МБОУ СОШ № 1 г. Углегорска Сахалинской области
- Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры средствами инновационных образовательных технологий
- Головко О.Н. учитель изобразительного искусства 2016
Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства и МХК у учащихся 4 - 11 классов с помощью инновационных образовательных технологий Предмет исследования – инновационные образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий школьников
Универсальные учебные действия (УУД)
- обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия
это система действий учащегося, обеспечивающая
- культурную идентичность,
- социальную компетентность,
- толерантность,
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности
Виды универсальных учебных действий
- Личностные
- Регулятивные
- Общепознавательные
- Коммуникативные
Виды УУД – Регулятивные действия
Регуля-
тивные
действия
Целепола-
Контроль
Планиро-
Оценка
Прогно-
Коррекция
гание
зирование
вание
Волевая
само
регу-
ляция
Личностные УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
УУД
САМОПОЗНАНИЕ
СМЫСЛООБРАЗО-
НРАВСТВЕННО-
И САМО-
ВАНИЕ
ЭТИЧЕСКОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
И СМЫСЛО-
ОЦЕНИВАНИЕ
ПОРОЖДЕНИЕ
Познавательные УУД
Познава-
тельные
действия
Обще-
Логически е
Постановка
учебные
и решение
проблем
Познавательные УУД
Художественное познание связано
с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом,
сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,
обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть. Это процесс мыследеятельности
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Построение
Планиро-
Лидерство и
Умение
Постановка
речевых
вание
вопросов
слушать
согласование
действий с
и слышать
высказы-
учебного
ваний
партнером
сотрудни-
чества
Коммуникативные УУД
К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.
Метапредметные результаты обучения
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Анализ образовательных технологий как средство формирования УУД
Название
технологии
Цель
Проблемное обучение
Сущность
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Модульное обучение
Развивающее обучение
Механизм
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания
Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
Дифференцированное обучение
Развитие личности и ее способностей
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Поисковые методы, постановка познавательных задач
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей
Игровое обучение
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)
Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений
Обучение развитию критического мышления
Методы индивидуального обучения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия
Технология проектов -
технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная.
Проекты:
- практико-ориентированные,
- информационные,
- творческие.
Технология проектов -
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные .
Примеры:
- Почему карандаш пишет, и почему разные карандаши пишут по-разному (3 класс)
Технология проектов -
11 класс:
- Так ли прост карандаш?
- Художественная фотография
- Современное искусство
Исследовательский метод-
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:
- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования,
- формулировка целей и задач исследования,
- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе),
- проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов,
- выдвижение гипотезы,
- моделирование и проведение эксперимента,
- объяснение полученных данных,
- формулировка выводов,
- оформление результатов работы.
Формы организации исследовательской деятельности
- Элементы исследования в рамках базовых учебных курсов
- Элементы исследования в пространстве урока
- Специальные курсы, направленные на развитие исследовательских способностей
- Исследовательские специализации
- Индивидуальные исследовательские работы
- Выездные исследовательские школы
- Проблемные семинары и круглые столы
- Конференции исследовательских работ учащихся
- Конкурсы исследовательских работ учащихся
- Школьное научное общество
Игровые технологии
Использование разных типов игр вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в рабочем процессе и вовлекает даже наиболее пассивных учащихся. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Алгоритм дидактической игры:
- -Создание у участников игрового состояния.
- Организация игрового общения.
- Организация игрового действия.
- Подведение итогов игры
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи.
Результативность:
*-Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
*-Повышение уровня использования наглядности на уроке;
*-Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
*-Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
*-Рост качества знаний.
Преимущества ИКТ технологий
Опыт работы показал, что использование современных ИКТ- технологий на уроках:
-активизирует познавательную деятельность учащихся;
-повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
-экономит время на объяснение материала;
-позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
-позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
-даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
-создаёт комфортность на уроках
Активизация познавательной деятельности учащихся достигается за счёт:
-высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке;
-дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
-подбора интересного материала;
-более высокого темпа работы учащихся.
Типы ИКТ технологий
Типы
Компью
терных
технологий
Технология
Технология
Технология
Технология
использования
Компьютерного
компьютерного
Компьютерной
моделирования
тестирования
демонстрации
программированных
Учебных сред
Результат деятельности
Результатом деятельности становится:
- повышение мотивации учения,
- положительные личностные изменения: дети становятся более активными, открытыми, свободными в общении.
- Ученики открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению познавательного интереса;
- Им становится присуще стремление к самостоятельному поиску;
- Дети активно творят, участвуют в творческих конкурсах различного уровня