СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5-9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована для выступления на педагогическом совете для обмена опытом с коллегами

Просмотр содержимого документа
«Презентация Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5-9 классах»

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ ВОРОНЦОВОЙ Ю.Н. МКОУ НГО «ПАВДИНСКАЯ СОШ»

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ

ВОРОНЦОВОЙ Ю.Н.

МКОУ НГО «ПАВДИНСКАЯ СОШ»

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д.Ушинский

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

К.Д.Ушинский

В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия . Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия ,  которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.

В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия . Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия , которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • Личностные
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
  • Познавательные
  • работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций
  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения
  • выполнение логических операций
  • сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
  • сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
  • сравнения,
  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,
  • установления аналогий
  • подведения под понятие
  • Регулятивные
  • управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность
  • управление своей деятельностью
  • контроль и коррекция
  • инициативность и самостоятельность
  • Коммуникативные
  • речевая деятельность навыки сотрудничества
  • речевая деятельность
  • навыки сотрудничества

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .  Приемы и методы: Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему). Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде) Подготовка и защита проектов Деловая и ролевая игра

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .

Приемы и методы:

Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ

Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).

Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток

Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)

Подготовка и защита проектов

Деловая и ролевая игра

ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ «ГРУППИРОВКА» Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись Задания: В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске; Запишите понятия в тетрадь по памяти; Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить; Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны; Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ «ГРУППИРОВКА»

Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

Задания:

В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;

Запишите понятия в тетрадь по памяти;

Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;

Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;

Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6-7 КЛАССЕ   1.«Светофор» При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности  к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!» 2.Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6-7 КЛАССЕ

1.«Светофор»

При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

2.Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

Выясним…

Узнаем…

Научимся…

Проверим…

3.Прием целеполагания «Тема-вопрос» : тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос Хорошо Плохо

ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Расселение и занятия восточных славян». Задание : В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: Какие животные водились в местах расселения? Какие растения росли в местах расселения? Чем занимались восточные славяне? Во что верили ? Как добывали пищу? Где жили?

ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Расселение и занятия восточных славян».

Задание : В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Модельный ответ:

Какие животные водились в местах расселения?

Какие растения росли в местах расселения?

Чем занимались восточные славяне?

Во что верили ?

Как добывали пищу?

Где жили?

ЧТО РАССКАЗАЛА КАРТА? Вставь пропущенные слова: Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________. На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река). Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э. На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

ЧТО РАССКАЗАЛА КАРТА?

Вставь пропущенные слова:

Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).

Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

ПРИЕМ «РОКИРОВКА» Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ. 1. Что? 2. Где? 3. Когда? 4. Кто? 5. Как? 6. Почему?

ПРИЕМ «РОКИРОВКА»

Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

1. Что?

2. Где?

3. Когда?

4. Кто?

5. Как?

6. Почему?

ПОПС - ФОРМУЛА Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример  С – следствие (или суждение) 1. «Я считаю, что…». 2. «Потому что …». 3. «Я могу это доказать это на примере …». 4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

ПОПС - ФОРМУЛА

Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

1. «Я считаю, что…».

2. «Потому что …».

3. «Я могу это доказать это на примере …».

4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю). Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.  В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УД Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УД

Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!