СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преодоление трудностей во взаимодействии и общении одаренного ребенка с ровесниками и взрослыми"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Преодоление трудностей во взаимодействии и общении одаренного ребенка с ровесниками и взрослыми"»

Преодоление трудностей во взаимодействии и общении одаренного ребенка с ровесниками и взрослыми.   Подготовила педагог-психолог Орлова К.К..

Преодоление трудностей во взаимодействии и общении одаренного ребенка с ровесниками и взрослыми.

Подготовила

педагог-психолог

Орлова К.К..

С одаренностью ребенка можно встретиться в двух ситуациях: одаренность как проблема самого ребенка или окружающих взрослых, вызывающая множество сложных социально-педагогических и внутриличностных противоречий «благополучная» одаренность, органично вписывающаяся в жизнедеятельность Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно во многом обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности

С одаренностью ребенка можно встретиться в двух ситуациях:

одаренность как проблема самого ребенка или окружающих взрослых, вызывающая множество сложных социально-педагогических и внутриличностных противоречий

«благополучная» одаренность, органично вписывающаяся в жизнедеятельность

Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно во многом обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности

Насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей с окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности. Причины, приводящие к проблемам в коммуникативной сфере: Особенности личности самого одаренного ребенка Противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемые культурой: Завышенные ожидания и требования родителей

Насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей с окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности.

Причины, приводящие к проблемам в коммуникативной сфере:

Особенности личности самого одаренного ребенка

Противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемые культурой:

Завышенные ожидания и требования родителей

Противоречия в культурных нормах и правилах поведения. Взрослым необходимо хорошо понимать, какая коммуникативная ситуация имеет место в данный момент, в чем ее противоречие и как ее можно решать. Особенно это относится к родителям и взрослым, работающим с одаренными детьми, т.к. последние из-за повышенной социальной восприимчивости способны тоньше чувствовать двойственность ситуаций общения и норм ее регулирующих.

Противоречия в культурных нормах и правилах поведения.

Взрослым необходимо хорошо понимать, какая коммуникативная ситуация имеет место в данный момент, в чем ее противоречие и как ее можно решать. Особенно это относится к родителям и взрослым, работающим с одаренными детьми, т.к. последние из-за повышенной социальной восприимчивости способны тоньше чувствовать двойственность ситуаций общения и норм ее регулирующих.

Требования и ожидания родителей. Родителям необходимо помнить, что, ожидая от ребенка высоких достижений, сравнивая его с другими детьми, постоянно обращая внимание на его неудачи или поражения, можно сформировать такие качества, которые будут мешать маленькому человеку чувствовать себя комфортно среди других детей и получать удовольствие от общения с ними.  Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: Уверенность, базирующаяся на сознании самоценности, Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих, Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству, Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки, Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Требования и ожидания родителей.

Родителям необходимо помнить, что, ожидая от ребенка высоких достижений, сравнивая его с другими детьми, постоянно обращая внимание на его неудачи или поражения, можно сформировать такие качества, которые будут мешать маленькому человеку чувствовать себя комфортно среди других детей и получать удовольствие от общения с ними.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующаяся на сознании самоценности,
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих,
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску,
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству,
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки,
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Особенности развития и личности одаренных детей. Одаренные дети не только испытывают сложности в общении, но и имеют свои специфические трудности, определяющиеся неравномерностью их развития: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сферы соответствуют возрасту, а иногда и запаздывают. Сложности в общении со сверстниками могут возникнуть у одаренных детей из-за таких личностных черт, как высокие притязания, эгоцентризм (неумение и нежелание учитывать темп деятельности партнера и др.), своеобразное чувство юмора (высмеивание других), неумение сдерживать себя, повышенная эмоциональность и др..

Особенности развития и личности одаренных детей.

Одаренные дети не только испытывают сложности в общении, но и имеют свои специфические трудности, определяющиеся неравномерностью их развития: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сферы соответствуют возрасту, а иногда и запаздывают.

Сложности в общении со сверстниками могут возникнуть у одаренных детей из-за таких личностных черт, как высокие притязания, эгоцентризм (неумение и нежелание учитывать темп деятельности партнера и др.), своеобразное чувство юмора (высмеивание других), неумение сдерживать себя, повышенная эмоциональность и др..

Как правильно взаимодействовать с одаренным ребенком:

  • Понять ребенка и осознать его неординарность. Не игнорировать всю уникальность его данных. Не восторгаться им сверх меры. Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций. Создать условия для поощрения таланта. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его. Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес. Тактично, деликатно помогать. Учить терпению и поощрять старание. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию. Учить владеть эмоциями. Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша. Помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверх одаренность напоказ. Не возвышать его над остальными детьми в семье. Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка. Учитывать его индивидуальность. Все время ободрять его. Тактично обращаться с ним. Считать себя самым счастливым из родителей. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
  • Понять ребенка и осознать его неординарность.
  • Не игнорировать всю уникальность его данных.
  • Не восторгаться им сверх меры.
  • Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для поощрения таланта.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его.
  • Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес. Тактично, деликатно помогать.
  • Учить терпению и поощрять старание.
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию. Учить владеть эмоциями.
  • Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
  • Помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверх одаренность напоказ.
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  • Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  • Учитывать его индивидуальность.
  • Все время ободрять его.
  • Тактично обращаться с ним.
  • Считать себя самым счастливым из родителей.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
Межличностного восприятия  одарённых обучающихся  Функционально-ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, определяющих присущие данной культуре особенности совместной деятельности, «технологии» совместной деятельности. На основе этого «материала» происходит процесс социализации ребенка.  Функционально-ролевые отношения , свойственные учебной и трудовой деятельности, усваиваются в детской группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, который санкционирует те или иные образцы поведения.

Межличностного восприятия одарённых обучающихся

Функционально-ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, определяющих присущие данной культуре особенности совместной деятельности, «технологии» совместной деятельности. На основе этого «материала» происходит процесс социализации ребенка.

Функционально-ролевые отношения , свойственные учебной и трудовой деятельности, усваиваются в детской группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, который санкционирует те или иные образцы поведения.

Межличностного восприятия  одарённых обучающихся  Эмоционально-оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях – симпатии, антипатии, дружеских привязанностях.  Главной функцией данного вида отношений в ситуациях сов-местной деятельности ребенка с другими является осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности.

Межличностного восприятия одарённых обучающихся

Эмоционально-оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях – симпатии, антипатии, дружеских привязанностях.

Главной функцией данного вида отношений в ситуациях сов-местной деятельности ребенка с другими является осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности.

Межличностного восприятия  одарённых обучающихся  Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребенка. Это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл – «значение-для-меня»

Межличностного восприятия одарённых обучающихся

Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребенка. Это отношения, при которых мотив одного субъекта приобретает для общающегося и действующего с ним другого субъекта личностный смысл – «значение-для-меня»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!