ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Заруцкая Т.П., учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия № 2»
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский.
Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной подготовки и преемственность в работе ДОУ и начальной школы позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Ни для кого не секрет, что при поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Первокласснику необходимо приспособиться к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы
Что предусматривает преемственность в системе образования?
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
−установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
−выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
−создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
−всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.)
ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться.
Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей
Наше образовательная организация тесно сотрудничает с детским садом «Сказка». Хотя к нам поступают учиться ребята из разных ДОУ Мариинского муниципального района.
В этом учебном году к нам поступили учащиеся с хорошей подготовкой к школьному обучению, о чем говорят результаты адаптационного периода, дезадаптированных детей – мало.
Мы очень благодарны коллегам из дошкольных образовательных учреждений. Также отмечаем у некоторых детей достаточно высокий уровень сформированности внимания, памяти, общеучебных навыков (умение действовать по инструкции). Но наряду с этим, привлекает внимание количество детей, имеющих речевые нарушения, слабое развитие тонкой моторики. Дисциплинированность детей находится на недостаточном уровне.
Формы осуществления преемственности нашей школы с дошкольными образовательными учреждениями можно поделить по следующим направлениям.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу.
Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
• проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной);
• совместные спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• посещение дошкольниками учебных занятий в «Малышкиной школе», организованных при гимназии;
• посещение летнего оздоровительного лагеря при гимназии.
В период ограничительных мер организованы мероприятия в онлайн и офлайн форматах: литературная гостиная, театрализованное представление, бодрящая гимнастика, онлайн -конкурс чтецов, видеоурок «Место ученика. Портфель ученика» и др.
Результат данной работы- появление у дошкольников интереса к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, учителям, ученикам. Такие совместные встречи помогают сформировать у дошкольников образ грамотного, интересного и разностороннего первоклассника, а что самое важное - формируют мотивационную готовность к школе.
2. Взаимодействие педагогов:
•Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
Информацию для родителей будущих первоклассников размещаем на сайте школы.
• совместные родительские собрания с учителями школы, которые уже стали традиционными;
• консультации с педагогами школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие.
В результате таких контактов педагогов детских садов и педагогов школы достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Заключение.
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Список литературы
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.
4