СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразовательная деятельность Петра I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преобразовательная деятельность Петра I»

Преобразовательная деятельность Петра Великого

Тип урока: Урок-практикум.

Цель урока: формирование информационной компетенции посредством работы с историческим источником.

Задачи урока:

Образовательная; углубить знания по разделу «Преобразования Петра Первого».

Развивающая: развитие умений работать с информацией.

Воспитательная; активизация познавательной деятельности путем вовлечения учащихся в обсуждение страниц истории России.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, исторический документ «Аттестат Петра Первого о прохождение курсов артиллерийских наук в Кенигсберге».

I. Постановка цели и задач урока.

II. Вводное слово учителя: Во время первого пребывания в Кенигсбер­ге в составе Великого посольства Петр I осма­тривал город, присматривался к традициям и обычаям местных жителей. Особое его внима­ние привлекла Фридрихсбургская крепость, расположенная на левом берегу реки Прегель. Там он познакомился с руководителем артиллерийско-фортификационной службы в Прус­сии полковником Штернфельдом и догово­рился с ним о тренировках в стрельбе из артил­лерийских орудий.































Прочитайте документ и выполните задания к нему:

Аттестат Петра I

о прохождении курса артиллерийских наук

в Кенигсберге

Я, Генрих Штейтнер-фон-Штернфельд... над главною и полевою артиллериею полков­ник, над всеми крепостями Прусского кня­жества верховный инженер, свидетельствую, что предъявитель сего московский кавалер, именем господин Петр Михайлов, в минув­шем году был здесь, в Кенигсберге, благоизволил дать мне знать, что желает он изучать огнестрельное искусство, в особенности ме­тание бомб и гранат под моим руководством и наставлением. Я тем охотнее согласился удовлетворить его желание, что видел в нем высокопохвальное рвение к столь необходи­мому искусству, и при первом разговоре с не­малым удивлением заметил, какая понятли­вая особа ищет моего содействия. Начало предвещало доброе исполнение, и я тем рев­ностнее, без потери времени, как здесь, в Ке­нигсберге, так и в приморской крепости Пиллау, ежедневно господина Петра Михай­лова не только в теории науки, но и в практи­ке частыми работами собственных рук его обучал и упражнял; в том и другом случае в непродолжительное время, к общему изумле­нию, он такие оказал успехи и такие приоб­рел сведения, что везде за исправного, осто­рожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и ху­дожника признаваем и почитаем быть может. В чем сим свидетельством явственно и не­преложно удостоверяю. Дано в Кенигс­берге, 2 сентября 1698 г.























1 задание: Великое московское посольство при­было в Пруссию:

  1. в 1689 г. 2. в 1690 г. 3. в 1697 г. 4. В 1968 г.



2 задание: Назовите современные названия городов Пруссии, которые упоминаются в тексте: Кенигсберг, Пиллау.



3 задание: Объясните, почему в тексте Петр I назван господином Петром Ми­хайловым?



4 задание: Как относился, судя по тек­сту документа, к своему ученику прус­ский полковник? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.



5 задание: Каким учеником был Петр I? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.



6 задание: Объясните, как вы пони­маете приведенное в тексте выражение: «исправный, осторожный, благоискусный, мужественный и бесстрашный ог­нестрельный мастер и художник»?



7 задание: Что нового об интересах, образе жизни Петра I вы узнали из текс­та документа?

































IV. Совместная проверка работ.

Для обсуждения предлагаются вопро­сы:

На какие задания даны верные отве­ты и почему?

Что сделано неверно и почему?

Почему не удалось обнаружить необ­ходимую информацию?

Почему выстроили неверное умозак­лючение?

На что не обратили внимание при чтении?

Учитель руководствуется комментари­ями к оцениванию результатов в баллах.

Задание 1. Деятельность: аналитический выбор информации.

1 балл — ответ 3; 0 баллов — все другие от­веты.

Задание 2. Деятельность: работа с допол­нительной информацией.

2 балла — верный ответ: Кенигсберг — Калининград; Пиллау — Балтийск; 1 балл — верный ответ дан только по одному назва­нию; 0 баллов — неверный ответ или отсут­ствие ответа.

Задание 3. Деятельность: привлечение до­полнительных знаний, аргументация.

2 балла — верный ответ: Петр Михайлов — имя и фамилия Петра I в обыденной жизни. На такое имя ему был выдан паспорт для за­граничной поездки в 1697 г.; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 бал­лов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 4. Деятельность: поисковое рег­рессивное чтение, отбор необходимой ин­формации.

2 балла — верный ответ: полковник Штернфельд относился к Петру с уважением и симпатией: он пишет, что видел в своем ученике «высокопохвальное рвение», назы­вает его понятливым; указывает, что он охот­но согласился обучать Петра Михайлова; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсут­ствие ответа.

Задание 5. Деятельность: поисковое регрес­сивное чтение, отбор необходимой информа­ции, аргументация.

2 балла — верный ответ: способный, тру­долюбивый, любознательный. Это подтвер­ждают слова из документа: «ежедневно госпо­дин Петр Михайлов не только в теории науки, но и в практике... упражнялся», «в непродол­жительное время, к общему изумлению» Петр показал большие успехи, получил обширные знания; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 6. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение до­полнительных знаний и личного опыта.

2 балла — может быть приведено следую­щее толкование: умелый, аккуратный, точно выполняющий все правила; достигший в своем деле высшего мастерства; мастер выс­шего уровня, профессионал; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или непол­ный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 7. Деятельность: поисковое регрес­сивное чтение, отбор необходимой информа­ции, сопоставление информации.

2 балла — могут быть приведены следую­щие суждения: Петр I много времени уделял обучению военному искусству; это было ему интереснее, чем остальные занятия, был очень настойчивым, трудолюбивым, любо знательным; стремился все уметь и делать сам; iвел себя не как царь, а как простой ученик;

1 балл — дан верный по смыслу, но неточный

или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.



Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?



  1. Носит ли этот указ шутливый характер?

  2. Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?

  3. Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?









Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?



  1. Носит ли этот указ шутливый характер?

  2. Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?

  3. Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!