СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление информации в различных системах счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Тема: Представление информации в различных системах счисления.

Цель работы:

  1. приобрести умение перевода чисел из любой системы счисления в другую автоматизированным способами (на примере стандартной программы Калькулятор);
  2. научиться выполнять арифметические операции над числами в двоичной системе системах счисления автоматизированным способом (на примере стандартной программы Калькулятор).

Просмотр содержимого документа
«Представление информации в различных системах счисления»

Конспект урока

Тема: Представление информации в различных системах счисления.


Цель работы:

  1. приобрести умение перевода чисел из любой системы счисления в другую автоматизированным способами (на примере стандартной программы Калькулятор);

  2. научиться выполнять арифметические операции над числами в двоичной системе системах счисления автоматизированным способом (на примере стандартной программы Калькулятор).


Материальное оснащение:

компьютерный класс с ПО, проектор, инструкционный материал


Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет-ресурсы: http://www.informatika.ru

http://www.student.informatika.ru

http://mirgeo.ucoz.ru/.

Учебник: «Информатика и ИКТ», М.С.Цветкова, Л.С.Великович


Ход работы:

  1. Организационный этап (2 мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности к учебному занятию, организую внимание студентов.

  1. Актуализация знаний (6 мин)

Тест на проверку усвоения материала:

Тест «Система счисления»


  1. Система счисления – это …

    1. Правила выполнения операций над числами

    2. Правила записи чисел

    3. 1 и 2

    4. нет верного ответа

  2. Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0 1 2 3 4 5 6 7, то такая система счисления называется …

  1. Двоичной

  2. Семеричной

  3. Восьмеричной

  4. Нет верного ответа

  1. Укажите те системы счисления, в которых может быть число 501

  1. Десятичная

  2. Двоичная

  3. Восьмеричная

  4. Шестнадцатеричная

  1. Как называется система счисления, в которой значение цифры зависит от занимаемой ею позиции в числе?

    1. позиционная;

    2. непозиционная;

    3. нет верного ответа;

    4. перечисленное в п.1-2.

  2. Число 101, записанное в двоичной системе счисления, после перевода в десятичную систему имеет вид

  1. 3

  2. 5

  3. 4

  4. 6

  1. Число 10, записанное в десятичной системе счисления, после перевода в двоичную систему счисления имеет вид

  1. 1010

  2. 1000

  3. 1001

  4. 1100

  1. Можно ли одно и тоже число записать в разных системах счисления?

    1. Да

    2. Нет

  2. Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0,1,2, то такая система счисления называется

  1. двоичная

  2. троичная

  3. семиричная

  4. восьмиричная

  1. В какой системе счисления, кроме цифр используются буквы латинскоко алфавита?

  1. двоичной

  2. восьмеричной

  3. десятичной

  4. шестнадцатиричной

  1. Равны ли два числа: 11 в десятичной системе счисления и 11 в двоичной системе счисления?

    1. Да

    2. Нет

Ответы к тесту на тему: «Система счисления»


1) 3

6) 1

2) 3

7) 1

3) 1,3,4

8) 2

4) 2

9) 4

5) 2

10) 2

Критерии оценивания:

9-10 б – оценка «5»

7-8 б – оценка «4»

4-6 б – оценка «3»

меньше 4 б – оценка «2»

Тест проверяют друг у друга студенты.


  1. Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся (8 мин)


СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(А. Стариков)

Давайте определим сколько же лет девочке?

Какой способ мы использовали для определения возраста девочки?

Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Как вы думаете может ли компьютер нам помочь, чтобы быстрее переводить числа из одной системы счисления в другую?

Давайте определим тему нашего урока сегодня: Представление информации в различных системах счисления


4. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные). Практическая работа за компьютером (25 мин)

Теоретические сведения

Системы счисления – это способ представления чисел с использованием соответствующих правил действия над числами.

Существуют два способа перевода чисел из одной системы счисления в другие и выполнения арифметических операций над числами:

  • Ручной (с помощью определенных правил);

  • Автоматизированный (с помощью компьютерной программы).

Стандартная программа Калькулятор представлена на рисунке


Выбор системы счисления:

Hex- шестнадцатеричная, Dec – десятичная, Oct – восьмеричная, Bin - двоичная












Ход работы

1. Перевод чисел из одной системы счисления в другие автоматизированным способом. Выполните задание № 1, используя программу Калькулятор (Пуск Программы Стандартные Калькулятор (для ОС Windows XP) или Пуск ПрограммыКалькулятор (для ОС Widows 10)).


Пример № 1. Перевести двоичное число 11101012 в десятичную систему счисления автоматизированным способом.

Решение. Здесь необходимо выполнить следующие действия:

  • установить в режиме Инженерный (для ОС Windows XP) или Программист (для ОС Widows 10) калькулятор переключатель в положение Bin;

  • ввести двоичное число 11101012;

  • установить переключатель в положение Dеc – в результате получится десятичное число (см. рисунок)








Задание №1

Заполните таблицу.


Исходное число

Соответствующие

число

1

110001112

Х8

Х10

Х16

2

54218

Х2

Х16

Х10

3

41510

Х2

Х8

Х16

4

31АСF16

Х2

Х10

Х8



2. Выполнение арифметических операций над числами в различных системах счисления автоматизированным способом. Выполните задание № 2 и запишите ответы.

Пример № 1. Умножить восьмеричные числа 748 и 98 в автоматизированным способом.

Решение. Здесь необходимо выполнить следующие действия:

  • установить в режиме Инженерный (для ОС Windows XP) или Программист (для ОС Widows 10) калькулятор переключатель в положение Oct;

  • ввести восьмеричное число 748;

  • н

    *

    ажать на калькуляторе кнопку

  • ввести восьмеричное число 68;

  • н

    =

    ажать на калькуляторе кнопку

  • в результате получить соответствующее восьмеричное число.


Задание №2

Заполните таблицу


Исходное число

Арифметическая операция

Соответствующие

число

1

110012

1012

+

Х2

Х10

2

7428

568

-

Х8

Х16

3

3C216

A516

*

Х16

Х8

Х2

4

8716

F16

/

Х16

Х2

Х10




















5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

3.Выполните задание № 3

Задание № 3

Имеется расписание поезда Москва-Анапа:

п/п

Станция назначения

Время прибытия на станцию

Время остановки, мин.

Время отправления со станции

Путь, км

1.

Москва

-

-

01:35

-

2.

Орел

07:18

11002

? 10

17D16

3.

Курск

09:48

С16

? 10

5758+2348

4.

Белгород

13:15

508

? 10

5AF16-13668

5.

Ростов

0:25

248

? 10

A0616/102

6.

Киевский

10:15

1F16

? 10

1018*110012

7.

Анапа

13:45

-

-

71F16-E016


Определите время остановки и отправления со станции, а также путь (в километрах) до станции, выполнив соответствующие арифметические операции.


6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Создать стендовый доклад об ученом.

Темы индивидуальных творческих проектов

«Стендовый доклад об учёном»

Ученные:

1. Алан Мэтисон Тьюринг;

2. Владимир Александрович Котельников;

3. Дэвид Хаффман;

4. Джордж Буль;

5. Клод Элвуд Шеннон;

6. Николаус Вирт;

7. Ральф Винтон Лайон Хартли;


Стендовый (постерный) доклад - это плакат-стенд (коллаж) с разнообразной тематической информацией, представленной в виде текста, рисунков, графиков, схем, таблиц и т.д.


Требования и рекомендации.

1. Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2. Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блоксхемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.

3. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для предполагаемых зрителей форме.

5. Стендовый доклад будет значительно проще для восприятия, если материал в нѐм будет: расположен так, чтобы его было удобно читать слева направо и сверху вниз; разнообразные выделительные эффекты (цвет, фон, размер шрифта, обрамление, линии различной толщины) обычно помогают лучше и быстрее ориентироваться в представленном материале.

6. План изложения материала в стендовом докладе: портрет, описание характера (с использованием цитат современников); научные достижения и награды; хронология жизни; курьезы, занимательные, поучительные и другие случаи из жизни.

7. Рекомендуемый объем стендового доклада – 1 страница формата А4, А3.



Пример оформления стендового доклада




7. Рефлексия (2 мин)


  1. На уроке я работал…

Активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я…

Доволен/не доволен

  1. Урок для меня показал…

Коротким/длинным

  1. За урок я …

Не устал/устал

  1. Мое настроение …

Стало лучше / стало хуже

  1. Материал урока мне был…

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучно

  1. Домашнее задание мне кажется…

Легким/трудным

Интересным/не интересным



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!