Просмотр содержимого документа
«Презентация «Использование мнемотехники в речевом развитии речи старшего дошкольного возраста»»
МОУ Тимирязевская СШ – детский сад «Берёзка»
« Использование мнемотехники
в речевом
развитии речи старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель средней группы «Гномик»
Селезнёва Юлия Валерьевна
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Проблемы речи
детей старшего дошкольного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Где можно использовать мнемосхемы?
- Обогащение словарного запаса
- Обучение пересказу
- Составление рассказов
- Разучивание стихотворений, скороговорок,
- чистоговорок
- Отгадывание загадок
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
Пересказ сказки «Жихарка»
Пересказ сказки «Хаврошечка»
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Рассказ «Живая шляпа»
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем,
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Составление рассказов
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Зима
Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Результаты.
У детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
16.01.20
http://aida.ucoz.ru
Спасибо за внимание!