Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса организуется в тесной взаимосвязи с классными руководителями, родителями, социальным педагогом, медиком.
Мониторинг протекания адаптационного периода учащихся 5 классов.
Самое важное, что отслеживается в первую очередь, это переход детей из начального в среднее звено общеобразовательной школы, так как этот период психологи и педагоги определяют, как кризис.
Цель данной работы – создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, и в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социально - педагогической ситуации охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап - создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой ситуации - это первое полугодие пятого класса.
По направлениям деятельности: это целенаправленная, комплексная работа с детьми, педагогами и родителями.
Работа с детьми начинается с января месяца с посещения уроков в четвертых классах, организации наблюдения за детьми. По итогам посещений занятий происходит обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей детей. В апреле – психолого-педагогическая диагностика готовности к обучению в среднем звене. Это изучение социометрического статуса детей, анкетирование по изучению школьной мотивации Н. Г. Лускановой, рисуночная методика “Что мне нравится в школе?”, диагностика уровня развития интеллектуального потенциала по методике Ровена, (но). Далее по результатам диагностики классным руководителям даются рекомендации.
В октябре-ноябре осуществляется диагностика уровня адаптации к среднему звену пятиклассников с помощью методики по изучению школьной мотивации Н. Г. Лускановой, методики изучения уровня школьной тревожности Филлипса, методики изучения самооценки свойств психического состояния Айзенка, методики получения обратной связи «Точка зрения» Кореневской.
Работа с педагогами . Цель: формирование мотивации у учителей в осознании трудностей, возникающих с учащимися в 5-ом классе в процессе адаптации, знакомство с мерами профилактики дезадаптации, активизация потребности оказать помощь учащимся 5-х классов.
В этой связи в сентябре проводится семинар с учителями - предметниками «Как помочь пятикласснику». Организуется ознакомление классных руководителей с полученными результатами; индивидуальные и групповые консультации для педагогов по снижению риска школьной дезадаптации.
Работа с родителями начинается по данной проблеме с четвертого класса. Это цикл родительских собраний с приглашением учителей - предметников, будущих классных руководителей, психолога, индивидуальные и групповые консультации для родителей по проблемам обучения и воспитания. Ноябрь – родительские собрания «Пятый класс - радости и трудности». Работа с памятками «Как готовить домашние задания», использование их в работе с детьми в классе и дома. Проводятся индивидуальные консультации для родителей по различным направлениям: «Обманы детей», «Страхи детей», «Нежелание учиться», и т.д.
С нашей точки зрения подобная совместная работа педагогического коллектива помогает лучше увидеть ресурсы развития каждого ребенка и эффективнее организовать учебно-воспитательную работу на одном из важнейших этапов взросления детей.
Мониторинг удовлетваренности учащихся школьной жизнью и сформированности ученических коллективов (1-11 классы).
Дважды в год проводится ……октябрь-ноябрь и март – апрель.
Позволяет рассмотреть особенности развития ученических коллективов и построить воспитательную работу таким образом, чтобы скорректировать острые моменты в развитии классного коллектива.
Организуется в рамках контроля планирования воспитательной работы с учетом требований ФГОСООО.
Для диагностического исследования использовались следующие методики:
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А.Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
- Социометрия
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
- Методика А.Н. Лутошкиной «Какой у нас коллектив».
Мониторинг сформированности личностных УУД,
в рамках контроля организации внеурочной деятельности.
Проводится дважды в год (декабрь и апрель).
Диагностика:
- Методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностных рост»;
- Методика «Оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидпера;
- Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.
А так же, среди родителей и учащихся 1-7 классов проводится анкетирование, позволяющее оценить эффективность организации внеурочной деятельности, и учесть замечания и предложения для дальнейшей деятельности.
- Анкета исследования удовлетворенности учащихся организацией внеурочной деятельности;
- Анкета изучения удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности
Реализация программы «Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей»
Цель:
Реализация программы профилактики и коррекции
девиантного поведения детей и подростков
Цель:
Реализация программы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Доверие»
Цель:
Данные программы были разработаны совместно с социальным педагогом Тимоновой Е.С. и реализуются в тесной взаимосвязи.
Консультационная, просветительская работа, индивидуальная диагностика ведется преимущественно по запросу.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для выступления на МО "Психолого-педагогическое сопровождение среднего звена"»
Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС в ОУ Мариинского Муниципального района
Понятие сопровождения
- Сопровождение- целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде. (Битянова М. Р.)
Цель психолого-педагогического сопровождения
- обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Компоненты психолого- педагогического сопровождения
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
- Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования
- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- обеспечение готовности к школе
- Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования
- Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования
- Средняя школа – психолого-педагогическое сопровождение адаптации девятиклассников к обучению в средней школе; психолого- педагогическое сопровождение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, а также психолого- педагогическое сопровождение по подготовке к ГИА
Основные направления психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения:
- Просветительско- профилактическая деятельность расширяет представления учащихся о мире профессий, знакомит со спецификой профессионального обучения, способами профессиональной подготовки и учебными заведениями различного типа, информирует о потребностях общества в специалистах той или иной профессии.
Просветительско- профилактическая деятельность
- Просветительские занятия для учащихся 9-11 классов ОУ
«Основы эффективного выбора профессии
- Круглый стол для родителей «Роль семьи в профессиональном самоопределении»
- - Семинар для родителей
«Как помочь ребёнку выбрать профессию
Диагностическая деятельность
- Групповое диагностическое обследование профессионального самоопределения учащихся ОУ Мариинского муниципального района
- - Индивидуальное диагностическое обследование профессионального самоопределения учащихся ОУ Мариинского муниципального района
Коррекционно- развивающая деятельность
- Реализация программы по формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии «Выбираем профессию»
- - Занятия с элементами тренинга
«Мой выбор» для 9-11 кл классов , «Моя будущая профессия»
- - Проведение активизирующих групповых методик и профориентационных игр, занятий
Профессионально -ориентированное консультирование
- Профконсультирование – это индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении, которая определяется возрастными особенностями школьников, а также специфическими условиями взаимодействия с педагогами и родителями.
Готовность выпускников к сдаче ГИА
- 1) информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- 2) предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- 3) психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Результаты психолого-педагогического сопровождения
- Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
- Сформированность универсальных учебных действий
- Успешная адаптация обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
- Успешная адаптация и социализация выпускников школы.
- Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!