Для реализации профилактики и оздоровления, обучающихся разрабатывается и реализуется программа АФК. Организуется через урочное и внеурочное время (в рамках спортивной секции) в течении учебного года. Программа рассчитана на 98 часов в группе «Повар», «Слесарь ремонтник» 84 часа.
В работе с детьми с ОВЗ используются следующие принципы:
1. Индивидуальный подход к каждому студенту согласно его заболеванию. 2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря. 3. Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Адаптивная физическая культура значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Преподавание физкультуры студентам с ОВЗ.
Анализируя процесс физического воспитания в группах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией студентов является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что студенты с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ.
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых студентов тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях. Для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям.
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в Надымском профессиональном колледже имеют важное значение.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у студента не создалось впечатления о потере внимания к нему.
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков; -продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у студента даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому студенту, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние. - даю посильные задания для выполнения; - контролируя выполнение домашнего задания;
-не выделяю среди сверстников;
если состояние здоровья позволяет выполнять, то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять учащегося таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет