Учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ с. Вадинск
Шабаева И. И.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
разработана в
конце XX века
в США
американскими педагогами:
Дженни Стил,
Керт Мередис,
Чарльзом Темплом ,
Скоттом Уолтером.
Технология развития критического мышления позволяет:
- организовать самостоятельную работу на уроке;
- вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
- развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
- повышать уровень самоорганизации обучающихся;
- овладевать рациональными приемами самообразования;
- стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
- развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.
Актуальность :
Технология развития критического мышления позволяет реализовать системно - деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС
Обоснование проблемы
Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе
Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся
Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Приемы используемые на фазе вызова
- «Верное или неверное утверждение
- Проблемные вопросы;
- «Толстые и тонкие» вопросы;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластеры;
- Таблицы
Приемы, используемые в фазе осмысления
- Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун».
- Ведение различных записей: бортовой журнал;
- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые в фазе рефлексии
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Синквейн;
- Кластер;
- Возврат к ключевым словам;
- Устный круглый стол;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам
Кластер
Ромашка Блума
Синквейн
1.Смута
2. Опасная, разоряющая
3. Губит, ослабляет, убивает
4. Страх потери независимости
5. Разорение
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: (Н.: «Русско-японская война 1904-1905гг») таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом
КТО?
Генерал А.М. Стессель
ЧТО?
КОГДА?
Падение Порт-Артура
ГДЕ?
20.12.1904г
ПОЧЕМУ?
Ляодунский п-ов
Предательство, трусость
Сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно»
«+» (факты носят положительный характер)
«-» (отрицательное значение)
Введены пенсии колхозникам, паспорта
Возросли темпы роста с/х. продукции
Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности
Запуск первого в мире иск. спутника Земли
Искусств. материалы, тепловозы, электровозы
«!» (мне это интересно)
Потеря кадров механизаторов и др.
Упадок личного хозяйства
«Кукурузная» эпопея
Кризис в освоении целинны – эрозия почв
Продовольственный кризис
Предприятия лёгкой пром. отставали в развитии
Реформа управления народным хозяйством
Экономический курс Маленкова – интенсивный путь
Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь
Социальная политика направлена на улучшение жизни народа
РЕЗЮМЕ ( используется в фазе «рефлексии ».
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Творческие конкурсы школьного и муниципального уровней
Ф. И. участника
Наименование
Буртасов Денис
Результат, год
Школьный конкурс сочинений «Моя школа – самая лучшая»
Зотов Павел
Школьный конкурс сочинений «Моя школа – самая лучшая»
II место, 2017
Буртасов Данила
III место, 2017
Муниципальный этап олимпиады школьников по обществознанию
Буртасов Данила
Муниципальный этап олимпиады школьников по истории
Победитель, 2017
Победитель, 2017