СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Будто был я вчера на войне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Будто был я вчера на войне"»

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ » Будто был я вчера на войне Выполнил: ученик ____класса МБОУ ____________ _______________________

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ »

Будто был я вчера на войне

Выполнил:

ученик ____класса

МБОУ ____________

_______________________

Цель проекта: познакомиться с произведениями современных авторов о Великой Отечественной войне. Задачи проекта:  - узнать в библиотеке или в интернете о произведениях современных авторов о Великой Отечественной войне для подростковой аудитории;  - формировать у ровесников чувства уважительного отношения к поколению, на долю которого выпали годы ВОВ, будь то солдат, мирный житель или ребенок;  - глубже понять исторические, культурные и нравственные ценности, традиции своего народа;  - через выявленные произведения расширить свои знания об истории страны и поделиться полученной информацией с ребятами из класса - научиться правильно оформлять записи.

Цель проекта: познакомиться с произведениями современных авторов о Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

- узнать в библиотеке или в интернете о произведениях современных авторов о Великой Отечественной войне для подростковой аудитории;

- формировать у ровесников чувства уважительного отношения к поколению, на долю которого выпали годы ВОВ, будь то солдат, мирный житель или ребенок;

- глубже понять исторические, культурные и нравственные ценности, традиции своего народа;

- через выявленные произведения расширить свои знания об истории страны и поделиться полученной информацией с ребятами из класса

- научиться правильно оформлять записи.

Я не видел войны, Я родился значительно позже. Я ее проходил И читал про нее с детских лет. Сколько книг о войне, Где как будто все очень похоже, Есть и это, и то, Только самого главного нет.  А.Макаревич Вот уже более 75 лет как закончилась Великая Отечественная война. Уходят из жизни ветераны и участники этой войны. В нашем Шиловском районе осталось менее 25 человек, свидетелей этой страшной катастрофы мирового масштаба.

Я не видел войны,

Я родился значительно позже.

Я ее проходил

И читал про нее с детских лет.

Сколько книг о войне,

Где как будто все очень похоже,

Есть и это, и то,

Только самого главного нет.

А.Макаревич

Вот уже более 75 лет как закончилась Великая Отечественная война. Уходят из жизни ветераны и участники этой войны. В нашем Шиловском районе осталось менее 25 человек, свидетелей этой страшной катастрофы мирового масштаба.

Нет!

В Европе эту войну называют «Вторая мировая», но для нас живущих в России привычнее «Великая Отечественная война». Хотя и прошло уже несколько десятилетий с начала этого ужасного исторического события, но чужим и далеким оно не стало, даже для нас родившихся далеко «значительно позже». Не стало потому, что на фронте погиб (был ранен, пропал без вести) прадедушка; потому, что самоотверженно трудилась на заводе или в колхозе прабабушка; потому, что недоедали юные бабушки с дедушками; потому, что мамы и папы до сих пор каждое 9 Мая ездят с детьми на Поклонную гору, к могиле Неизвестного солдата или Красную площадь, ходят с детьми на торжественный митинг к обелиску Славы и Вечному огню. Потому что в семейном альбоме сохранились фотографии тех далеких времен, памятные вещи родственников (медали, ордена, а может это пули или осколки снарядов, которые вынули из ран) бережно хранимые бабушкой или мамой.

В послевоенные годы многие писатели в своих произведениях обращались к теме Великой Отечественной войны, чтобы каждое подрастающее поколение помнило о тяготах и лишениях взрослых и детей того времени. Но даже сейчас, в наши дни, эта тема остаётся актуальной, а казалось бы, сколько написано книг. Тема не исчерпала себя. Появились новые современные авторы, которые рассказывают о тех военных событиях глазами детей, подростков, потому что сами всё пережили, всё видели, всё ощутили в юном возрасте. Произведения этих авторов делают историю «зримой», ведь их написали внуки и внучки солдат, лейтенантов, капитанов 40-х.

Это книга совсем новая. Она повествует о современных подростках, отыскавших во время переезда из старого частного дома в новый многоэтажный, фотографию. Во время сбора вещей вдруг на старом чердаке в огромном сундуке разыскивается фотоснимок Трофима Савоськина, 19-летнего прадеда одной из героинь, позирующего на улицах Берлина в мае 1945-го. С этой находки начинаются приключения, испытания героини и её трёх друзей. Им предстоит защищать родину! Защищать, заручившись помощью прошлого, прадеда, чей подвиг едва не канул в Лету. И эта борьба резко и бесповоротно меняет жизнь семьи. К лучшему меняет. О чем эта почти детективная история? О неразрывности времен, о его взаимовлиянии.

Это книга совсем новая. Она повествует о современных подростках, отыскавших во время переезда из старого частного дома в новый многоэтажный, фотографию. Во время сбора вещей вдруг на старом чердаке в огромном сундуке разыскивается фотоснимок Трофима Савоськина, 19-летнего прадеда одной из героинь, позирующего на улицах Берлина в мае 1945-го. С этой находки начинаются приключения, испытания героини и её трёх друзей. Им предстоит защищать родину! Защищать, заручившись помощью прошлого, прадеда, чей подвиг едва не канул в Лету. И эта борьба резко и бесповоротно меняет жизнь семьи. К лучшему меняет. О чем эта почти детективная история? О неразрывности времен, о его взаимовлиянии.

Это произведение тоже о связи прошлого и настоящего. А ещё и о том, что мир – это не собрание монохромных поступков, событий. О том, что ночь – это не всегда исключительно черный цвет, а снег исключительно белый. Ярлык предателя, навешенный на человека много лет назад, спустя десятилетия, в результате расследования группы 13-летних подростков, оказывается не более чем ярлыком, называющим, обозначающим, но не являющимся. Выводы, сделанные подростками в результате расследования, - первый показатель их взросления: «Оправдать человека гораздо важнее, чем осудить».

Это произведение тоже о связи прошлого и настоящего. А ещё и о том, что мир – это не собрание монохромных поступков, событий. О том, что ночь – это не всегда исключительно черный цвет, а снег исключительно белый. Ярлык предателя, навешенный на человека много лет назад, спустя десятилетия, в результате расследования группы 13-летних подростков, оказывается не более чем ярлыком, называющим, обозначающим, но не являющимся. Выводы, сделанные подростками в результате расследования, - первый показатель их взросления: «Оправдать человека гораздо важнее, чем осудить».

Это сборник автобиографических рассказов. Это тоже воспоминания о военном детстве, о войне, какой ее запомнил 5-6-летний мальчик на оккупированной территории, для которого одинаково значимы любые события. Неожиданно подаренный немецким солдатом коробок спичек или пробивающая копытами дырки в крыше землянки коза - образы, в равной мере трогающие детскую душу. Война обнажает всё самое важное и скрывает сиюминутное, наносное, неожиданно научившись видеть в окружающих то, о чем прежде и подумать не мог. Однако хоть жизнь и заставляет ускоренно взрослеть, дети остаются детьми, и даже в оккупации находят время для игр и забав. Жизнь оккупированного немцами украинского села показана глазами мальчишки 4-7 лет.

Это сборник автобиографических рассказов. Это тоже воспоминания о военном детстве, о войне, какой ее запомнил 5-6-летний мальчик на оккупированной территории, для которого одинаково значимы любые события. Неожиданно подаренный немецким солдатом коробок спичек или пробивающая копытами дырки в крыше землянки коза - образы, в равной мере трогающие детскую душу. Война обнажает всё самое важное и скрывает сиюминутное, наносное, неожиданно научившись видеть в окружающих то, о чем прежде и подумать не мог. Однако хоть жизнь и заставляет ускоренно взрослеть, дети остаются детьми, и даже в оккупации находят время для игр и забав. Жизнь оккупированного немцами украинского села показана глазами мальчишки 4-7 лет.

«Облачный полк» Эдуарда Веркина – исключительно удачная попытка примирить поколение современное с поколением военным. Попытка очень удачная, т.к. повествование в книге о ровесниках читателей. О партизанах-мальчишках и юношах, сражающихся с фашистами по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выменивающих у немцев гранаты за знаменитую ленд-лизовскую тушенку, отчаянно желающих отогреться и наесться. А самый младший герой, Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие, мечтает открыть, наконец, счет убитым фрицам.

«Облачный полк» Эдуарда Веркина – исключительно удачная попытка примирить поколение современное с поколением военным. Попытка очень удачная, т.к. повествование в книге о ровесниках читателей. О партизанах-мальчишках и юношах, сражающихся с фашистами по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выменивающих у немцев гранаты за знаменитую ленд-лизовскую тушенку, отчаянно желающих отогреться и наесться. А самый младший герой, Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие, мечтает открыть, наконец, счет убитым фрицам.

Книга относится к документальной прозе. Тема произведения – история чужого народа, немцев. Да это и не история совсем. На уроке по предмету «История» рассказывая тему, мы называем фашистов то «немцами», то «гитлеровцами», то «врагами», «оккупантами». На уроках истории все эти слова – синонимы. А в книге – нет. Потому, что эта книга, во-первых, не про историю, а про жизнь. Очень трудную, грустную, несправедливую, где объединение этих, как выяснилось, абсолютно разных слов в синонимы – ужасная боль для человека так названного. Во-вторых, история – это что-то очень обобщенное. Имена в ней – будто памятники, твердые, холодные, вечные. А в книге каждый герой – будто друг, брат, сестра, мама, бабушка, да в конце концов - ты сам. Это ощущение соучастия, которое будет сопровождать тебя во время всего чтения. И тебе покажется, что всё это ты реально пережил, так ярко пересказывает свою жизнь главная героиня – немецкая девочка Марийхе.

Книга относится к документальной прозе.

Тема произведения – история чужого народа, немцев. Да это и не история совсем. На уроке по предмету «История» рассказывая тему, мы называем фашистов то «немцами», то «гитлеровцами», то «врагами», «оккупантами». На уроках истории все эти слова – синонимы. А в книге – нет. Потому, что эта книга, во-первых, не про историю, а про жизнь. Очень трудную, грустную, несправедливую, где объединение этих, как выяснилось, абсолютно разных слов в синонимы – ужасная боль для человека так названного. Во-вторых, история – это что-то очень обобщенное. Имена в ней – будто памятники, твердые, холодные, вечные. А в книге каждый герой – будто друг, брат, сестра, мама, бабушка, да в конце концов - ты сам. Это ощущение соучастия, которое будет сопровождать тебя во время всего чтения. И тебе покажется, что всё это ты реально пережил, так ярко пересказывает свою жизнь главная героиня – немецкая девочка Марийхе.

  • Это книга про принудительное переселение советских немцев, с давних времен живших в СССР. Первые дни Великой Отечественной войны, на СССР напала «та страна, которая называется Германия. В Германии живут немцы. …мы тоже немцы. Наши мальчишки, конечно, иногда дерутся друг с другом, но взрослые-то не такие дураки! А ещё наши мальчишки иногда дерутся с мальчишками из других деревень. Рядом с нами, в хуторе через речку, живут хохлы. А с другой стороны — казачья слободка. Мальчишки говорят на разных языках, ходят в разные школы, но иногда вместе играют и дерутся. Потом они мирятся, собираются на пионерские слёты и спортивные соревнования, ходят строем и жгут костры». Такое странное, непонятное событие произошло с семьей Марийхе, с её сестрами, родителями, бабушкой, родственниками. Событие, которое не могут объяснить, растолковать даже самые умные и сильные взрослые – папа и мама. И семья Марийхе покидает родное Равнополье. Много немецких семей тогда покинуло давным-давно уже ставшую родной землю. Бросив «каменные красивые дома, с занавесками и мебелью. Всё с собой не увезёшь. И большую красивую супницу, и блюдо для пирогов с нарисованными поросятами». Они немцы, значит, враги. Неважно, что нет фактов их враждебной деятельности, неважно, что им вынесли приговор, не дав возможности хоть как-нибудь защитить себя. Слово «немец» в 1941 году означало не национальность, а врага. Врага, оккупанта, фашиста, гитлеровца.
  • Семье Марийхе пришлось очень нелегко по пути в Сибирь, где было определено жить высланным немцам, да и в самой Сибири. Что давало им силы жить, выживать? Папины слова, что «у каждого народа есть люди плохие и хорошие, злые и добрые, жадные и щедрые»? Мамино упорство и трудолюбие? Бабушкины молитвы и доброта? Помощь хороших, добрых, щедрых сибиряков? Маленькие победы, радости, горчившие от многочисленных бед, непосильных трудов, лишений? Будто та полынная елка, устроенная взрослыми для детей... Возможно, все названное разом. Может, пережитые трудности с маленькими, почти незаметными радостями и сделало героиню таким сильным, хорошим человеком?
  • Все рассказанное автором было на самом деле. Без игры и выдумки. Приятно думать, что ты читаешь не чьи-то выдумки, а бывшее на самом деле. Но в то же время считаешь, что лучше бы это было выдумкой.
  • Можно предположить, что многие люди не любят читать грустные книги. Но все равно хочется посоветовать прочесть книгу О. Колпаковой «Полынная ёлка». Чтобы история больше не казалась скучным пыльным учебником. Чтобы отучиться объединять абсолютно разные слова в синонимы. Чтобы научиться быть по-настоящему сильным человеком, который борется с самыми тяжкими трудностями до последнего, не разжимая пальцев.

Вывод: тема Великой Отечественной войны действительно остаётся актуальна в российской детско-юношеской литературе. Авторы пишут о событиях тех лет, но уже со слов очевидцев или со своих ощущений и впечатлений, т.к. сами жили в те тяжёлые годы, но были детьми. После знакомства с этими произведениями современных авторов у нас осталось ощущение, б удто мы были там, рядом с ними, на той войне. Мы, молодое поколение, должны хранить память о годах Великой Отечественной войны. Это наша святая обязанность! Испытания, пережитые солдатами-защитниками Родины, жителями блокадного Ленинграда или семьёй немецкой девочки Марийхе надо помнить всегда до конца своих дней. .

Вывод: тема Великой Отечественной войны действительно остаётся актуальна в российской детско-юношеской литературе. Авторы пишут о событиях тех лет, но уже со слов очевидцев или со своих ощущений и впечатлений, т.к. сами жили в те тяжёлые годы, но были детьми. После знакомства с этими произведениями современных авторов у нас осталось ощущение, б удто мы были там, рядом с ними, на той войне.

Мы, молодое поколение, должны хранить память о годах Великой Отечественной войны. Это наша святая обязанность! Испытания, пережитые солдатами-защитниками Родины, жителями блокадного Ленинграда или семьёй немецкой девочки Марийхе надо помнить всегда до конца своих дней.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!