных, самостоятельных, практических и лабораторных работ по географии, биологии и химии с учетом специфики изучаемого предмета

По каждому виду работы разрабатываются соответствующие схемы оценивания и перевода набранных баллов в оценку. Эти схемы должны быть универсальными, чтобы ими могли пользоваться как любой учитель-предметник, так и учащийся.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана основной образовательной программы на уровне основного общего образования.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Предложенные рекомендации могут быть полезны как молодым специалистам, так и преподавателям со стажем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!