Преобразовательная деятельность Петра Великого
Тип урока: Урок-практикум.
Цель урока: формирование информационной компетенции посредством работы с историческим источником.
Задачи урока:
Образовательная; углубить знания по разделу «Преобразования Петра Первого».
Развивающая: развитие умений работать с информацией.
Воспитательная; активизация познавательной деятельности путем вовлечения учащихся в обсуждение страниц истории России.
Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, исторический документ «Аттестат Петра Первого о прохождение курсов артиллерийских наук в Кенигсберге».
I. Постановка цели и задач урока.
II. Вводное слово учителя: Во время первого пребывания в Кенигсберге в составе Великого посольства Петр I осматривал город, присматривался к традициям и обычаям местных жителей. Особое его внимание привлекла Фридрихсбургская крепость, расположенная на левом берегу реки Прегель. Там он познакомился с руководителем артиллерийско-фортификационной службы в Пруссии полковником Штернфельдом и договорился с ним о тренировках в стрельбе из артиллерийских орудий.
Прочитайте документ и выполните задания к нему:
Аттестат Петра I
о прохождении курса артиллерийских наук
в Кенигсберге
Я, Генрих Штейтнер-фон-Штернфельд... над главною и полевою артиллериею полковник, над всеми крепостями Прусского княжества верховный инженер, свидетельствую, что предъявитель сего московский кавалер, именем господин Петр Михайлов, в минувшем году был здесь, в Кенигсберге, благоизволил дать мне знать, что желает он изучать огнестрельное искусство, в особенности метание бомб и гранат под моим руководством и наставлением. Я тем охотнее согласился удовлетворить его желание, что видел в нем высокопохвальное рвение к столь необходимому искусству, и при первом разговоре с немалым удивлением заметил, какая понятливая особа ищет моего содействия. Начало предвещало доброе исполнение, и я тем ревностнее, без потери времени, как здесь, в Кенигсберге, так и в приморской крепости Пиллау, ежедневно господина Петра Михайлова не только в теории науки, но и в практике частыми работами собственных рук его обучал и упражнял; в том и другом случае в непродолжительное время, к общему изумлению, он такие оказал успехи и такие приобрел сведения, что везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может. В чем сим свидетельством явственно и непреложно удостоверяю. Дано в Кенигсберге, 2 сентября 1698 г.
1 задание: Великое московское посольство прибыло в Пруссию:
в 1689 г. 2. в 1690 г. 3. в 1697 г. 4. В 1968 г.
2 задание: Назовите современные названия городов Пруссии, которые упоминаются в тексте: Кенигсберг, Пиллау.
3 задание: Объясните, почему в тексте Петр I назван господином Петром Михайловым?
4 задание: Как относился, судя по тексту документа, к своему ученику прусский полковник? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.
5 задание: Каким учеником был Петр I? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.
6 задание: Объясните, как вы понимаете приведенное в тексте выражение: «исправный, осторожный, благоискусный, мужественный и бесстрашный огнестрельный мастер и художник»?
7 задание: Что нового об интересах, образе жизни Петра I вы узнали из текста документа?
IV. Совместная проверка работ.
Для обсуждения предлагаются вопросы:
На какие задания даны верные ответы и почему?
Что сделано неверно и почему?
Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?
Почему выстроили неверное умозаключение?
На что не обратили внимание при чтении?
Учитель руководствуется комментариями к оцениванию результатов в баллах.
Задание 1. Деятельность: аналитический выбор информации.
1 балл — ответ 3; 0 баллов — все другие ответы.
Задание 2. Деятельность: работа с дополнительной информацией.
2 балла — верный ответ: Кенигсберг — Калининград; Пиллау — Балтийск; 1 балл — верный ответ дан только по одному названию; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Задание 3. Деятельность: привлечение дополнительных знаний, аргументация.
2 балла — верный ответ: Петр Михайлов — имя и фамилия Петра I в обыденной жизни. На такое имя ему был выдан паспорт для заграничной поездки в 1697 г.; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Задание 4. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации.
2 балла — верный ответ: полковник Штернфельд относился к Петру с уважением и симпатией: он пишет, что видел в своем ученике «высокопохвальное рвение», называет его понятливым; указывает, что он охотно согласился обучать Петра Михайлова; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Задание 5. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация.
2 балла — верный ответ: способный, трудолюбивый, любознательный. Это подтверждают слова из документа: «ежедневно господин Петр Михайлов не только в теории науки, но и в практике... упражнялся», «в непродолжительное время, к общему изумлению» Петр показал большие успехи, получил обширные знания; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Задание 6. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.
2 балла — может быть приведено следующее толкование: умелый, аккуратный, точно выполняющий все правила; достигший в своем деле высшего мастерства; мастер высшего уровня, профессионал; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Задание 7. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, сопоставление информации.
2 балла — могут быть приведены следующие суждения: Петр I много времени уделял обучению военному искусству; это было ему интереснее, чем остальные занятия, был очень настойчивым, трудолюбивым, любо знательным; стремился все уметь и делать сам; iвел себя не как царь, а как простой ученик;
1 балл — дан верный по смыслу, но неточный
или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.
Упражнение на развитие критического мышления
Указ Петра I от 09.12.1709:
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.
Первый Петр
Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?
Носит ли этот указ шутливый характер?
Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?
Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?
Упражнение на развитие критического мышления
Указ Петра I от 09.12.1709:
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.
Первый Петр
Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?
Носит ли этот указ шутливый характер?
Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?
Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?