СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет на тему"Функциональная грамотность:вызовы и эффективные практики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики"»

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

Круг обсуждаемых вопросов Как сегодня ставится вопрос о функциональной грамотности? Глобальные вызовы Функциональная грамотность и исследования PISA ,ВПР…. Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности Эффективные педагогические практики. Учебные задания и учебные ситуации.

Круг обсуждаемых вопросов

  • Как сегодня ставится вопрос о функциональной грамотности? Глобальные вызовы
  • Функциональная грамотность и исследования PISA ,ВПР….
  • Читательская грамотность, как компонент функциональной грамотности
  • Эффективные педагогические практики. Учебные задания и учебные ситуации.

Понятие о функциональной грамотности А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

Понятие о функциональной

грамотности

А. А. Леонтьев:

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

Функциональная грамотность  Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е  личности.   Ребенок  должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром  …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные  задачи…; способностью строить социальные  отношения…; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих  оценку  своей грамотности, стремление к дальнейшему  образованию…» [ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский 8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с.  16–17].

Функциональная грамотность

Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности.

Ребенок должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
  • способностью строить социальные отношения…;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

[ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский 8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

Нова ли эта проблема для российской и советской школы?  Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.   Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) Раньше мы это называли “ формализмом знаний” “ ситуационностью знаний” сегодня –

Нова ли эта проблема для

российской и советской школы?

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Мы учимся,

увы, для

школы, а не

для жизни.

Сенека

(4 г. до н.э. — 65 г. н. э.)

Раньше мы это называли

формализмом знаний”

ситуационностью знаний”

сегодня –

Ситуационность знаний: примеры Кол-во верных ответов Пример задания ≈ 95% 1) 5 х 4 = ? 2) В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? ≈ 85% 3) У меня завтра день рож-дения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? Поясните свой ответ. ≈ 50%

Ситуационность знаний: примеры

Кол-во верных ответов

Пример задания

95%

1) 5 х 4 = ?

2) В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке?

85%

3) У меня завтра день рож-дения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? Поясните свой ответ.

50%

Ситуационность знаний: пример

со сложной составной структурой

PISA, 15-летние

ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ

Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.

Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы умень-шить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду .

Вопрос 4. ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ

Из-за высокой стоимости дизельного топлива в 0,42 зеда за литр хозяева корабля «Новая волна» думают о том, чтобы снабдить свой корабль кайтом.

Подсчитано, что подобный кайт даёт возможность уменьшить расход дизельного топлива на 20%.

Максимальный резуль-

тат: 47%

с простой структурой

За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р.

Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус эконо-мит 20% топлива.

Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?

Стоимость установки кайта на «Новой волне» составляет 2 500 000 зедов.

Через сколько примерно лет экономия на дизельном топ-ливе покроет стоимость уста-новки кайта?

Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ.

Россия, 5-6 кл.: ≈50%

Лучший: 47%

Россия: 16%

Среднее по ОЭСР: 15%

Функциональная грамотность: модель (на примере математики) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ МИР МИР Математическая проблема Проблема  в контексте Формулировать Применять Оценивать Математические результаты Результаты в контексте Интерпретировать

Функциональная грамотность:

модель (на примере математики)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

РЕАЛЬНЫЙ МИР

МИР

Математическая

проблема

Проблема в контексте

Формулировать

Применять

Оценивать

Математические

результаты

Результаты

в контексте

Интерпретировать

Почему PISA? Основной вопрос исследования PISA: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Почему PISA?

Основной вопрос исследования PISA:

Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Глобальные вызовы. Как изменилось сегодня представление о качестве образования?

Глобальные вызовы.

Как изменилось сегодня представление о качестве образования?

Рынок труда: изменения в структуре спроса на профессиональные навыки Рутинные операции Методичное точное многократное повторение освоенной процедуры Ручные Умственные Идет замена: автоматизация, робототехника, компьютеризация

Рынок труда: изменения в

структуре спроса на

профессиональные навыки

Рутинные операции

Методичное точное многократное

повторение освоенной процедуры

Ручные

Умственные

Идет замена: автоматизация, робототехника,

компьютеризация

Рынок труда: изменения в структуре спроса на профессиональные навыки Нерутинные операции По умолчанию требуют знания, не описываются исчерпывающе фиксированным набором правил Аналитические Ручные Интерактивные Требуются умения: приспосабливаться распознавать символы, предлагать новые  по ситуации  цвет, запахи …  решения обрабатывать информацию понимать текст решать проблемы  взаимодействовать с другими, убеждать, аргументировать

Рынок труда: изменения в

структуре спроса на

профессиональные навыки

Нерутинные операции

По умолчанию требуют знания, не описываются

исчерпывающе фиксированным набором правил

Аналитические

Ручные

Интерактивные

Требуются умения:

  • приспосабливаться
  • распознавать символы,
  • предлагать новые

по ситуации

цвет, запахи …

решения

  • обрабатывать информацию
  • понимать текст
  • решать проблемы

  • взаимодействовать с другими, убеждать, аргументировать

Новые глобальные вызовы Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.) Раньше : предсказуемость Сегодня : неопределённость противоречивость, альтернативы Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости

Новые глобальные вызовы

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.)

Раньше :

предсказуемость

Сегодня : неопределённость

противоречивость,

альтернативы

Важнейшим становится умение принимать

грамотные и ответственные решения

в ситуации неопределённости

Повышение “КПД” общего образования повышенный и высокий уровень низкий уровень базовый уровень из них – круглые отличники традиционно ~7 ~40-50 ~20-40 ~10-15 стремимся: ~5 ~15 ~15 ~80 сегодня имеем в НШ: ~7 ~60-65 ~20-25 ~15

Повышение “КПД”

общего образования

повышенный

и высокий уровень

низкий уровень

базовый уровень

из них – круглые отличники

традиционно

~7

~40-50

~20-40

~10-15

стремимся:

~5

~15

~15

~80

сегодня имеем в НШ:

~7

~60-65

~20-25

~15

Навыки XXI века: исследование ITL, 2009-2012 Самостоятельное приобретение и пополнение знаний, их интеграция и перенос Разрешение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникативные умения Навыки сотрудничества Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении в () и апробированная в России в 2009-2010 г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL). Спонсор исследования – корпорация Микрософт  Исследование «Инновационные практики обучения (ITL)», 2009-2012 Стэнфордский исследовательский институт, SRI International, США, Калифорния Спонсор исследования – корпорация Микрософт

Навыки XXI века: исследование

ITL, 2009-2012

  • Самостоятельное приобретение и пополнение знаний, их интеграция и перенос
  • Разрешение проблем и инновационность
  • Использование ИКТ для обучения
  • Коммуникативные умения
  • Навыки сотрудничества
  • Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении

в () и апробированная в России в 2009-2010 г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL).

Спонсор исследования – корпорация Микрософт

Исследование «Инновационные практики обучения (ITL)», 2009-2012

Стэнфордский исследовательский институт, SRI International, США, Калифорния

Спонсор исследования – корпорация Микрософт

Навыки XXI века: ОЭСР (OECD), 2013 «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий» (New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology). Исследование The Boston Consulting Group и Всемирного экономического форума в Давосе. Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

Навыки XXI века: ОЭСР (OECD), 2013

«Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий»

(New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology). Исследование The Boston Consulting

Group и Всемирного экономического форума в Давосе. Модели Европейской классификацией

навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и

Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013.

http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

Модель образовательных достижений ОЭСР 2030 (PISA), 2016 The Future of Education and Skills: OECD Education 2030 Framework Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. URL:https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf

Модель образовательных

достижений ОЭСР 2030 (PISA), 2016

The Future of Education and Skills: OECD Education 2030 Framework

Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016.

URL:https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf

Российский образовательный стандарт: требования к результатам, 2009 – 2012 Овладение системой учебных действий с изучаемым материалом ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Действиями по самоопределение :  ОСВОЕНИЮ  ПРЕОБРАЗОВАНИЮ  ПРИМЕНЕНИЮ знаний на основе имеющихся знаний и универсальных учебных действий КТО Я ? РЕГУЛЯТИВНЫЕ: организация деятельности смыслообразование : ЗАЧЕМ Я ? КОММУКАТИВНЫЕ: речевые и иные выразительно-изобразительные средства, навыки взаимодействия морально-этическАЯ ориентация : ЧТО МНЕ ДОРОГО ? ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ : работа с информацией, знако-символьные средства и схемы, логические операции

Российский образовательный стандарт:

требования к результатам, 2009 – 2012

Овладение системой учебных действий с изучаемым материалом

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Действиями по

самоопределение :

  • ОСВОЕНИЮ
  • ПРЕОБРАЗОВАНИЮ
  • ПРИМЕНЕНИЮ знаний на основе имеющихся знаний и универсальных учебных действий

КТО Я ?

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: организация деятельности

смыслообразование : ЗАЧЕМ Я ?

КОММУКАТИВНЫЕ: речевые и иные выразительно-изобразительные средства, навыки взаимодействия

морально-этическАЯ ориентация :

ЧТО МНЕ ДОРОГО ?

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ : работа с информацией, знако-символьные средства и схемы, логические операции

Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Россия : ФГОС Навыки 21 го  века … включают : … классы задач : Освоение системы знаний  Приобретение и интеграция знаний Разрешение проблем и проблемных ситуаций Использование ИКТ в целях обучения и развития Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки  Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении  2009-2012. Исследование «Инновационные Практики обучения (ITL)»,  2009-2012.

Круг задач, устанавливаемых требовани-

ями ФГОС и планируемыми результатами

Россия : ФГОС

Навыки 21 го века

… включают :

… классы задач :

  • Освоение системы знаний
  • Приобретение и интеграция знаний
  • Разрешение проблем и проблемных ситуаций
  • Использование ИКТ в целях обучения и развития
  • Коммуникация
  • Сотрудничество
  • Самоорганизация и саморегуляция
  • Приобретение знаний
  • Решение проблем и инновационность
  • Использование ИКТ для обучения
  • Личностный смысл учения и рефлексия
  • Ценностно-смысловые установки

  • Коммуникация
  • Сотрудничество
  • Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении

2009-2012.

Исследование «Инновационные

Практики обучения (ITL)»,

2009-2012.

Что учитывается в международных

рейтингах качества общего образования?

Процедуры оценки качества образования в международных рейтингах опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS и PISA

PIRLS

Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ

  • приобретения читательского литературного опыта
  • освоения и использования информации

В исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка , успехи в обучении

В исследовании PISA речь идёт преимущественно о функциональной грамотности и навыках разрешения проблем , иными словами об ответе на вопрос: « Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? ».

Каковы же на сегодня успехи России в этих исследованиях?

TIMSS

Trends in Mathematics and Science Study, 4 , 8 и 11 классы

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:

  • всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы)
  • углублённых курсов математики и физики (11 класс)

PISA

Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники

9 и 10 классы

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

  • читательской
  • математической
  • естественно-научной
  • финансовой

СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

20

Результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA (2015-2016 годы) Здесь и далее использованы данные международных сравнительных исследований под рук. Г.С. Ковалёвой 20

Результаты российских учащихся

в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA

(2015-2016 годы)

Здесь и далее использованы данные международных сравнительных исследований под рук. Г.С. Ковалёвой

20

Динамика результатов российских учащихся за период с 1995 по 2015 годы Проблемные годы – начало нулевых (примерно с 2001 по 2007) PIRLS TIMSS PISA Основная причина низких рейтингов – низкие результаты российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем областям функциональной  грамотности , а также несформированность навыков совместной деятельности 20

Динамика результатов российских

учащихся за период с 1995 по 2015 годы

Проблемные годы – начало нулевых (примерно с 2001 по 2007)

PIRLS

TIMSS

PISA

Основная причина низких рейтингов – низкие результаты российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности , а также несформированность навыков совместной деятельности

20

Проблемы функциональной грамотности УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 600 Среднее значение  междуна-родной шкалы 500 2 уровень – пороговый , при достижении которого учащиеся начинают демонстри-ровать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях 400 Около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности (по каждой из областей - математи-ческой, естественнонаучной и читательской) и около трети учащихся по одной из областей ( по результатам исследования PISA – 2015)

Проблемы функциональной грамотности

УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях

4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации

600

Среднее

значение междуна-родной

шкалы

500

2 уровеньпороговый , при достижении которого учащиеся начинают демонстри-ровать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях

400

Около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности (по каждой из областей - математи-ческой, естественнонаучной и читательской) и около трети учащихся по одной из областей ( по результатам исследования PISA – 2015)

Распределение российских учащихся  15-летнего возраста по уровням функциональной грамотности (2015)

Распределение российских учащихся 15-летнего возраста по уровням

функциональной грамотности (2015)

Распределение российских учащихся  15-летнего возраста по уровням функциональной грамотности (2000-2015)

Распределение российских учащихся 15-летнего возраста по уровням

функциональной грамотности (2000-2015)

Математическая грамотность: концептуальная рамка  Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.  МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР РЕАЛЬНЫЙ МИР Проблема,  в контексте Математическая проблема Формулировать Применять Оценивать Математические результаты Результаты в контексте Интерпретировать

Математическая грамотность:

концептуальная рамка

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР

РЕАЛЬНЫЙ МИР

Проблема, в контексте

Математическая

проблема

Формулировать

Применять

Оценивать

Математические

результаты

Результаты

в контексте

Интерпретировать

Читательская грамотность: концептуальная рамка Читательская грамотность – это способность  человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни  Ситуация: цели чтения: личные социальные практические образовательные Тип текста: сплошной несплошной составной Оценка читательской грамотности в PISA Компетентности: осмысливать и оце- находить и извлекать интерпретировать нивать информацию информацию информацию 20

Читательская грамотность:

концептуальная рамка

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Ситуация:

цели чтения:

  • личные
  • социальные
  • практические
  • образовательные

Тип текста:

  • сплошной
  • несплошной
  • составной

Оценка

читательской

грамотности

в PISA

Компетентности:

осмысливать и оце-

находить и извлекать

интерпретировать

нивать информацию

информацию

информацию

20

Структура заданий по читательской грамотности PISA-2018: изменения Основные компетенции Один текст Локализация информации (25%) Просмотр и поиск (15%) Понимание. Множественный текст Интеграция и интерпретация (45%-50%) Выявление буквального смысла (15%) Рефлексия и оценка (25%-30%) Поиск и извлечение соответствующего текста (10%) Обобщение и формулирование выводов (15%) Оценка качества и надежности текста (10%) Обобщение и формулирование выводов (15%) Размышление над содержанием и формой текста (10%) Выявление и анализ противоречий (10%)

Структура заданий по читательской

грамотности PISA-2018: изменения

Основные компетенции

Один текст

Локализация информации (25%)

Просмотр и поиск (15%)

Понимание.

Множественный текст

Интеграция и интерпретация (45%-50%)

Выявление буквального смысла (15%)

Рефлексия и оценка (25%-30%)

Поиск и извлечение соответствующего текста (10%)

Обобщение и формулирование выводов (15%)

Оценка качества и надежности текста (10%)

Обобщение и формулирование выводов (15%)

Размышление над содержанием и формой текста (10%)

Выявление и анализ противоречий (10%)

Естественнонаучная грамотность: концептуальная рамка Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  Оценка естественно научной грамотности в PISA Контекст: здоровье ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и тех-  нологии Тип е/н знания: Физические системы Живые системы Земля и Вселенная Методология Компетентности: применять е/н мето- давать научные интерпретировать дан- ды исследования объяснения ные, делать выводы

Естественнонаучная грамотность:

концептуальная рамка

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Оценка

естественно

научной

грамотности

в PISA

Контекст:

  • здоровье
  • ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и тех-

нологии

Тип е/н знания:

  • Физические системы
  • Живые системы
  • Земля и Вселенная
  • Методология

Компетентности:

применять е/н мето-

давать научные

интерпретировать дан-

ды исследования

объяснения

ные, делать выводы

Естественнонаучная грамотность: пример задания (PISA-2018)

Естественнонаучная грамотность:

пример задания (PISA-2018)

Функциональная грамотность: результаты российских учащихся 15-летнего возраста по видам деятельности (2015) Наиболее проблемные области ( по результатам исследования PISA – 2015): Математическая грамотность – формулировать математическую идею Читательская грамотность – осмысливать и оценивать информацию, а также интерпретировать и интегрировать информацию Естественнонаучная грамотность – применять методы е/н исследования, а также давать научное объяснение явлений

Функциональная грамотность: результаты

российских учащихся 15-летнего возраста

по видам деятельности (2015)

Наиболее проблемные области ( по результатам исследования PISA – 2015):

  • Математическая грамотность – формулировать математическую идею
  • Читательская грамотность – осмысливать и оценивать информацию, а также интерпретировать и интегрировать информацию
  • Естественнонаучная грамотность – применять методы е/н исследования, а также давать научное объяснение явлений
Совместное разрешение проблем: модель интерактивного задания, PISA-2015 с применением компьютера: интерактивный контрагент (симуляция работы в группе) Дерево полилога Все реплики пронумерованы Поле для чата Поле для выполнения задания  Инструменты общения (чат, e-mail…)           к 67 Инструменты для выполнения задания             контрагенты тестируемый Информационные объекты и поля      

Совместное разрешение проблем: модель

интерактивного задания, PISA-2015

с применением компьютера:

интерактивный контрагент

(симуляция работы в группе)

Дерево полилога

Все реплики пронумерованы

Поле для чата

Поле для выполнения задания

Инструменты

общения

(чат, e-mail…)

к 67

Инструменты для выполнения

задания

 

 

контрагенты

тестируемый

Информационные объекты и поля

Пример задания. Визит

Пример задания. Визит

Пример задания. Визит (продолжение) Образец экрана Принимаемый ответ Давайте обсудим, что нужно для того, чтобы экскурсия прошла удачно Классификация (В2) Определение и описание задач, которые должны быть выполнены “ Спасающая” реплика РИТА: Нам нужно поскорее принять решение. Давайте обсудим, каким должно быть место, куда мы поведём гостей

Пример задания. Визит (продолжение)

Образец экрана

Принимаемый ответ

Давайте обсудим, что нужно для того, чтобы экскурсия прошла удачно

Классификация

(В2) Определение и описание задач, которые должны быть выполнены

Спасающая” реплика

РИТА: Нам нужно поскорее принять решение. Давайте обсудим, каким должно быть место, куда мы поведём гостей

Пример задания. Визит (продолжение) Образец экрана Принимаемый ответ В таблице: все три ячейки проверены для рынка и 5 из 6 кнопок правильно проверены для музея и завода. Переключатели: городской рынок. Классификация (C2) Воплощение планов (C3) Следование правилам взаимодействия

Пример задания. Визит (продолжение)

Образец экрана

Принимаемый ответ

В таблице: все три ячейки проверены для рынка и 5 из 6 кнопок правильно проверены для музея и завода.

Переключатели: городской рынок.

Классификация

(C2) Воплощение планов

(C3) Следование правилам взаимодействия

Пример задания. Визит, часть 2 Образец экрана Задание выполняло 260 чел. на пилотном этапе. Всего в задании 3 части

Пример задания. Визит, часть 2

Образец экрана

Задание выполняло 260 чел. на пилотном этапе.

Всего в задании 3 части

Результаты PISA-2015: совместное разрешение проблем (15-летние) Описание уровня Россия Уровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих сложную проблему И предполагающих сложное взаимодействие 3,6% Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие 20,3% Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности 39,6% Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие 29,2% Ниже уровня 1  7,3%

Результаты PISA-2015: совместное

разрешение проблем (15-летние)

Описание уровня

Россия

Уровень 4. Успешное выполнение заданий, содержащих сложную проблему И предполагающих сложное взаимодействие

3,6%

Уровень 3. Успешное выполнение ЛИБО заданий, содержащих сложную проблему, ЛИБО заданий, предполагающих сложное взаимодействие

20,3%

Уровень 2. Вклад в разрешение проблемы средней сложности

39,6%

Уровень 1. Успешное выполнение заданий, содержащих НЕсложную проблему И предполагающих ограниченное по сложности взаимодействие

29,2%

Ниже уровня 1

7,3%

Что делать? Эффективные педагогические практики. Учебные задания и учебные ситуации

Что делать?

Эффективные педагогические практики.

Учебные задания и учебные ситуации

Основа учебной самостоятельности школьников – универсальные учебные действия Могу учиться! Личностные результаты Метапредметные результаты Хочу учиться! Владею необходимыми инструментальными и понятийными средствами Предметные результаты

Основа учебной самостоятельности

школьников – универсальные

учебные действия

Могу учиться!

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Хочу учиться!

Владею необходимыми

инструментальными

и понятийными средствами

Предметные

результаты

Ребенок может учиться самостоятельно. Что это означает? ? Способен к имитации, Способен опознать задачу как новую; выяснить, каких средств недостает для реше-ния: что именно не знает или не может действию по образцу, по формуле « Делай вместе со мной, а теперь делай сам, но так же, как я» Формула образовательного запроса: «Я не знаю, у меня не получается! Помогите мне!» «У меня получится, я смогу, если я буду знать/ уметь следующее …» Ученик – это школьник, не столько умело отвечающий, сколько умело спрашивающий; умеющий ставить вопросы-гипотезы

Ребенок может учиться

самостоятельно. Что это означает?

?

  • Способен к имитации,
  • Способен опознать задачу

как новую; выяснить, каких средств недостает для реше-ния: что именно не знает или не может

действию по образцу, по формуле « Делай вместе со мной, а теперь делай сам, но так же, как я»

Формула образовательного запроса:

«Я не знаю, у меня не получается! Помогите мне!»

«У меня получится, я смогу, если я буду знать/ уметь следующее …»

Ученик – это школьник, не столько умело отвечающий,

сколько умело спрашивающий;

умеющий ставить вопросы-гипотезы

Как формировать учебную самостоятельность? При непосредственно- эмоциональном и игровом сотрудничестве выхолащивается содержание При имитационном сот-рудничестве будет осво-ена только репродукция Учение в общении или УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: учитель-задание-ребенок Необходимое условие для формирования этой способности координировать позиции и удерживать «предметность» действия , инициировать совместное действие

Как формировать учебную

самостоятельность?

При непосредственно-

эмоциональном и игровом сотрудничестве выхолащивается содержание

При имитационном сот-рудничестве будет осво-ена только репродукция

Учение в общении или

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:

учитель-задание-ребенок

Необходимое условие для формирования этой способности

  • координировать позиции и удерживать «предметность» действия ,
  • инициировать совместное действие

Зачем нужно учебное сотрудничество со сверстниками? Именно группа детей - изначально является - снимает парадокс взрослого как перво-источника и побуди-теля детской само-стоятельности, но и её  ограничителя инициатором учебного сотрудничества со взрослым Полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике «взрослые» функции контроля и оценки , целеполагания , планирования, координации ребенок обретает, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками

Зачем нужно учебное

сотрудничество со сверстниками?

Именно группа детей

- изначально является

- снимает парадокс взрослого как перво-источника и побуди-теля детской само-стоятельности, но и её ограничителя

инициатором учебного

сотрудничества

со взрослым

Полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике «взрослые» функции контроля и оценки , целеполагания , планирования, координации ребенок обретает, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками

Сотрудничество с самим собой Освоения способов взаимодействия со взрослым и со сверстниками недостаточно Необходимо освоение способов изучения СЕБЯ, своего собственного изменения Необходимые условия способности к самоизменению , в частности, установлению границ и уточнению своего знания и НЕзнания Предельно дифферен-цированная конкрет-ная самооценка, принятие себя Предоставление возможностей для разных выборов  оценочная самостоятельность проектная деятельность

Сотрудничество с самим собой

Освоения способов взаимодействия со взрослым и со сверстниками недостаточно

Необходимо освоение способов изучения СЕБЯ, своего собственного изменения

Необходимые условия способности к самоизменению , в частности, установлению границ и уточнению своего знания и НЕзнания

Предельно дифферен-цированная конкрет-ная самооценка, принятие себя

Предоставление возможностей для разных выборов

оценочная самостоятельность

проектная деятельность

Этапы становления учебной самостоятельности Основные условия Вектор взросления Позиционное сотрудничество, обсуждения поисковая активность Совместный поиск совместно-распределенное действие 1-2 кл. поиск, открытие, преобразование понятийных средств и способов 1) складывание общности Я МЫ фиксация результатов поиска в виде уточняющихся моделей (знаков, схем) Я Я 2) овладение формами взаи- модействия, инструментами самопознание Совместный и совместно- индивидуальный поиск 3-7 кл. проектная деятельность оценочная самостоятельность Я и ДРУГОЙ: реальный (“заданный”, призванный) виртуальный МЫ инструменты рубрики (предмет оценки), критерии, шкалы, нормы 8-11 кл. Самостоятельный поиск принципы и правила: самооценка, взаимооценка, экспертиза и кри- тика, выводы и заключения

Этапы становления

учебной самостоятельности

Основные условия

Вектор взросления

Позиционное сотрудничество, обсуждения

поисковая активность

Совместный поиск

совместно-распределенное действие

1-2 кл.

поиск, открытие, преобразование

понятийных средств и способов

1) складывание общности

Я

МЫ

фиксация результатов поиска

в виде уточняющихся моделей

(знаков, схем)

Я

Я

2) овладение формами взаи-

модействия, инструментами

самопознание

Совместный и совместно-

индивидуальный поиск

3-7 кл.

проектная деятельность

оценочная

самостоятельность

Я и ДРУГОЙ:

  • реальный (“заданный”,

призванный)

  • виртуальный

МЫ

инструменты

рубрики (предмет оценки),

критерии, шкалы, нормы

8-11 кл.

Самостоятельный поиск

принципы и правила: самооценка,

взаимооценка, экспертиза и кри-

тика, выводы и заключения

Квалификация учителя проявляется в том, … (4) (4) стимулирует ли учитель становление и развитие самостоятельной оценочной деятельности детей или полностью присваивает себе все функции контроля и оценки;

Квалификация учителя

проявляется в том, … (4)

(4) стимулирует ли учитель становление и развитие самостоятельной оценочной деятельности детей или полностью присваивает себе все функции контроля и оценки;

Почему важно формировать оценочную самостоятельность Включение детей в самостоятельную оценочную деятельность служит …  Для учителя : средством диагностики и обратной связи, основанием для индивидуальной помощи и коррекции Для ученика : стимулом и поддержкой, средством фиксации индивидуального прогресса способом, снимающим зависимость от внешней оценки (учителя, взрослых) и помогающим ему/ей осознать, (1) в чём у него/неё проблемы , (2) что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы этих проблем не стало , (3) как это можно сделать

Почему важно формировать

оценочную самостоятельность

Включение детей в самостоятельную оценочную деятельность служит …

Для учителя : средством диагностики и обратной связи, основанием для индивидуальной помощи и коррекции

Для ученика :

  • стимулом и поддержкой, средством фиксации индивидуального прогресса
  • способом, снимающим зависимость от внешней оценки (учителя, взрослых) и помогающим ему/ей осознать,

(1) в чём у него/неё проблемы ,

(2) что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы этих проблем не стало ,

(3) как это можно сделать

Формирование оценочной самостоятельности. Общие принципы Можно начинать только на основе первичного освоения форм взаимодействия – со взрослы-ми и со сверстниками Разумно начинать с оценочного суждения ребенка Оценка не должна быть глобальной: нужна предельная дифференциация Самооценка соотносится с оценкой взрослого там, где есть объективные критерии и введе-ны правила ( шкалы ) Ребенок имеет право на сомнение Оценивать можно только то, чему учат

Формирование оценочной

самостоятельности. Общие принципы

  • Можно начинать только на основе первичного освоения форм взаимодействия – со взрослы-ми и со сверстниками
  • Разумно начинать с оценочного суждения ребенка
  • Оценка не должна быть глобальной: нужна предельная дифференциация
  • Самооценка соотносится с оценкой взрослого там, где есть объективные критерии и введе-ны правила ( шкалы )
  • Ребенок имеет право на сомнение
  • Оценивать можно только то, чему учат

Формирование оценочной самостоятельности. Общие принципы Оценке подлежат только действия учеников и демонстрируемые ими результаты , но не их личные качества. Доброжелательность оценки. При несоблюдении ребёнком правил следует избегать персонифицированной оценки, заменяя непосредствен-ное обращение к ребёнку обращением к посреднику (например, куклам) Критерии оценивания и алгоритм выставле-ния отметки всем заранее известны . В идеале они вырабатываются педагогами и учащимися совместно

Формирование оценочной

самостоятельности. Общие принципы

  • Оценке подлежат только действия учеников и демонстрируемые ими результаты , но не их личные качества.
  • Доброжелательность оценки.

При несоблюдении ребёнком правил следует избегать персонифицированной оценки, заменяя непосредствен-ное обращение к ребёнку обращением к посреднику (например, куклам)

  • Критерии оценивания и алгоритм выставле-ния отметки всем заранее известны .

В идеале они вырабатываются педагогами и учащимися совместно

Оценочная самостоятельность: основные компоненты овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексии овладение представлениями о критериях, шкалах, нормах оценки овладение правилами и формулами оценки и оценочных суждений овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексии овладение представлениями о критериях, шкалах, нормах оценки овладение правилами и формулами оценки и оценочных суждений

Оценочная самостоятельность:

основные компоненты

  • овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексии овладение представлениями о критериях, шкалах, нормах оценки овладение правилами и формулами оценки и оценочных суждений
  • овладение инструментами само- и взаимооценки, рефлексии
  • овладение представлениями о критериях, шкалах, нормах оценки
  • овладение правилами и формулами оценки и оценочных суждений

Осваиваем инструменты и приёмы оценочной деятельности Волшебная линеечка (Дембо-Рубинштейн) Нет ошибок шкала 2-3 ошибки критерий Много ошибок Безударные гласные

Осваиваем инструменты и приёмы

оценочной деятельности

Волшебная линеечка (Дембо-Рубинштейн)

Нет ошибок

шкала

2-3 ошибки

критерий

Много ошибок

Безударные

гласные

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Критериальная взаимооценка Критериальная самооценка Критериальная оценка: два подхода Интегральное Аналитическое описание критерия описание критерия например: (балльная оценка) базовый – повышенный

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Критериальная взаимооценка
  • Критериальная самооценка

Критериальная оценка: два подхода

Интегральное

Аналитическое

описание критерия

описание критерия

например:

(балльная оценка)

базовый – повышенный

Пример 1. Критериальная оценка Метапредметные результаты Интегральное описание критерия Критерий: Навыки исследования. Формулировка вопросов. Постановка проблемы Низкий Задает простые вопросы Базовый Повышенный Задает конкретные вопросы, показываю-щие область интересов Задавая вопрос, использует вопро-сительные слова Ставит исследова-тельские вопросы Пытается формулиро-вать ясные вопросы по теме исследования Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования 3 кл 4 кл, декабрь 1 кл.

Пример 1. Критериальная оценка

Метапредметные результаты

Интегральное описание критерия

Критерий: Навыки исследования.

Формулировка вопросов. Постановка проблемы

Низкий

Задает простые вопросы

Базовый

Повышенный

Задает конкретные вопросы, показываю-щие область интересов

Задавая вопрос, использует вопро-сительные слова

Ставит исследова-тельские вопросы

Пытается формулиро-вать ясные вопросы по теме исследования

Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования

3 кл

4 кл, декабрь

1 кл.

Пример 2. Критериальная оценка Метапредметные результаты Интегральное описание критерия Критерий: Навыки исследования. Планирование Низкий Базовый Ставит цель исследования с помощью учителя Повышенный Ставит цель исследования самостоятельно Следует плану, предложенному учителем В целом представляет, как достичь цели Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Использует реко- мендованные источники информации Планирует исследовательский проект Пытается обнаружить способы получения информации Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения Сбор и организация данных В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики           Уровень развития способности

Пример 2. Критериальная оценка

Метапредметные результаты

Интегральное описание критерия

Критерий: Навыки исследования. Планирование

Низкий

Базовый

Ставит цель исследования с помощью учителя

Повышенный

Ставит цель исследования самостоятельно

Следует плану, предложенному учителем

В целом представляет, как достичь цели

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Использует реко- мендованные источники информации

Планирует исследовательский проект

Пытается обнаружить способы получения информации

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Сбор и организация данных

В качестве источника информации использует только учебник

Описывает наблюдения с помощью учителя

Пытается использовать различные источники информации

Описывает наблюдения, используя знакомые способы

Отбирает нужную информацию из большого ее массива

Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики

 

 

 

 

 

Уровень развития способности

Пример 3. Критериальная оценка Метапредметные результаты Интегральное описание критерия Критерий: Навыки исследования. Сбор и организация данных Низкий В качестве источника информации использует только учебник Базовый Повышенный Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения с помощью учителя Отбирает нужную информацию из боль-шого ее массива Описывает наблюдения, используя знакомые способы Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики

Пример 3. Критериальная оценка

Метапредметные результаты

Интегральное описание критерия

Критерий: Навыки исследования.

Сбор и организация данных

Низкий

В качестве источника информации использует только учебник

Базовый

Повышенный

Пытается использовать различные источники информации

Описывает наблюдения с помощью учителя

Отбирает нужную информацию из боль-шого ее массива

Описывает наблюдения, используя знакомые способы

Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Самостоятельное составление проверочных заданий, критериальной базы, схем, моделей Самостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполнения Самостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполнения Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов … Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов …

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Самостоятельное составление проверочных заданий, критериальной базы, схем, моделей
  • Самостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполнения
  • Самостоятельное составление “Правил” (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполнения
  • Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов …
  • Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов …

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники “ Лестницы продвижения”, “ Листы продвижения” Учитель, а затем дети самостоятельно отслеживают продвижение в освоении системы планируемых результатов, например, на основе списка тематических результатов – как предметных, так и метапредметных  ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ (критериев, удачных мест, ошибок, оценок, способов действий, удачных стратегий …)

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

Лестницы продвижения”,

Листы продвижения”

  • Учитель, а затем дети самостоятельно отслеживают продвижение в освоении системы планируемых результатов, например, на основе списка тематических результатов – как предметных, так и метапредметных

  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ (критериев, удачных мест, ошибок, оценок, способов действий, удачных стратегий …)

Осваиваем инструменты и приёмы текущей оценочной деятельности (лист продвижения)  Ученик А. работа с информацией сент нояб окт дек строить поисковый запрос; отбирать надёжные источники информации; представлять информацию в разных форматах различать факты, мнения и оценки

Осваиваем инструменты и приёмы

текущей оценочной деятельности

(лист продвижения)

Ученик А. работа с информацией

сент

нояб

окт

дек

строить поисковый запрос;

отбирать надёжные источники информации;

представлять информацию в разных форматах

различать факты, мнения и оценки

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Карта понятий Погода Облачность Температура Давление Влажность Сила и Осадки направление ветра Дождь  + – Снег  Оцениваем : меру продвижения к упорядоченной схеме научных понятий и знаний от неупорядо-ченного, случайного, неполного набора элементов, бытовых понятий , факторов. То есть, оцениваем: структуру, полноту, соответствие науке, точность примеров …

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Карта понятий

Погода

Облачность

Температура

Давление

Влажность

Сила и

Осадки

направление

ветра

Дождь

+

Снег

Оцениваем : меру продвижения к упорядоченной схеме научных понятий и знаний от неупорядо-ченного, случайного, неполного набора элементов, бытовых понятий , факторов. То есть, оцениваем:

структуру, полноту, соответствие науке, точность примеров

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Самооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая диагностику (пример для ОШ) Понятия Алгоритмы, способы действий, правила  А) Я не понимаю/не могу запомнить, как надо действовать, и не умею так делать. А) Я не знаю, что означает этот термин.   Б) Я знаю, как надо делать, и почему именно так, но не могу пояснить свои действия, и пока не умею этого делать. Б) Я знаю, что означает этот термин, по-нимаю его смысл и о чём идёт речь, но не всегда могу грамотно употреблять в речи.   В) Я знаю, как и почему надо делать именно так, у меня часто получается, но не всегда могу это пояснить. В) Я знаю, что означает этот термин, понимаю его смысл, активно употребляю в речи, но не могу объяснить другим.   Г) Я умею это делать, могу пояснить свои действия и могу объяснить это однокласснику. Г) Я знаю, что означает этот термин, по-нимаю его смысл, активно употребляю в речи и могу объяснить своему одноклас-снику, который этого не понимает.

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Самооценка и рефлексия своего уровня понимания, дополняющая диагностику (пример для ОШ)

Понятия

Алгоритмы, способы действий, правила

А) Я не понимаю/не могу запомнить, как надо действовать, и не умею так делать.

А) Я не знаю, что означает этот термин.

Б) Я знаю, как надо делать, и почему именно так, но не могу пояснить свои действия, и пока не умею этого делать.

Б) Я знаю, что означает этот термин, по-нимаю его смысл и о чём идёт речь, но не всегда могу грамотно употреблять в речи.

В) Я знаю, как и почему надо делать именно так, у меня часто получается, но не всегда могу это пояснить.

В) Я знаю, что означает этот термин, понимаю его смысл, активно употребляю в речи, но не могу объяснить другим.

Г) Я умею это делать, могу пояснить свои действия и могу объяснить это однокласснику.

Г) Я знаю, что означает этот термин, по-нимаю его смысл, активно употребляю в речи и могу объяснить своему одноклас-снику, который этого не понимает.

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Самооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику (пример листа самооценки, ОШ) Алгоритмы, способы действий, правила Не понимаю, или не могу запомнить, не умею так делать проверка безударных гласных составление плана текста Знаю, как надо, но не умею, и не могу объяс-нить, как надо Знаю, как де-лать и почему, часто получа-ется, но не всегда могу объяснить как писать конспект –  … + Умею, могу пояснить свои действия и объяснить их одноклассни-кам +

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Самооценка и рефлексия уровня понимания, допол-няющая диагностику (пример листа самооценки, ОШ)

Алгоритмы, способы действий, правила

Не понимаю, или не могу запомнить, не умею так делать

проверка безударных гласных

составление плана текста

Знаю, как надо, но не умею, и не могу объяс-нить, как надо

Знаю, как де-лать и почему, часто получа-ется, но не всегда могу объяснить

как писать конспект

+

Умею, могу пояснить свои действия и объяснить их одноклассни-кам

+

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Листы самооценки ЛИСТ САМООЦЕНКИ Что понравилось/не понравилось Что было легко/трудно Что помогло/что помешало Что бы сделал иначе в другой раз

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Листы самооценки

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

  • Что понравилось/не понравилось
  • Что было легко/трудно
  • Что помогло/что помешало
  • Что бы сделал иначе в другой раз

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Лист самооценки (по результатам проверочной работы) 1) Выполнение этой работы мне понравилось/не понравилось потому, что ______________________ 2) Наиболее трудным мне показалось ___________ 3) Самым интересным было __________________ 4) Если бы я выполнял(а) эту работу еще раз, я бы по-другому _________________________________  5) Я бы хотел(а) попросить своего учителя ______  

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Лист самооценки (по результатам проверочной работы)

1) Выполнение этой работы мне понравилось/не

понравилось потому, что ______________________

2) Наиболее трудным мне показалось ___________

3) Самым интересным было __________________

4) Если бы я выполнял(а) эту работу еще раз, я бы по-другому _________________________________

5) Я бы хотел(а) попросить своего учителя ______

 

Формирующая оценка: некоторые приёмы и техники Лист самооценки (по результатам урока) 1) Сегодня на уроке я научился(лась) ЧЕМУ? ____________ 2) Самым неожиданным для меня сегодня стало ЧТО? ____ 3) Сегодня на уроке я узнал(а) ЧТО? ___________________ 4) Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше сделать ЧТО? ____ 5) Осталось непонятным ЧТО? ________________________ 6) Сегодня на уроке я был(а) КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?  _______________________________________  

Формирующая оценка:

некоторые приёмы и техники

  • Лист самооценки (по результатам урока)

1) Сегодня на уроке я научился(лась) ЧЕМУ? ____________

2) Самым неожиданным для меня сегодня стало ЧТО? ____

3) Сегодня на уроке я узнал(а) ЧТО? ___________________

4) Сегодня на уроке я мог(ла) бы лучше сделать ЧТО? ____

5) Осталось непонятным ЧТО? ________________________

6) Сегодня на уроке я был(а) КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? _______________________________________

 

Какие задания необходимо предлагать учащимся? Классы заданий Продуктивные задания: творческие, исследования, задания проектного типа до 30-40% Применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным Самостоятельное приобретение знаний Разрешение проблем “ метапредметные” задания (листы продвижения), задания проектного типа, задания для совместной работы, задания на развитие речи; В каждой теме Саморегуляция, самоорганизация Сотрудничество Коммуникация особый тип диагностических заданий с предметным содержанием; там, где уместно Рефлексия. Личностные смыслы учения “ метапредметные” задания (листы самооценки) , специальные вопросы к заданиям с предметным содержанием ; до 10-15% Ценностно-смысловые установки  Использование ИКТ для обучения

Какие задания необходимо

предлагать учащимся? Классы заданий

Продуктивные задания:

творческие, исследования,

задания проектного типа

до 30-40%

Применение знаний в ситуациях,

приближенных к реальным

Самостоятельное приобретение знаний

Разрешение проблем

метапредметные” задания (листы

продвижения), задания проектного

типа, задания для совместной

работы, задания на развитие речи;

В каждой теме

Саморегуляция, самоорганизация

Сотрудничество

Коммуникация

особый тип диагностических заданий

с предметным содержанием;

там, где уместно

Рефлексия. Личностные смыслы учения

метапредметные” задания (листы

самооценки) , специальные вопросы к

заданиям с предметным содержанием ;

до 10-15%

Ценностно-смысловые установки

Использование ИКТ для обучения

Глобальные компетенции – новое направление в исследовании PISA Глобальные компетенции – способность -критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; -осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; -вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Глобальные компетенции – новое

направление в исследовании PISA

Глобальные компетенции – способность

-критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

-осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

-вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!